Трансляция книжной культуры
А теперь перейдем ко второму типу трансляции культуры, который, согласно Маклюэну, связан с письменным и печатным текстами. Первые письмена возникли на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте и Месопотамии. В развалинах дворца царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ираке была найдена огромная библиотека, состоявшая из глиняных табличек с клинописными текстами. Наряду с деловыми документами, в этой библиотеке находилась научная и религиозная литература, а также словари и пособия по грамматике. В отличие от вавилонян и ассирийцев, жители древнего Египта использовали для письма особый материал, сделанный из тростника, - папирус. Уже в IV тысячелетии до н.э. в Египте появилось рисунчатое письмо. Его наносили на каменные плиты, деревянные доски и пр. Но в дальнейшем главным материалом для письма у египтян, а затем у греков и римлян стал именно папирус. Для получения папируса тростник нарезали узкими полосками, а затем склеивали их соком того же тростника, помещая изделие под пресс. Полученному материалу придавали форму длинного листа до 6 метров, который скатывали в свиток. Надо сказать, что с появлением письменности возникла и новая культурная реальность - священный текст. "Книга мертвых" древних египтян, "Тора" иудеев, "Авеста" иранцев и "Веды" индусов включают в себя описание знаменательных событий и изложение законов человеческой жизни. Но священные книги - это в первую очередь откровенное слово молитвы и религиозного гимна, обращенного к Богу. И одновременно, священный текст - это Слово, идущее от Бога к человеку и открытое только посвященному. Отсюда особая миссия жреца и священника - посредника между людьми и высшими силами. Даже писцы, переписывавшие священные тексты, в некоторых случаях проходили обряд посвящения, отделявший их, как и жрецов, от простых смертных. Уже древние народы различали священные тексты и письменные документы, имевшие практический, житейский смысл и предназначенные для большинства. Что касается античного мира, то здесь овладевать знаниями и передавать их другим стало одной из гражданских добродетелей. Известно, что жители греческого города Кротон (Южная Италия) разгромили в VI в. до н.э. Пифагорейский союз, члены которого изучали математику и астрономию под покровом тайны, придавая науке ореол таинственности. Известна и особая любовь римлян к письменному тексту. Именно у них свиток постепенно вытеснила книга современного типа, которую было легче читать, переносить и хранить. Книги, как правило, писались на пергаменте - специально выделанной овечьей или телячьей шкуре. Причем изобретение пергамента произошло по причине соперничества царя малоазийского города Пергама и царя Птолемея V. Последний запретил вывоз папируса из Египта, где правил, чтобы в Пергаме не на чем было писать. И тогда в Пергаме изобрели новый материал для письма, который уже не склеивали, а сшивали на манер тетрадки. Пергамент был дороже, но прочней и долговечней. Кроме того, в отличие от папируса, его можно было изготовить везде, где выращивали скот. Поэтому в средние века вся Европа использовала для изготовления книг только пергамент. Здесь нужно уточнить, что соперничество между Пергамом и Александрией - столицей государства, в котором правила династия Птолемеев, было связано с тем, что пергамский царь стал создавать у себя библиотеку. Но самая известная библиотека античного мира находилась именно в Александрии, и цари династии Птолемеев уделяли ей большое внимание. В Александрийской библиотеке хранилось 700 тысяч свитков, и только список этих рукописей занимал 120 из них. От имени Птолемеев на всех кораблях, заходивших в порт, проводился книжный обыск. Найденные рукописи отправляли в библиотеку, а хозяину возвращали копию. Что касается копий, то их изготавливали в специальных мастерских. Ученые рабы - писцы, которые стоили очень дорого, сидели в ряд и писали, а перед ними расхаживал начальник и диктовал текст. Такого рода мастерских было много и в городе Риме, где, как правило, в качестве писцов использовали рабов из греков. В эпоху поздней империи в городе Риме насчитывалось 29 библиотек, часть из которых организовало государство, а большинство принадлежало частным лицам. Но радикальное изменение способа трансляции культурно-исторического опыта произошло тогда, когда появились технические устройства по тиражированию письменных текстов. Именно в XV веке н.э., когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, письменная культура превратилась в книжную культуру, реализовав таким образом свои внутренние возможности. И первым результатом этого, как подчеркивает Маклюэн, стала "линейная перспектива" в качестве основы нового взгляда на мир. Не слух и осязание, как это было у "племенного человека", а зрение стало определять образ мира, формирующийся у "типографского и индустриального человека" наступившей эпохи. Здесь нужно отметить, что индустриальное производство действительно предполагает тиражирование производимой продукции. И изобретение Гутенберга - это лишь элемент грандиозного переворота в способе создания предметов быта, орудий труда и многого другого, что раньше делалось вручную. Ещё важнее то, что усовершенствование машинной техники невозможно без развития науки. А научное знание, применяемое в индустриальном производстве, должно иметь безличную форму инструкции, предписания и других чисто формальных требований. Именно в таком виде оно подходит для использования как инженером, так и работником. В результате Маклюэн прав, когда говорит, что в индустриальном обществе торжествует линейная перспектива. Ведь в культуре Нового времени, которая совпадает с подъемом индустриального производства, доминирует научный взгляд на мир, который теперь считают наиболее естественным для человека. При этом пространство воспринимается как вместилище природных тел, взаимодействующих по законам механики, и даже люди, с точки зрения естествознания Нового времени, - всего лишь тела в ряду других тел, подчиняющихся одним и тем же законам. Как раз опираясь на знание геометрии, оптики и физиологии зрения, итальянские художники ХV века изменили способ изображения мира. Вслед за мастером Джотто, который совершил шаг в сторону линейной перспективы стихийно, а точнее интуитивно, они целенаправленно стали изображать пространство глубоким, а фигуры объемными. Именно этот способ построения изображения был назван "линейной перспективой".
К НАЧАЛУ ПУНКТА
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий