logo
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Индивидуальный субъект и афинская демократия

В Афинах было три холма: Пникс - холм народа, Ареопаг - холм знати и Акрополь - холм богов. В своё время в Афинах правили цари, а затем знать. Но в победе над персами решающую роль сыграло народное большинство. Именно его волю в результате реформ Перикла стало представлять демократическое государство. В малочисленных с современной точки зрения Афинах сложилась уникальная ситуация, когда важнейшие вопросы решались народным собранием, состоящим из всех свободных граждан мужского пола. Народ решал и сам воплощал решения в жизнь от участия в войнах до строительства грандиозных храмов на Акрополе. Когда народ возмутился тем, что Перикл тратит много государственных денег на эти постройки, тот сказал: "Я буду тратить свои деньги, но тогда и надпись сделаю не "Афинский народ - в честь богини Афины", а "Перикл - в честь Афины". После такого аргумента народ разрешил Периклу любые траты.      Таким образом, афинское народное собрание стало символом народа как субъекта своей жизни и культуры. Но уникальность ситуации заключалась еще и в том, что правящее большинство в Афинах было грамотным и даже образованным большинством. По крайней мере афинянам хватало образованности для того, чтобы принимать вполне осознанные решения и в случае ошибки нести ответственность за них. А такое безусловно было, если вспомнить хотя бы суд над Сократом.      Из сказанного можно сделать вывод о том, что в Древней Греции, а точнее в Афинах, народ впервые предстал в качестве активно действующего и образованного большинства. В отличие от варваров, античный "демос" объединял людей, способных осознать свой частный интерес и соотнести его с общим благом. В античном мире народ реализует себя как субъект культуры уже не в стихийном творчестве масс, а через личные усилия индивидов, осознающих, как правило, цель и смысл своих действий.      Но указанное состояние народа было не нормой, а исключением в древнем мире. Тем более, что и в Афинах усилия отдельного индивида и целого сочетались противоречивым образом. Это противоречие ярко и образно выразил Перикл, говоря о необходимости украшения Афин. "Это не украшение, - объявил он союзникам, - а памятник нашей и вашей победе и благодарность богам, которые ее даровали". Из слов Перикла следует, что победа в греко-персидских войнах - это следствие смелости и выносливости самих людей и одновременно подарок богов. И то же самое он мог бы сказать о всех творческих победах афинян, которые они приписывали не только себе лично, но и целому сонму богов.      Таким образом, гармония личных и коллективных усилий держалась у греков на ограничении и самоограничении индивида. От имени староотеческих богов и силой государства его амбициям ставился предел, связанный со служением общему благу. И это противоречие между эгоистическими устремлениями индивида и общим благом, охраняемым традицией и законом, составляет внутреннее напряжение культуры "золотого века".      Рассматривая эволюцию субъекта культуры, мы должны перейти от античности сразу же к эпохе Возрождения, поскольку разделившее их средневековье было культурой варваров, очень медленно осваивавших достижения предыдущего времени. К этим достижениям, кстати, следует отнести и христианское вероучение, которое развилось и оформилось еще в недрах Римской империи.      Если в Древнем Риме даже простые граждане позволяли себе личную переписку, то в средние века даже короли зачастую не могли написать своего имени. Патриархальный сельский быт средневековья отличался от активной жизни граждан древнегреческих полисов и города Рима. В результате в роли субъекта культуры в средние века вновь оказалась сословная знать, способная активно действовать и принимать решения. Представители знати и церкви действовали на фоне так называемого "молчаливого большинства", которое следовало вековым традициям, а если создавало новое в области материальной и духовной культуры, то как бы исподтишка, то есть стихийно и анонимно. Даже в городах, которые стали играть значительную роль в позднем средневековье, отдельный индивид был скован корпоративными установлениями и не имел тех возможностей, которыми в свое время обладал античный гражданин.