logo
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1.2. Цивилизация Древнего Египта

Эта циилизация характеризуется, как речная. Воды Нила обеспечивали в пустынной местности процветание древним людям. Они создали систему ирригационных сооружений, чтобы удержать воду на полях. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля. В теплой влажной земле зерно успевало прорасти до наступления иссушающей жары. Зерно перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле. В муке было много песка, стиравшего до срока зубы египтян. Египтяне были хорошими садоводами, научились селекции растений, разводили пчел. В загонах для скота содержались вместе одомашненные и дикие еще животные. Строительство речных судов позволяло им путешествовать, перевозить грузы из разных стран, вести морские сражения.      Для вечной жизни фараонов и вельмож строили храмы и усыпальницы из камня, для повседневной жизни простых людей из сырцового кирпича, не предназначенного для вечности. До наших дней сохранились такие усыпальницы, как:

Древнеегипетская архитектура была монументальной, долговечной. На ее строительство сгоняли тысячи рабов, которых нещадно эксплуатировали. Рабов в Египте называли "живые мертвые". Древнеегипетская скульптура, как вообще скульптура, родилась из нужд погребального культа. Древние египтяне смолоду готовились к загробной жизни, считая, что и после смерти жизнь души будет продолжена. Для сохранения тела-вместилища души египтяне использовали приемы мумифицирования тел умерших (как и другие народы в древнее время напр., некоторые скифские племена), а также изготовления посмертных масок или прижизненных портретов. Такие маски должны были в точности передавать черты лица умершего. В местах захоронений ныне обнаруживают прижизненно созданные скульптурные и живописные портреты. Особую художественную ценность имеют портреты из местечка Файюм. Усыпальницы богато расписывались, в рисунках точно передавалось содержание трудовых процессов, особенности образа жизни, одежды, технологий изготовления тех или иных предметов.      Государства Древнего Египта были сакральными централизованными деспотиями, опирающимися на разветвленный бюрократический аппарат и жреческую касту. Личность фараона обожествлялась.      Обожествлялось и знание, которое было доступно лишь жрецам. Жреческие коллегии были многоступенчатыми и закрытыми для посторонних. Жрецы не допускали к знаниям даже фараонов. Сведения, имеющиеся в их распоряжении, шифровались. Тем не менее, сохранилось множество математических, медицинских, астрономических и других папирусов. Египтяне знали десятичную систему счисления. Принципы вычисления поверхности треугольника, трапеции, круга, ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 365 дней и 12 месяцев. Древнеегипетская письменность имела несколько форм: иероглифику, письмо по камню и скоропись на папирусе. Существовали школы писцов и касты писцов. В Древнем Египте была многожанровая литература (приключения, жизнеописания, сказания, наставления, песни, плачи, мифологические сказания и др.).      Как и у всех народов пантеон богов отражал силы природы, высшие космические силы. Облики богов древних египтян изменялись с течением времени. Они имели зооморфную, полузооморфную и, наконец, полностью антропоморфную форму. В мифологических сказаниях боги жили страстями людей. Легенды из жизни богов пересказывались, видоизменялись на протяжении многих веков. При возникновении монотеистической религии многое из религиозных представлений и ритуалов древних египтян вошло в арсенал христианства. Египтяне поддерживали торговые связи со многими государствами Малой Азии, воевали с ними, были завоеваны выходцами из разных стран. Так их культура впитывала новое и отдавала свое содержание другим народам, среди которых были месопотамцы.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ