Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
В предыдуших параграфах речь шла о позитивнонаучной и неклассической моделях культуры в лице их ярких представителей, способных в самой крайней форме формулировать свою позицию, бросая вызов оппонентам. Сложнее обстоит дело там, где позиция культуролога находится на стыке точек зрения или пребывает в процессе становления. Именно так в ходе сложной и противоречивой эволюции на рубеже XIX-XX веков происходило уточнение вопроса о предмете и методе так называемых "наук о духе". Вызов был брошен представителями неокантианства, не принявшими учение В. Дильтея. Речь шла о том, что не каждая наука обладает возможностями для изучения мира духа и культуры. Напомним, что "метод" переводится с греческого как "путь следования". Что касается науки, то научная методология - это система подходов и способов изучения некоторого предмета. Науки, как известно, делятся на эмпирические и теоретические. В эмпирических науках преобладает накопление и систематизация эмпирических данных, т.е. фактов. Цель теоретической науки - объяснение этих фактов и процессов, причем в такой систематической форме, которую как раз и принято именовать теорией. Естественно, что на каждом уровне исследования используются свои особые методы. В эмпирических науках, к примеру, это наблюдение, эксперимент и индуктивные обобщения, а в теоретических науках - дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент и пр. Указанные выше методологические различения применимы прежде всего к естествознанию, или иначе - к "наукам о природе". Но такой предмет изучения, как культура, не предполагает простого и ясного метода исследования. В результате в начале прошлого века, как уже говорилось, возникла дискуссия. И в центре этой дискуссии оказалась позиция главы Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда (1848-1915), который вступил в полемику с не менее известным немецким теоретиком Вильгельмом Дильтеем (1833-1911). В своей речи "История и естествознание", произнесенной им 1 мая 1894 года при вступлении в должность профессора Страсбургского университета, Виндельбанд опровергает Дильтея, по мнению которого "науки о природе" наблюдают и изучают мир внешних объектов, а "науки о духе" - главным образом история, приобщаются к миру человеческих отношений с помощью внутреннего переживания (Erlebnis). Не принимая позицию Дильтея, Виндельбанд доказывал, что различие между естествознанием и историей не в том, что изучают, а в том, как подходят к исследуемому предмету. Более того, к одному и тому же предмету, говорил он, можно подойти как с точки зрения естествознания, так и с точки зрения истории. Причем вторая точка зрения, по убеждению Виндельбанда, предпочтительнее, поскольку исторический взгляд раскрывает недоступный естествознанию культурный смысл и ценность каждой вещи. Метод наук о природе Виндельбанд определял как номотетический, что переводится как "основополагающий" или "законополагающий". Суть этого метода в выявлении общего и регулярного, именуемого "законом". Метод наук о духе глава Баденской школы определял как идиографический, что буквально переводится как "описывающий своеобразие". В этом случае, доказывал Виндельбанд, ученый стремится выявить нечто особенное и даже уникальное. Его задача - понять не то, что есть всегда, а то, что возникает однажды в потоке становления.41 При этом мы должны ещё раз уточнить, что проявлением общего и чем-то особенным, согласно Виндельбанду, могут быть одни и те же факты в зависимости от метода изучения. В одном случае мы рассматриваем факты под знаком общности и единообразия, а в другом - как нечто частное и неповторимое. Так, наука об органической природе, по мнению Виндельбанду, номотетична, когда систематизирует земные организмы. И она же идиографична, когда рассматривает процесс возникновения и развития этих организмов. Причем при идеографическом методе мы факт определяем путем "отнесения к ценностям". Согласно Виндельбанду, в конкретном человеческом существовании, в истории и культуре, всегда присутствует нечто такое, что не схватывается в общих понятиях, но осознается самим человеком как "индивидуальная свобода". А из этого можно сделать вывод, что такие, к примеру, науки, как этнография и социология, используют неадекватный своему предмету метод. Итак, Виндельбанд предложил различать науки не по их предмету, как В.Дильтей, а только по методу исследований. К этой же позиции присоединился его ученик, принадлежащий к Баденской школе неокантианства, Г. Риккерт (1863-1936). Согласно его собственной терминологии, естественные науки, стремясь открыть общие законы действительности, пользуются "генерализирующими" процедурами, т.е. обобщают множество фактов и затем выделяют повторяющиеся моменты и связи. В противоположность этому, историческая наука "индивидуализирует", т.е. отбирает и описывает те факты, которые выражают неповторимое лицо события, явления, личности. Суть предложенного неокантианцами Баденской школы идиографического метода (Виндельбанд), а по-другому - метода индивидуализации (Риккерт) составляет процедура соотнесения культурно-исторических фактов с так называемыми "ценностями". Виндельбанд в своё время отметил, что ценности не "существуют", а "значат". Иначе говоря, если природные процессы определяются законами Вселенной, то люди в своем поведении руководствуются некими безусловными нормами или принципами, такими как Истина, Благо, Красота, Святость и т.п. Это и есть "ценности". И если ученый в своем исследовании не соотносит обнаруженные им факты культурной жизни с указанными ценностями, то ему не ясен объективный смысл изучаемых явлений. При всей спорности этой точки зрения нельзя отрицать важности обсуждаемого вопроса для исследования культуры. Действительно, обнаружив, к примеру, древнюю статуэтку, исследователь не сможет понять, является она предметом религиозного культа или просто украшением, если у него отсутствуют представления о религиозных, эстетических и других "ценностях" этого народа. Что касается нашей культуры, то большинство людей смотрят на мир через призму политических, эстетических, религиозных норм своего времени и народа и не так важно, называем мы их "ценностями" или "идеалами". Главное - понять происхождение этих норм.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий