Словарь персоналий
Андерсен Ханс Кристиан (1805-1875) - датский писатель. Родился в семье сапожника. Работал в жанре сказки, который был формой выражения жизненной философии, способом защиты человеческого достоинства ("Соловей", "Новое платье короля", "Снежная королева" и др.).
Бальзак Оноре де (1799-1850) - франц. писатель, родился в семье чиновника. Получил юридич. Образование. В историю мировой литературы вошел как создатель всеобъемлющей художественной энциклопедии жизни франции 19 в. Произв.: "Сцены частной жизни", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Сцены парижской жизни" и др.
Берлиоз Гектор (1803-1869) - франц композитор. Творил в разных жанрах: контаты, мессы, увертюры, симфонии и др. Произведения: "Детство Христа", "Троянцы", "Гарольд в Италиии", "Ромео и Джульетта" и др. Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) - немецкий композитор и органист из музыкального семейства Бахов из Тюрингии. Создал около тысячи произведений разных жанров, многие из которых связаны с культовой тематикой.
Творчество Баха - вершина искусства полифонии. В его творчестве обобщены достижения всех предшествующих эпох и заложены основы нового музыкального мышления. Произв.: "Страсти по Матфею", месса си минор, "Хорошо темперированный клавир" и мн. др.
Бетховен Людвиг ван (1770-1827) - немецкий композитор. Учился у разных педагогов. С 1792 г. живет в Вене. Как пианист выступал в аристократических салонах, давал уроки музыки. Создавал произведения в разных жанрах. Главная отличительная черта творчества - пафос революционной героики. В последние годы был поражен тяжелым недугом --глухотой. Тем не менее, продолжал работать, создавая шедевры музыкального искусства.
Верди Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. С 7 лет берет уроки музыки, с 12 лет замещает на церковных богослужениях учителя; в 15 лет дирижировал филармоническим оркестром в Буссето. В консерваторию не был принят по причине якобы недостаточности музыкальных данных и профессиональной непригодности. Композитором написано огромное число опер, которые и по сей день не сходят со сцен театров мира. Среди них: "Риголетто", "Трубадур", "Аида", "Отелло", "Травиата" и др.
Вольтер (Франсуа Мария Аруэ) (1694-1778) - просветитель, философ и писатель. Первонач. образование получил в иезуитском колледже. За сатирические произведения, высмеивавшие свет и правителей, подвергался неоднократным ссылкам, заключению в Бастилию, был выслан в Англию. Переписывался с Екатериной II, которая после его смерти приобрела библиотеку философа и перевезла ее в Петербург.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецк. философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа). Труды Гегеля оказали большое влияние на европейскую научную мысль во всех видах деятельности. Труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и др.
Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - Немецкий просветитель, ученый-энциклопедист, драматург и театральный деятель и поэт. По приглашению герцога Карла Авг уста в течение нескольких лет был главой правительства карликового герцогства. Литературные произведения: "Фауст", "Страдания молодого Вертера" и др.
Гофман Эрнст (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска, сочетал с критическим восприятием реальности.
Гоцци Карло (1720-1806) - итальянский драматург, создавал сказки-фьябы для театра с мотивами фольклора с использованием некоторых черт комедии дель арте. "Любовь к трем апельсинам", "Клороль-олень", "Турандот".
Гюйгенс Христиан (1629-1695) - крупнейший голландский физик и математик. Доктор юриспруденции Антверпенского ун-та, член Лондонского королевского общества, Французской Академии наук. Сделал ряд научных открытий в области физики, астрономии, математики. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна и его 6 спутников, изобрел часы с маятником и др. Работы: "Трактат о свете", "Рассуждения о причинах тяжести" и др.
Дега Эдгар (1834-1917) - франц. живописец, график и скульптор. Был близок к импрессионистам. Картины со строго выверенной ассиметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, с характерным поведением и обликом людей. ("Голубые танцовщицы", "Звезда" и др.).
Дидро Дени (1713-1784) - франц. просветитель и писатель, родился в семье ремесленника. Одним из первых высказал догадку об изменении биологических видов. Вместе с единомышленником философом д"Аламбером издавал "Энциклопедию, или Толковый словарь наук. искусств и ремесел", публиковал художественно-критические очерки "Салоны" (о регулярных выставках изобразительного искусства в Лувре), создавал пьесы, романы. Вершиной его литературного творчества считается повесть"Племянник Рамо". По приглашению Екатерины II жил в Петербурге. После его смерти императрица приобрела его личную библиотеку и перевезла ее в Петербург.
Диккенс Чарльз (1812-1870) - англ. писатель-романтик, сын бедного портового чиновника. Работал репортером. Романы: "Приключения Оливера Твиста", "Лавка древностей", "Жизнь Давида Коперфилда" и др.
Домье Оноре (1808-1879) - франц. график, живописец, скульптор. Представитель критического реализма, мастер остросатирического рисунка и литографии ("Добрые буржуа", "Дон Кихот" и др.).
Золя Эмиль (1840-1902) - франц. писатель-реалист, сторонник принципов натурализма в искусстве. Произв.: "Ругон-Маккары", "Западня", "Жерминаль", "Деньги" и др.
Дюма-отец Александр (1802-1870) - франц. писатель, сын республиканского генерала. Основал свой театр, писал исторические пьесы и романы: "Шевалье д' Артаньян", "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя", "Королева Марго", "Граф Монте-Кристо" и др.
Ибсен Генрик (1828-1906) - норвежский драматург. Драмы на сюжеты скандинавских саг; философско-символические драмы: "Пер Гюнт", "Нора", "Дикая утка" и др.
Кант Иммануил (1724-1804) - нем. философ, разносторонний ученый, энциклопедист, родоначальник немецкой классической философии. Профессор ун-та в Кенигсберге. Разработал космогонич. гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Теоретические труды в разных областях знания -педагогике, геологии, физики, математики и др. Рассматривал проблемы познания, логики, этики, эстетики и др. Оказал огромное влияние на последующее развитие наук. Иностранный почетн. член Петербургской АН (1794).
Курбе Госпар (1819-1877) - франц. живописец, активный участник Парижской Коммуны 1871 г., боролся за деморатические идеи, правдивое искусство. В центре его реалистических работ обобщенные образы простых людей ("Дробильщик камня", "Похороны в Орнане" и др.). Люлли Жан Батист (1632-1687) итальянец по происхождению, работал во Франции, стал основополжником французской оперной школы. Создал классический тип лирической трагедии "Армида", "Тезей", увертюры, музыку к комедиям Мольера.
Маркс Карл (1818-1883) - основоположник теории научного коммунизма. Учился в Боннском и Берлинском унив-тах. Формирование взглядов проходило под влиянием философов немецкой классической философии (Кант, Гегель и др.), представителей экономических учений и др. Энциклопедически образованный человек. Был одним из организаторов I Интернационала, считавшего своей задачей объединение рабочего класса разных стран в борьбе за свои права. В трудах, ряд которых создавался вместе с Ф.Энгельсом, придерживался диалектико-материалистического взгляда на историческое развитие общества, классовое устройство об-ва, борьбу классов, сформулировал теоретические положения, связанные с коммунистическим общественно-экономическим устройством общества.
Монтескье (1689-1755) - мыслитель и писатель из дворянской семьи, унаследовал от бездетного дяди имя, титул графа, должность и состояние. Учился в духовном учебном заведении, затем изучал право. Отказавшись от должности, стал изучать ботанику, физику, историю и анатомию. Во время путешествий по Европе изучал политическое и общественное устройство европейских стран. Двадцатилетний труд "Дух законов" оказал огромное воздействие на умонастроения соотечественников и единомышленников за рубежом. Был избран в члены Французской Академии. Как писатель известен своими произведениями: "Персидские письма" - сатира на политический режим и нравы высшего общества Франции. Книга была запрещена.
Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования (клависинист, скрипач, органист, дирижер). Обогатил все современные ему музыкальные жанры. Отразил передовые идеи эпохи Просвещения. Произв.: "Реквием", оперы "Похищение из сераля", "Волшебная флейта", "Дон Жуан" и др., около 50 симфоний, песни, фортепьянные произведения. Наполеон I (Бонапарт) (1769-1821), французский императиор 1804-1814 и март-июнь 1815. Выдающийся полководец. Уроженец Корсики. В ноябре 1799 совершил политический переворот, в результате которого стал во главе государства и армии, установил диктаторсий режим. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи. После поражения при Ватерлоо окончательно отрекся от престола. Последние годы провел на о. Св. Елены как пленник англичан.
Лаплас Пьер Симон (1749-1827) - франц. астроном. Математик, физик. Автор классических трудов про теории вероятностей и небесной механике, по дифференциальным уравнениям, теории капилярности и др. Предложил космогоническую гипотезу. Представитель механистического детерминизма. Локк Джон (1632-1704) - сын адвоката, участвовавшего во время гражданской войны на стороне парламента, против королевской армии. Закончил Вестминстерскую школу и Оксфордский ун-т. В качестве домашнего врача жил в доме лорда-канцлера Шефтсбери. Главное философское произведение "Опыт о человеческом разуме", "Два трактата о правительстве". Дает обоснование буржуазно-конституционного государства, вводит понятие "договорной теории государства", основными устоями естественного права Локк признает личную свободу и уважение частной собственности.
Мольер (наст. имя Жан Батист Поклен) (1622-1673) - франц. комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства, высмеивал сословные предрассудки дворян. Ограниченность буржуа. Произв.: "Ученые женщины", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной", "Тартюф, или Обманщик".
Моне Клод (1840-1926) - французский живописец-импрессионист. Стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня ("Стога сена", "Руанский собор" и др.).
Моррис Уильям (1834-1896) - писатель, художник, общественный деятель. Родился в семье предпринимателя. Окончил Оксфордский университет. Вместе с Рескиным возглавил движение прерафаэлитов. Причислял себя к сторонникам социализма. Читал лекции и вел пропаганду эстетики, средневекового искусства, социальных теорий. Основал вместе с единомышленниками в 1885 г. Социалистическую лигу. Участвовал в создании ремесленных мастерских, работавших на принципах традиционного искусства.
Ньютон Исаак (1642-1727) - величайший физик и математик. Сформулировал оснвные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения и исчисление бесконечно малых. Происходил из семьи небогатого фермера-арендатора. Учился в Тринити-колледж, по окончании которого со степенью бакалавра начал читать лекции в Кембриджском университе. Получив степень магистра, занял кафедру натуральной философии, т.е. физики и математики. Был смотрителем монетного двора, избирался в парламент.
Пуссен Никола (1594-1665) - франц. живописец -классицист. Создавал произведения на мифологические, религиозные сюжеты, утверждал силу разума и общественно-этические нормы. Произв. "Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи", "Пейзаж с Полифемом" и др.
Равель Морис (1875-1937) - французский композитор. В 14 лет поступил в Парижскую консерваторию. Автор симфонических и оперных произведений: "Болеро", "Сказки матери-гусыни", "Испанская рапсодия", балет "Дафнис и Хлоя", опера "Испанский час" и др.
Ренуар Огюст (1841-1919) - французский живописещ, график и скульптор. Близок к импрессионистам. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту ("Ж.Самари". "Мулен де ла Галет" и др.).
Cвифт Джонатан (1667-1745) - ирландский писатель-просветитель. Получил богословское образование. Автор памфлетов и единственного романа "Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей".
Скотт Вальтер (1771-1832) - шотландский поэт, романист, историк. Родился в семье юриста. Мировую славу принесли исторические романы "Пуритане", "Роб Рой", "Эдинбургская темница", "Айвенго" и др.
Стендаль (Анри Бейль) (1783-1842) - франц. писатель, участвовал в итальянском походе Наполеона, занимался журналистикой. Произв.: "Красное и черное", "Ванина Ванини", "Пармская обитель" и др.
Стефенсон Джордж (1781-1848) - англ. изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту. Построил первую практически используемую модель паровоза ("Ракета"), первую ж.д. общественного пользования Дарлингтон-Стоктон.
Уатт Джеймс (1736-1819) - англ. изобретатель, создатель универсального телового двигателя, паровой машины с цилиндром двойноно действия. Машина Уатта сыграла большую роль в переходе к машинному производству.
Энгельс Фридрих (1820-1897) - немецкий философ, один из основополжников теории научного коммунизма. Соратник К.Маркса. Занимался журналистикой и издательской деятельностью, участвовал в революционном движении своего времени. Энциклопедически образованный человек, свободно владевший многими иностранными языками, писал на темы философии, политики, культуры, литературно-критические статьи и др.
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий