logo
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

7.3. Культурная революция: содержание и результаты

Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

Творцами культурной революции были люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в этом одном заключалось глубокое противоречие, ставившее перед властью сложнейшие задачи.      Накануне революции 1917 года 73% населения страны не умело читать и писать. Грамотность среди нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народностей вообще не имели письменности. Ликвидация неграмотности в такой ситуации являлась подлинным социокультурным переворотом.      26 декабря 1919 году большевистское правительство принимает декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Он обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. С окончанием гражданской войны в 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Наркомате просвещения РСФСР (просуществовала до 1930 года).      Переломный момент в процессе ликбеза ( ликвидации безграмотности) наступил в 1923 году, когда под председательством М. И. Калинина организуется массовое общество "Долой неграмотность" и принимается план-обязательство по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к десятой годовщине Советской власти. Оно действовало совместно с Всероссийским обществом культурной смычки (1924) и насчитывало в своем составе более 1,5 миллионов активистов.      К концу 30-х годов страна получила уже довольно развернутую систему высших и средних специальных учебных заведений, которые могли удовлетворить острый голод страны в квалифицированных специалистах во всех областях науки и техники.      Крупным достижением первой пятилетки была ликвидация неграмотности в стране. Подавляющая часть взрослого населения научилась в ходе специальной кампании писать и читать. За годы первой пятилетки было осуществлено также в основном всеобщее обязательное начальное обучение. В 1939 году по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%.      Заметным был рост учащихся в общеобразовательной школе. Увеличился также выпуск специалистов из вузов. К концу 30-х годов в СССР было около 1 800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тысяч, что превзошло уровень 1913 года почти в десять раз. Таковы наиболее общие результаты культурной революции в Советской России.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ