Словарь персоналий
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - выдающийся древне-греческий философ и ученый, основатель школы перипатетиков, организатор Ликея; преподавал в Академии Платона; был воспитателем Александра Македонского. Ученый, внесший вклад в огромное число наук. Писал трактаты о космосе, логике, о физических явлениях, метеорологии, истории ждивотных и растений, исследовал вопросы этики, риторики, языкознания, поэтики. Анализировал политические проблемы своего времени и многое др.
Аристарх Самосский (ок. 320-250 гг. до н.э.) - др.-греч. астроном и математик. Делал расчеты объема Солнца и Земли, пришел к выводу о гелиоцентрической концепции мировоззрения, до открытия ее И. Кеплером (17 в.); рассчитал размеры Луны и расстояний солнца и Луны, впервые использовал тригонометрические функции в расчетах и др. Архимед (287-211 г. до н.э.) - др.-греч. математик, астроном, изобретатель, основатель теоретической механики. Вычислил отношение длины окружности к диаметру круга (число п), площадь эллипса, параболического сегмента, поверхности конуса и шара; вычислил объем шара, исследовал свойство спирали; ввел понятие центра тяжести и установил научные принципы статики и гидростатики и др. Им был изобретен и построен планетарий, изобретены водоподъемный механизм, ряд механизмов для военных целей.
Гесиод (конец 8 - 1 пол.7 в. до н.э.)- др.-греч. поэт, овладевший искусством рапсода, распевной декламацией эпических произведений, в том числе и поэм Гомера. Главные произведения Г. "Труды и дни" и "Теогония".
Гиппократ (ок 460-370 г. до н.э.) - др.-греч. врач, родоначальник медицинской науки. Род его восходит к богу-врачевателю Асклепию. Различал 4 основных типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики; заложил основы античной хирургии, разработал способы лечения ран, переломов, вывихов и др., ввел понятие медицинской этики. Написал множество медицинских сочинений.
Гомер - др.-греч. эпический поэт. Биографич. данные недостаточны. В античное время Г. считали автором "Илиады" и "Одиссея", гимнов и др. сочинений.
Демокрит (460-ок.370). - др.-греч. философ, основоположник атомистического строения мира. Первоначалом Д. считал множество субстанций (атомов), совокупность которых обозначал понятием бытия. Евклид (кон.4 в. до н.э.) - др.-греч. математик, основоположник античной геометрии; преподавал математику в Александрии. Систематизировал многочисленные открытия греческих математиков, заложил основы стереометрии, сферической астрономии, оптики; исследовал музыкальные интервалы и др.
Мирон (2-ая четв 5 в. до н.э.) - др.-греч. скульптор. Работы: статуи Дискобол, Афина и Марсий, статуя олимпийского бегуна Лада и др.
Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.) др.- греч.философ, родоначальник стоицизма. Учился в многих философов в том числе в платоновской Академии. Около 300 г. основал свою школу. Разработал основные принципы стоицизма. Писал трактаты об устройстве мира и о нравственной природе человека. С его точки зрения цель жизни - в достижении абсолютного бесстрастия и безразличия перед лицом судьбы, полная отрешенность от внешних обстоятельств. Стоицизм послужил одной из составных частей философии христианства.
Перикл (490-429 гг. до н.э.) - политический деятель, архонт Африн в течение 15 лет. Назывался тираном. За время своего правления содействовал последовательной демократизации афинской государственной жизни; ввел оплачиваемые государственные должности, что дало возможность привлечь к административной практике людей из средних классов, активных, но не располагавших значительными средствами. По его инициативе казна Афинского морского союза была перенесена с о-ва Делос в Афины, что позволило афинянам использовать средства для укрепления своего города, гавани Пирей, перепланировке Акрополя, создания выдающихся произведений архитектуры и скульптуры в городе. При П. Был возведен храм Парфенон. Сам П. Объединил вокруг себя выдающихся художников и ученых (Фидия, Софокла, Герадота и др.), поддерживал активную художественно-культурную жизнь города.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - др.-греч. философ, родоначальник объективного идеализма - одного из направлений античной философии. Ученик Сократа. Много путешествовал. Около 387 г. до н.э. основал в Афинах собственную школу - Академию. Характерной формой его работ были диалоги, главным действующим лицом большинства из них является Сократ. Разрабатывал вопросы этики, политики, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве, вопросы воспитания подрастающего поколения, логики, риторики и многие другие.
Поликлет (2-ая пол. 5 в. до н.э.) др.-греч. скульптор. Работал в бронзе. Произведения: статуя Геры в Аргосе, Амазонки для храма Артемиды, Дорифор (копьеносец). Делал скульптурные портреты олимпийских победителей. Разработал теоретические основы реалистической скульптуры в работе "Канон", иллюстрацией дляч которой послужила его работа Дорифор.
Cократ (470 или 469 - 399 до н.э.) древне-греческий философ. Родился в Афинах, сын ваятеля. Был одним из родоначальников философск. диалектики как нахождения истины при помощи постановки определенных вопросов и поиска ответа на них. Его основной тезис гласил, что добродетель есть знание или мудрость. Сделал понятие предметом философского исследования. Не имел письменных работ, проповедовал на улицах и площадях, считал своей задачей борьбу с софистами и воспитание молодежи.
Скопас (1-я пол. 4 в. до н.э.) - др.-греч. скульптор и архитектор. Работы: рельефы с нимфами, скульптуры в Мавзолее в Геликарнасе; статуи Афродиты Пандемос в Элиде, Аполлона Сминфея в Хрисе, безумная Менада и др.
Фидий (сер. 5 в. до н.э.)- крупнейший др.-греч. скульптор и живописец. Руководил скульптурными работами на Акрополе во время строительства Парфенона (фронтонные скульптуры и фризы до 500 единиц). Произв.: бронзов статуя Афины для Акрополя, храмовая статуя Афины Парфенос, статуи Афины Лемния. Амазонки и др. Главными свойствами его произведений современники считали возвышенность и точность.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - др.-греч. философ, основатель эпикуриизма, последователь Демокрита. В Афинах основал в 306 г. до н.э. философскую школу "Сад Эпикура". Дополнил атомистическую доктрину Демокрита учением о бесконечной делимости атомов и теорией их случайных отклонений. Отстаивал самостоятельное значение мира ощущений и чувственного знания и чувственного удовольствия. Само отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимости от внешних условий считал сердцевиной своего учения.
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий