О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
Большинство людей связывает национальную принадлежность с "кровью". Недаром в разговорном языке используют слово "полукровка", имея в виду тех, кто родился в смешанном браке. В данном случае, сами того не ведая, люди подходят к себе подобным, как к животным. У животных "полукровки" рождаются при смешении чистой и простой породы, у людей - при смешении наций. Таким образом, за словом "полукровка" стоит определенный подход к человеку. В соответствии с ним национальная принадлежность передается по наследству и выражается в строении тела, чертах лица и многом другом, связанном с врожденными особенностями человека. Когда-то так думали все. Сегодня в этом уверено большинство. Но есть и такие, кто думают иначе. И если бы не существовало людей, убежденных в том, что со временем кровное родство в качестве объединяющей силы отступает, а на первый план выходит культура, то национальный вопрос не имел бы отношения к культурологии. Здесь перед нами не просто разногласия, борьба мнений или пристрастий. По сути в этом споре противостоят друг другу две исторические реальности - этнос и нация. На смену одному способу сплочения и, наоборот, идентификации в ходе истории пришел другой, но этот процесс шел долго и мучительно и у многих народов ещё не завершился. Таким образом, путаница в умах людей отражает противоречия самой жизни. В этой путанице следует разобраться, и для начала мы уточним понятие этноса. "Этнос" в переводе с греческого означает "племя", "народ". В науке это понятие стали использовать в XIX веке, когда появилась этнография, изучавшая народы, которые до сих пор живут в общине и не знают письменности. В XX веке эту науку стали называть "этнологией". Под названием "культурная антропология" она входит в состав современной культурологии. И следует напомнить, что как раз специалисты этого направления создали в середине XX века культурологию как самостоятельную науку. Но для нас важнее другое, а именно то, что сегодня, как и в XIX веке, основой этой науки являются экспедиции, в ходе которых этнос изучают в живом и непосредственном виде. Так поступали все выдающиеся представители этого направления - Ф. Боас, Б. К. Малиновский, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и другие. Каждый из них фиксировал своё внимание на обычаях, мифах и искусстве того или иного народа. Таким образом, при изучении этносов выявлялось не что-либо, а элементы этнической культуры, соединяющей людей даже там, где еще главенствуют кровнородственные связи. Этническая культура является тем, что выделяет людей из "животного царства" на самых ранних ступенях развития. Этнографические исследования показали, что даже у дикарей Южной Америки, Африки и Полинезии, и в наши дни не достигших ступени варварства, существуют способы культурной идентификации, т.е. разделения людей на "своих" и "чужих". "Идентичный" переводится с латыни как "тождественный", а "идентификация" - это установление тождества между предметами, процессами и проч. Понятно, что полное тождество даже между родственниками возможно лишь у близнецов. Но в человеческом сообществе идентификация - это признание совпадения между людьми не в деталях, а в главном. И на ранних ступенях развития то главное, что объединяет людей в коллектив, имеет явно выраженные, зримые черты. На ступени дикости люди жили сплоченными кровнородственными коллективами. И дикарь отличал "своего" от "чужого" прежде всего по внешности. Но уже у диких народов этнодифференцирующую роль играет также культура. Ведь "своих" от "чужих" здесь отличает не только цвет кожи, но и ее раскраска, не только характер волос, но и прическа, а также бытовые и культовые предметы, язык и поведение человека. Однако люди, в отличие от животных, способны и на большее, а именно на самоидентификацию. И происходит это на ступени варварства, когда культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других, но и своё родовое единство в лице общего предка. Уточним, что к этнической культуре относят бытовые привычки разных народов. Так люди издревле по-разному переносили воду, добывали и готовили пищу, обустраивали своё жилище. Более сложным элементом этнической культуры являются обычаи, обряды, к которым относятся традиционные действия, совершаемые во время свадеб, похорон и т.д. Этническая культура включает национальную одежду и местный разговорный язык, именуемый "диалектом", и, наконец, фольклор, то есть народное искусство, к которому относятся народные танцы и песни, эпические сказания и мифы. Все перечисленное выше принадлежит к этнической культуре и в ясном и определенном виде присутствует у всех народов на ступени варварства. При этом этническая культура, как уже отмечалось, создается стихийно, и её "автором" является весь народ. Она передается в прямом общении и в устной форме, т.е. является дописьменной культурой. Но ещё важнее то, что к этнической культуре человек приобщается в непосредственном процессе жизни. Для ее освоения не нужны школы и музеи, театры и концертные залы. "Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверия, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи"19. Иначе говоря, чтобы приобщиться к этнической культуре, нужно было просто родиться в этом родовом коллективе. Ведь такая культура обращена именно к роду, а не к личности, а потому не требует от индивида каких-то особых талантов и усилий. Итак, кровное родство определяет не национальную, а этническую принадлежность человека. Но и в этносах, относящихся к ранним ступеням социального развития, кровнородственная связь дополнялась и цементировалась своеобразной этнической культурой. Причем принадлежность к этносу устанавливалась в момент самого рождения, а дописьменная этническая культура осваивалась в непосредственном потоке жизни и потому не предполагала ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности. Так происходила и происходит этническая идентификация человека.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий