logo search
Хрестоматия 2009

7. Из справки Отдела народного образования сваг о контроле над немецким народным образованием в Советской зоне оккупации Германии по состоянию на 1 октября 1946 г.20 октября 1946 г.

Народное образование в фашистской Германии было мощным средством воспитания немецкого народа в духе расизма, милитаризма и человеконенавистнических нацистских доктрин.

Решением Берлинской конференции трех держав от 17 июля 1945 г. на главнокомандующих оккупационными союзными войсками возложена обя­занность так контролировать образование в Германии, чтобы «полностью уст­ранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успеш­ное развитие демократических идей».

Исходя из этих решений Берлинской конференции трех держав, в Совет­ской зоне оккупации Германии проведены следующие мероприятия в области народного образования:

I. В области школьного образования

Основным демократическим принципом школьного образования является реальная доступность всем слоям населения обучаться и обучать своих детей на равных основаниях во всех звеньях системы народного образования. В Гер­мании этот принцип отсутствовал. Система народного образования в Герма­нии носила двойственный характер. Подавляющая масса детей трудящихся фактически могла обучаться только в 8‑летней народной школе (фольксшу­ле). По своим программам, учебным планам и организации учебного процесса эта школа резко отставала от соответствующих классов гимназий, реальных училищ, лицеев и других средних учебных заведений, где фактически учились дети привилегированных классов…

Таким образом, подавляющее большинство детей трудящихся искусственно отстранялось от среднего и высшего образования и вынуждено было ограничиться лишь образованием за народную школу.

Эта несправедливость по отношению к трудящимся ликвидирована в Советской зоне оккупации Германии. В июле месяце 1946 г. президентами всех провинций Советской зоны оккупации Германии принят закон о демократизации немецкой школы. Закон этот ликвидировал двойственный характер прежней системы народного образования в Германии, установил реальную доступность для всех слоев немецкого населения обучать своих детей во всех типах учебных заведений и поставил перед школой задачу воспитания молодого поколения в духе подлинного демократизма и гуманизма.

По закону о демократизации немецкой школы каждому молодому человеку города и деревни, без различия пола, вероисповедания, происхождения, национальности и имущественного положения родителей предоставляется равное право на образование и развитие соответственно его наклонностям и способностям…

В целях обеспечения фактической доступности общеобразовательной школы детям всех слоев немецкого населения закон о демократизации школ устанавливает еще бесплатность обучения во всех типах общеобразовательных школ с 1-го по 8-й класс включительно, а с 9-го 12‑й класс устанавливает принцип прогрессивной платности, в зависимости от имущественного положения родителей, от 150 до 200 марок в год.

В соответствии с законом о демократизации школы немецкими органами народного образования под контролем советских оккупационных властей разработаны и разосланы во все школы новые программы, учебные планы и новые методические инструкции.

Новые учебные планы и программы принципиально отличны от программ и учебных планов как Веймарского периода, так и гитлеровского режима. Они обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка, широкую общеобразовательную гуманитарную подготовку и специализацию на ее основе в 9–12-х классах, а также полную доступность учащимся поступления в высшие учебные заведения и университеты…

III. Учительские и руководящие кадры

Решением Берлинской конференции руководителей трех держав главнокомандующие оккупационными союзными войсками обязаны удалить с общественных или полуобщественных должностей и соответственных постов всех бывших членов нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, а также всех других лиц, враждебных союзным целям.

Исходя из этих решений, СВА с первых дней своей деятельности приступила к пересмотру всех учительских и руководящих кадров в органах народного образования и удалению с занимаемых постов бывших нацистов и лиц, враждебных союзным целям.

На 1 июля 1945 г. в Советской зоне оккупации Германии было 41 500 чел. учителей. 85% из этого числа учителей ранее состояли в нацистской партии. За истекший год отстранено от работ 30 000 быв. членов нацистской партии и лиц, враждебных союзным целям. Для их замены на свободные вакансии возвращены учителя, ранее устраненные фашистами, и привлечены к педагогиче­ской работе специалисты из демократической интеллигенции. Для этих лиц были организованы 3–4‑месячные и 2‑месячные педагогические курсы. На этих курсах подготовлено 7 754 чел. новых учителей. Кроме того, были орга­низованы 8‑месячные педагогические курсы для лиц, имеющих среднее и незаконченное среднее образование. На этих курсах подготовлено и назначено на работу 25 120 чел. новых учителей.

Не ограничиваясь курсовой подготовкой новых учительских кадров, немецкие органы народного образования организовали с 1 октября 1946 г. педагогические факультеты при немецких университетах для подготовки учителей 5–8‑х классов средней школы с общим количеством студентов 1 200 чел. С 15 октября с. г. при этих факультетах организуются краткосрочные курсы на 2–3 тысячи чел. для подготовки преподавателей истории и на 2 тыс. чел. – для подготовки учителей младших (1–4-х) классов. 50% курсантов и 75% сту­дентов обеспечиваются стипендиями в размере от 100 до 150 марок в месяц. В новой системе подготовки учителей главнейшее внимание уделяется их политической подготовке, подготовке в области истории, в области своей спе­циальности и, наконец, в области педагогики и методики. Все дисциплины преподаются в духе демократизма, научности и антимилитаризма.

Наряду с очисткой учительских кадров от нацистских и враждебных элементов, проведена полная очистка от враждебных элементов и в органах и учреждениях народного образования.

Всего в немецких органах народного образования работает около 1200 чел. Из них членов СЕПГ – 62%, членов других партий антифашистского блока – 8% и беспартийных – 30%. Все бывшие нацисты из этих органов удалены… [10. С. 601–608]