12 Июля 2008 г.)
I. Общие положения
Концепция внешней политики Российской Федерации (далее — Концепция) — система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России.
Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.
Эволюция международных отношений в начале XXI в. и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. …
В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — защитой интересов личности, общества и государства — главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;
формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;
поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.
Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.
Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций — все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.
На современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач.
На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.
Интересы России непосредственно связаны и с другими мировыми тенденциями, среди которых:
глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически слабых государств. Усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов, создается угроза углубления диспропорций в развитии различных регионов мира из-за неравенства стартовых позиций и внутренних потенциалов для ответа на вызовы модернизации. Глобализации противостоит растущее стремление отдельных стран защитить свой экономический суверенитет, причем нередко такой протекционизм приобретает форму экономического национализма, когда прагматические интересы подменяются политическими соображениями. Натиск глобализации испытывает на себе культурная самобытность подавляющего большинства стран и народов;
объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике, вызванное усилением взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости мирового развития;
наращивание экономического потенциала новых центров глобального роста, связанное в том числе с более равномерным распределением ресурсов развития вследствие либерализации мировых рынков. Экономический подъем в таких странах и регионах конвертируется в их политическое влияние, при этом дальнейшее развитие получает тенденция к полицентричному миропорядку;
развитие региональной и субрегиональной интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности, включая миротворчество;
военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, ввести в практику разделение государств на категории с различным объемом прав и обязанностей несут в себе угрозу подрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольным вмешательством во внутренние дела суверенных государств;
игнорирование отдельными государствами и группами государств основных принципов международного права. Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и применения.
Отличительная черта российской внешней политики — ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.
III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем…
1. Формирование нового мироустройства
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях. Ее главный инструмент — многосторонняя дипломатия.
Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI в. должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. Это предполагает:
неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН;
рациональное реформирование ООН в целях ее планомерной адаптации к меняющимся политическим и экономическим реалиям в мире;
дальнейшее повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу в процессе реформирования большей представительности при обеспечении должной оперативности в его работе. Любые решения по созданию дополнительных мест в Совете Безопасности ООН должны приниматься на основе самого широкого согласия государств — членов ООН. Статус пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть сохранен.
Россия придает большое значение повышению управляемости мирового развития, созданию саморегулируемой международной системы, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. В этих целях Россия будет наращивать взаимодействие в таких форматах, как «Группа восьми» и ее диалог с традиционными партнерами, «тройка» (Россия, Индия и Китай), «четверка» БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок.
2. Верховенство права в международных отношениях
Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Поддержание и укрепление международной законности — одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также при обеспечении интересов мирового сообщества в целом…
3. Укрепление международной безопасности
Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности…
4. Международное экономическое и экологическое сотрудничество
Своими устойчиво высокими темпами экономического роста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе, природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов. Соответственно, Россия намерена активно содействовать, в том числе посредством своего присоединения к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития, формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и эффективного участия в ней…
5. Международное гуманитарное сотрудничество и права человека
Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека…
6. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности
Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.
IV. Региональные приоритеты
Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ…
Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона — от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на общеевропейском саммите.
Россия заинтересована в том, чтобы ОБСЕ добросовестно выполняла возложенную на нее функцию — форума для равноправного диалога государств — участников ОБСЕ и коллективной выработки консенсусных решений на основе всеобъемлющего и основывающегося на балансе интересов подхода к безопасности в ее военно-политическом, экономическом и гуманитарном аспектах. Полноценная реализация этой функции возможна через перевод всей работы ОБСЕ на прочную нормативную базу, обеспечивающую верховенство прерогатив коллективных межправительственных органов.
Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия — НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, — терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.
Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия заинтересована в эффективном использовании существующей разветвленной инфраструктуры взаимодействия, включая постоянный диалог по проблемам внешней политики, безопасности и стратегической стабильности, который позволяет находить взаимоприемлемые решения на основе совпадающих интересов.
Для этого необходимо перевести российско-американские отношения в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах, а там, где между Россией и США сохраняются разногласия, работать над их урегулированием в духе взаимоуважения.
В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями.
Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией, наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы, расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях, поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях. [ 6]
- Хрестоматия по новейшей истории стран европы и америки (1918–2009 гг.)
- Издание предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов вузов. Оно имеет целью оказать практическую помощь в преподавании курса новейшей истории стран Европы и Америки.
- Оглавление
- I. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования. Версальско‑Вашингтонская система
- 1. Перемирие между союзниками и ГерманиейКомпьенский лес близ Ретонд. 11 ноября 1918 г.
- 2. Версальский договор28 июня 1919 г.
- 3. Сен‑Жерменский мирный договор10 сентября 1919 г.
- 4. Нейиский мирный договор27 ноября 1919 г.
- 5. Трианонский мирный договор4 июня 1920 г.
- 6. Севрский договор10 августа 1920 г.
- Часть II. Границы Турции
- ЧастьIii.
- 8. Трактат между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией об ограничении морских вооружений («Договор пяти держав»)Вашингтон. 6 февраля 1922 г.
- Глава I. Общие положения об ограничении вооружений на море
- Глава III. Общие постановления
- II. Германия в 1918–1929 гг.
- 1. Воззвание общегерманской конференции немецких левыхОктябрь 1918 г.
- 2. Призыв «Спартака» к углублению революции10 ноября 1918 г.
- 3. Указ о попечении безработных13 ноября 1918 г.
- 4. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета об аннулировании Брест‑Литовского договораМосква. 13 ноября 1918 г.
- 5. Распоряжение о регулировании времени индустриальных рабочих23 ноября 1918 г.
- 6. Указ о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров23 декабря 1918 г.
- 7. Веймарская конституция11 августа 1919 г.
- 8. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германией. («Рапалльский договор»)16 апреля 1922 г.
- 9. План Дауэса30 августа 1924 г.
- 10. Договор о дружбе и нейтралитете между ссср и Германией24 апреля 1926 г.
- III. Великобритания в 1918–1929 гг.
- 1. Заявление премьер‑министра д. Ллойд‑Джорджа о целях Великобритании в Первой мировой войне5 января 1918 г.
- 2. Акт о народном представительстве1918 г.
- Часть I. Право голоса
- 3. Образование коммунистической партии Англии31 июля – 1 августа 1920 г. А). Резолюция лондонского съезда об общей политике партии
- Б). Резолюция лондонского съезда о парламентской деятельности
- 4. Закон о чрезвычайных полномочияхНоябрь 1920 г.
- 5. Англо‑советское торговое соглашение16 марта 1921 г.
- 6. Соглашение между Великобританией и Ирландией6 декабря 1921 г.
- 8. Нота начальника Восточного отдела британского ведомства иностранных дел Грегори на имя полномочного Представителя Союза сср в Лондоне24 октября 1924 г.
- 9. Решения имперской конференции1924 г. А). О статусе Англии и доминионов
- Б). О положении генерал‑губернаторов
- 10. Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзахИюль 1927 г.
- 11. Из речи председателя конгресса Джорджа Хикса на Эдинбургском конгрессе тред‑юнионовНоябрь 1927 г.
- IV. Франция в 1918–1929 гг. Из Манифеста Турского съезда Французской коммунистической партии о присоединении к Коминтерну 30 декабря 1920 г.
- V. Италия в 1918–1929 гг.
- 1. Из МанифестаIсъезда Итальянской коммунистической партииЯнварь 1921 г.
- 2. Реформа политического представительства17 мая 1928 г.
- VI. Венгерская Советская Республика
- 1. Сообщение Венгерского Советского правительства об установлении в Венгрии диктатуры пролетариата22 марта 1919 г.
- 2. Декрет революционного правительственного Совета о национализации промышленных и транспортных предприятий, шахт и рудников26 марта 1919 г.
- 5. В. И. Ленин. Привет венгерским рабочим27 мая 1919 г.
- VII. Сша в 1918–1929 гг.
- 3. Образование коммунистической партии в сша
- 4. У. Гардинг. Речь, посвященная внешней политике
- 5. Политическая платформа кандидата в президенты Лафоллета1924 г.
- 6. Обращение г. Гувера при выдвижении его кандидатом в президенты11 августа 1928 г.
- VIII. Международные отношения в 1919–1929 гг.
- 1. Цели войны и условия мира (Четырнадцать пунктов Вильсона). Послание Конгрессу8 января 1918 г.
- 2. Предложение союзных держав относительно мирной конференции на Принцевых островах22 января 1919 г.
- 3. Ответ Народного комиссариата по иностранным делам рсфср по поводу предположенного созыва конференции на Принцевых островах4 февраля 1919 г.
- 4. Из материалов главного командования армиями Антанты об организации интервенции в России17 февраля 1919 г.
- 7. Манифест Коммунистического Интернационала к рабочим всех стран1919 г.
- 6. Устав Лиги НацийВступил в силу 10 января 1920 г.
- 7. «Линия Керзона». (Вопрос о восточных границах Польши.) Радиотелеграмма британского министра иностранных дел народному комиссару по иностранным делам рсфср12 июля 1920 г.
- 8. Условия приема в Коммунистический Интернационал30 июля 1920 г.
- 9. Из резолюции Верховного совета АнтантыКанны. 6 января 1922 г.
- 10. Меморандум делегации рсфср на Генуэзской конференции20 апреля 1922 г.
- 11. Четвертый конгресс Коммунистического Интернационала о борьбе с фашизмом (Резолюция «Тактика Коммунистического Интернационала»)5 ноября – 5 декабря 1922 г.
- 5. Международный фашизм
- 12. Лозаннская конвенция касательно режима проливов24 июля 1923 г.
- 13. Пятый конгресс Коммунистического Интернационала о тактике единого фронта17 июня – 8 июля 1924 г.
- 14. Протокол о воспрещении употребления на войне химических и бактериологических средств17 июня 1925 г.
- 15. Локарнский договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией16 октября 1925 г.
- 16. Из политического отчета цк вкп(б)xVсъезду вкп (б)3 декабря 1927 г.
- 17. Пакт Бриана – КеллогаПариж. 27 августа 1928 г.
- 18. Из тезисовVIконгресса Коминтерна «Международное положение и задачи Коммунистического Интернационала»Август 1928 г.
- X. Германия в 1929–1939 гг.
- 1. План Юнга. (Доклад комитета экспертов репарационной комиссии)Январь 1930 г.
- 2. Гитлер а. Майн кампф (извлечение)
- 3. Из выступления а. Гитлера3 февраля 1933 г.
- 4. Закон в целях устранения бедствий народа и государства24 марта 1933 г.
- 5. Закон против образования новых партий14 июля 1933 г.
- 6. Закон о порядке национального труда20 января 1934 г.
- 7. Закон о переустройстве империи30 января 1934 г.
- 8. Закон о ликвидации рейхсрата14 февраля 1934 г.
- 9. Закон об обеспечении единства партии и государства1 декабря 1933 г. (с изменениями от 8 июля 1934 г.)
- 10. Закон о верховном главе Германской империи1 августа 1934 г.
- 11. Германо‑польская декларация о необращении к силеБерлин. 26 января 1934 г.
- 12. Французская нота протеста против нарушения Германией военных условий Версальского договора, сообщенная германскому правительству21 марта 1935 г.
- 13. Из пакта о дружбе и союзе между Германией и ИталиейБерлин. 22 мая 1939 г.
- XI. Великобритания в 1929–1939 гг.
- 1. Вестминстерский статут11 декабря 1931 г.
- 2. Англо‑германское морское соглашениеЛондон. 18 июня 1935 г.
- 3. «Партийная лояльность». Обращение Исполнительного комитета лейбористской партии12 января 1937 г.
- 4. Соглашения между правительством Соединенного Королевства и правительством ЭйреАпрель 1938 г.
- 5. Соглашение между федерацией британской промышленности и имперской (германской) группой промышленности15 марта 1939 г.
- 6. Англо‑германская декларацияМюнхен. 30 сентября 1938 г.
- XII. Франция в 1929–1939 гг.
- 1. Пакт о ненападении между ссср и Францией29 ноября 1932 г.
- 2. Из воззвания Французской коммунистической партии к французским пролетариям8 февраля 1934 г.
- 3. Из пакта о единстве действий Французской коммунистической партии и Французской социалистической партии (сфио)27 июля 1934 г.
- 4. Письмо Политкомиссии икки в цк кп Франции19 октября 1934 г.
- 5. Договор о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой2 мая 1935 г.
- 6. Программа Народного ФронтаЯнварь 1936 г.
- § 5. Профсоюзные свободы:
- 7. Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве20 июня 1936 г.
- 8. Закон, устанавливающий 40‑часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках27 июня 1936 г.
- 9. Рабочий материал Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала о задачах Народного фронта во Франции2 апреля 1938 г.
- 10. Телеграмма полпреда ссср во Франции я. З. Сурица в нкид сссрОктябрь 1938 г.
- 11. Франко‑германская декларация6 декабря 1938 г.
- XII. Италия в 1929–1939 гг.
- 1. Из работы б. Муссолини «Доктрина фашизма»1932 г.
- 2. Новая хартия единства действий коммунистической и социалистической партий26 июля 1937 г.
- XIII. Испания в 1934–1939 гг.
- 1. Декрет о проведении аграрной реформы7 октября 1936 г.
- 2. Итало‑испанское соглашение28 ноября 1936 г.
- XIV. Сша в 1929–1939 гг.
- 1. Политическая платформа демократической партии1932 г.
- 2. Инаугурационная речь президента сша ф. Рузвельта4 марта 1933 г.
- 3. Поправки к Конституции сша
- 5. Закон о восстановлении национальной экономики16 июля 1933 г.
- Чрезвычайное федеральное управление общественных работ
- 6. Договор между сша и Кубой об отмене поправки Плата29 мая 1934 г.
- 7. Закон о трудовых отношениях. (Закон Вагнера)5 июля 1935 г.
- 8. Закон о социальном обеспечении14 августа 1935 г.
- 9. Закон сша о нейтралитете1 мая 1937 г.
- Экспорт других товаров и материалов
- 2. Договор о ненападении между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой25 июля 1932 г.
- 3. Пакт согласия и сотрудничества, заключенный между Германией, Соединенным Королевством, Францией и ИталиейРим. 15 июля 1933 г.
- 4. Из предложений Союза сср по созданию в Европе системы коллективной безопасности, одобренных цк вкп(б)19 декабря 1933 г.
- 5. Конвенция об определении агрессии3–5 июля 1933 г.
- 6. Резолюция о нарушении Германией военных условий Версальского договора, принятая Советом Лиги наций17 апреля 1935 г.
- 7. Германская нота протеста против резолюции Совета Лиги наций по поводу довооружений Германии, направленная правительствам членов Совета Лиги наций17 апреля 1935 г.
- 8. Из договора о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой16 мая 1935 г.
- 9. Из доклада г. Димитрова наViIконгрессе Коминтерна2 августа 1935 г.
- 10. «Наступление фашизма и задачи Коммунистического интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма». РезолюцияViiКонгресса Коминтерна20 августа 1935 г.
- 11. Меморандум правительства Германии правительствам Франции, Великобритании, Италии и БельгииВручен 7 марта 1936 г.
- 12. Конвенция о режиме проливовМонтрё. 20 июля 1936 г.
- Раздел I. Торговые суда
- Раздел II. Военные корабли
- 13. Антикоминтерновский пакт25 ноября 1936 г.
- 14. Соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией. («Мюнхенский сговор»)29 сентября 1938 г.
- 15. Из отчетного доклада Центрального комитета вкп(б)xviiIсъезду вкп(б)10 марта 1939 г.
- 16. Договор о ненападении между Германией и Советским СоюзомМосква. 23 августа 1939 г.
- 17. Постановление Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик о политической и правовой оценке советско‑германского договора о ненападении 1939 г.24 декабря 1989 г.
- XVI. Вторая мировая война (1939–1945 гг.)
- 1. Германо‑советское коммюнике18 сентября 1939 г.
- 2. Германо‑советское коммюнике22 сентября 1939 г.
- 3. Договор о дружбе и границе между ссср и Германией28 сентября 1939 г.
- 4. Закон о «нейтралитете» сша4 ноября 1939 г. Объединенная резолюция
- 5. Обращение генерала де Голля к французамЛондон. 18 июня 1940 г.
- 6. Капитуляция Франции. Условия перемирия Германии с Францией22 июня 1940 г.
- 7. Пакт трех державБерлин. 27 сентября 1940 г.
- 8. Из послания Президента сша ф. Рузвельта Конгрессу6 января 1941 г.
- 9. Закон об укреплении обороны Соединенных Штатов. (Закон о ленд‑лизе)11 марта 1941 г.
- Раздел 2. В смысле, применяемом в настоящем Законе, термин «оборонный материал» означает:
- Раздел 10
- 10. Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и ЯпониейМосква. 13 апреля 1941 г.
- 11. Из выступления премьер‑министра Великобритании у. Черчилля по радио22 июня 1941 г.
- 12. Соглашение между правительствами ссср и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии12 июля 1941 г.
- 13. Атлантическая хартияо. Ньюфаундленд. 14 августа 1941 г.
- 14. Из военного послания Президента сша ф. Рузвельта Конгрессу8 декабря 1941 г.
- 15. О мотивах сотрудничества сша с Советским Союзом. Документы командования американских вооруженных сил1942–1944 гг.
- 16. Декларация о создании Союза Объединенных Наций1 января 1942 г.
- 17. Договор между ссср и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны26 мая 1942 г.
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 1‑я настоящего договора остается в силе до восстановления мира между Высокими Договаривающимися Сторонами и Германией и державами, связанными с ней в актах агрессии в Европе.
- Часть 2‑я настоящего договора остается в силе на период 20 лет... [26. С. 199–200]
- 18. Соглашение между правительствами ссср и сша о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии11 июня 1942 г.
- 19. Франко‑советское коммюнике28 сентября 1942 г.
- 20. Условия перемирия с Италией3 сентября 1943 г.
- 21. Декларация сша, ссср и ВеликобританииТегеран. 1 декабря 1943 г.
- 22. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании4–12 февраля 1945 г.
- 23. Заявление советского правительства о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией5 апреля 1945 г.
- 24. Акт о безоговорочной капитуляции ГерманииБерлин. 8 мая 1945 г.
- 25. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав17 июля – 2 августа 1945 г.
- 26. Акт о капитуляции Японии2 сентября 1945 г.
- XVIII. Страны Запада во второй половине 1940‑х –1980‑е гг.
- 1. Выступление президента Гарри Трумэна на совместном заседании палат конгресса сша. («Доктрина Трумэна»)12 марта 1947 г.
- 2. Речь государственного секретаря сша Джорджа Маршалла в Гарвардском университете. («План Маршалла»)5 июня 1947 г.
- 3. Вашингтонский договор. (Образование нато)4 апреля 1949 г.
- 4. Устав Совета ЕвропыЛондон. 5 мая 1949 г.
- Глава I. Цель Совета Европы
- 5. Договор об учреждении Европейского объединения (сообщества) угля и стали (еоус)Париж. 18 апреля 1951 г.
- 6. Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли1960 г.
- 7. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (в редакции 1986 г.)Рим. 25 марта 1957 г.
- XIX. Сша в 1945–1989 гг.
- 1. Из телеграммы поверенного в делах сша в Москве Дж. Кеннана в Государственный департамент сша22 февраля 1946 г.
- 2. Закон Тафта‑Хартли23 июня 1947 г.
- Глава 7. Взаимоотношения между трудящимися и администрацией
- 3. Об управлении специальными операциями. (Директива 10/2 Совета национальной безопасности сша)18 июня 1948 г.
- 4. Угрозы национальной безопасности сша и меры по их нейтрализации. Доклад Государственного Департамента сша Совету Национальной Безопасности. Документ № 6918 августа 1948 г.
- Часть 2. Существует две концепции в решении вопроса о влиянии факторов войны и мира на характер национальных идей.
- 5. Цели сша в отношении ссср. Доклад Совета Национальной Безопасности. Документ № 7022 ноября 1948 г.
- 6. Доклад снб о целях сша в отношении России по вопросам обеспечения безопасности. Документ № 7123 ноября 1948 г. Заключение
- 7. Доклад Совета Национальной Безопасности Президенту в ответ на запрос. Документ № 7531 января 1950 г.
- I. Корни существующего кризиса
- II. Основная цель сша
- III. Основной конфликт в области идей и приоритетных ценностей между сша и Москвой а. Природа конфликта
- Б. Задачи
- 8. Цели и программы Соединенных Штатов по национальной безопасности. Меморандум Совета национальной безопасности № 68. (Директива «снб–68»)7 апреля 1950 г.
- В. Военные
- В. Военные
- Б. Накопление и использование атомного оружия
- 9. Закон Маккарэна23 сентября 1950 г.
- § 2. Из свидетельств, представленных различным комитетам Сената и Палаты представителей, Конгресс заключает, что:
- § 102. (А) Если произойдет любое из нижеследующих событий:
- Раздел IV. Американские республики
- 12. Речь государственного секретаря сша Дж. Ф. Даллеса. («Доктрина массированного возмездия»)Нью‑Йорк. 12 января 1954 г.
- 13. «Доктрина Эйзенхауэра». Из резолюции конгресса сша9 марта 1957 г.
- 14. Визит председателя Совета министров ссср н. С. Хрущева в сша. Совместное советско‑американское коммюникеВашингтон. 27 сентября 1959 г.
- 15. Из избирательной платформы демократической партии5 июля 1960 г.
- 16. Из приговора по делу американского летчика‑шпиона ПауэрсаАвгуст 1960 г.
- 17. ПоправкаXxiiIк конституции сшаРатификация закончена 29 марта 1961 г.
- Раздел 2. Конгресс имеет право претворять настоящую статью в жизнь путем соответствующего законодательства. [37. С. 300]
- 18. Дж. Кеннеди. Речь в Американском университетеИюнь 1963 г.
- 19. Поправки к конституции сша
- 22. Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами АмерикиМосква. 29 мая 1972 г.
- 23. Доктрина Картера23 января 1980 г.
- 24. Опасности разрядки. Пресс‑конференция президента сша Рональда РейганаВашингтон. 29 января 1981 г.
- 25. Доктрина Рейгана16 февраля 1985 г.
- 26. Договор между ссср и сша о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальностиВашингтон. 8 декабря 1987 г.
- XX. Франция в 1944–1988 гг.
- 1. Договор о союзе и взаимопомощи между ссср и Французской Республикой10 декабря 1944 г.
- 2. Ордонанс о национализации заводов рено16 января 1945 г.
- 3.Ордонанс относительно национализации воздушного транспорта26 июня 1945 г.
- 4. Закон относительно национализации французского банка и крупных банков и крупных кредитных обществ2 декабря 1945 г.
- 5. Конституция Французской Республики1946 г.
- Глава I. О суверенитете
- Глава II. О Парламенте
- 6. Коммюнике правительства Рамадье об исключении коммунистов из правительства4 мая 1947 г.
- 7. Из правительственной декларации Ги Моле31 января 1956 г.
- 8. Конституция Французской Республики1958 г.
- Раздел I. О суверенитете
- Раздел II. Президент республики
- 9. Совместное советско‑французское коммюнике1960 г.
- 10. Договор между Французской Республикой и Федеративной Республикой Германии об организации франко‑германского сотрудничества. («Елисейский договор»)Париж. 22 января 1963 г.
- 11. Письмо президента Франции ш. Де Голля президенту сша л. Джонсону7 марта 1966 г.
- 12. Советско‑французская декларацияМосква. 30 июня 1966 г.
- XXI. Германия в 1945–1989 гг. А). Германия в 1945–1949 гг.
- 1. Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами ссср, сша, Великобритании и ФранцииБерлин. 5 июня 1945 г.
- 4. Из воззвания о демократической школьной реформе18 октября 1945 г.
- 5. Из обзора Бюро информации сваг «о политическом положении в Германии»3 ноября 1945 г.
- 6. Принципы и цели сепг. Решение объединительного съезда партии21 апреля 1946 г.
- 7. Из справки Отдела народного образования сваг о контроле над немецким народным образованием в Советской зоне оккупации Германии по состоянию на 1 октября 1946 г.20 октября 1946 г.
- 8. Союзная контрольная власть. План для репараций и послевоенного уровня германской экономики в соответствии с решением Берлинской конференции1947 г.
- Общий уровень промышленности
- 9. Заявление министров иностранных дел ссср, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания о ГерманииВаршава. 24 июня 1948 г.
- 10. Коммюнике Совета министров иностранных дел ссср, сша, Великобритании и ФранцииПариж. 20 июня 1949 г.
- Б) фрг в 1949–1989 гг.
- 1. Основной закон Федеративной Республики ГерманииБонн. 23 мая 1949 г.
- Раздел I. Основные права защищать его – обязанность всякой государственной власти
- Раздел II. Федерация и земли
- Раздел XI. Переходные и заключительные постановления
- 2. Оккупационный статут для Западной Германии21 сентября 1949 г.
- 3. Договор об отношениях между Тремя державами и Федеративной Республикой Германии. («Боннский договор»)Бонн. 26 мая 1952 г.
- 4. Указ президиума Верховного совета ссср о прекращении состояния войны между Советским Союзом и ГерманиейМосква. 25 января 1955 г.
- 5. Закон о восстановлении воинской повинности19 марта 1956 г.
- 6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой ГерманииМосква. 12 августа 1970 г.
- В) гдр в 1949–1989 гг.
- 1. Конституция Германской Демократической Республики7 октября 1949 г.
- 2. О современном положении и задачах в борьбе за мир, единство и социализм. РешениеIIконференции сепг9–12 июля 1952 г.
- 3. Решение Совета Министров гдр о повышении норм выработки28 мая 1953 г.
- 4. Распоряжение Совета Министров ссср «о мерах по оздоровлению политической обстановки в гдр»2 июня 1953 г.
- 6. Отношения между Советским Союзом и гдр. (Из заявления Советского правительства)Март 1954 г.
- XXII. Страны Центральной и Юго‑Восточной Европы во второй половине 1940–1980-х гг.
- 2. Коммюнике об Информационном Совещании представителей некоторых компартийШклярска‑Поремба (Польша). 28 сентября 1947 г.
- 3. Резолюция «Об обмене опытом и координации деятельности партий, представленных на совещании»Шклярска‑Поремба (Польша). 28 сентября 1947 г.
- 4. Решение Политбюро цк вкп(б) об экономических отношениях между ссср и странами народной демократии23 декабря 1948 г.
- 5. Устав Совета Экономической Взаимопомощи
- 6. Устав Информбюро коммунистических партийПринят 19 ноября 1949 г.
- 8. Декларация правительства Союза сср об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами30 октября 1956 г.
- XXIII. Югославия во второй половине 1940‑х гг.
- 1. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Югославией11 апреля 1945 г.
- 2. О положении в коммунистической партии Югославии. Резолюция Информационного бюро коммунистических партийБухарест. 23 июня 1948 г.
- 3. Югославская компартия во власти убийц и шпионов. Резолюция Информационного бюро коммунистических партийБудапешт. 19 ноября 1949 г.
- XXVI. Чехословакия в 1947–1970 гг.
- 1. Запись беседы и. В. Сталина с чехословацкой правительственной делегацией по вопросу об отношении к «плану Маршалла» и перспективах экономического сотрудничества с ссср Москва. 9 июля 1947 г.
- 2. Резолюция участников митинга на Староместской площади21 февраля 1948 г.
- 3. Из манифеста, принятого на объединенном собрании Коммунистической партии Чехословакии и Чехословацкой социал‑демократической партии27 июня 1948 г.
- 4. Информация цк кпсс для партийного актива о событиях в Чехословакии23 марта 1968 г.
- 5. Письмо политбюро цк кпсс президиуму цк кпч17 августа 1968 г.
- 6. Обращение центральных комитетов коммунистических и рабочих партий и правительств Болгарии, Венгрии, Польши, гдр и ссср к президенту Чехословакии
- 7. Письмо президиума Национального собрания чсср Президиуму Верховного Совета ссср22 августа 1968 г.
- XXV. Венгрия в 1949–1957‑е гг.
- 1. Записка а. А. Громыко в цк кпсс о тревожных сообщениях ю. В. Андропова о положении в Венгрии17 сентября 1956 г.
- 2. «16 Пунктов». Требования студентов Будапештского строительно‑технического университета22 октября 1956 г.
- 3. Информация Министерства обороны ссср в цк кпсс24 октября 1956 г.
- 4. Телеграмма ю. В. Андропова из Будапешта в мид ссср с текстом обращения Совета Министров внр к Советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи28 октября 1956 г.
- 5. Выступление и. Надя по радио
- 24 Октября 1956 г., 12 часов 10 мин
- 6. Нота правительства внр правительству ссср о денонсации Варшавского договора1 ноября 1956 г.
- 8. Телеграмма Председателя Совета Министров ссср Председателю Венгерского революционного рабоче‑крестьянского правительства о безвозмездной помощи венгерским трудящимся5 ноября 1956 г.
- XXVI. Польша в 1970–1980‑е гг.
- 1. Двадцать одно требование межзаводского комитета «Солидарность» Гданьской судоверфи им. Ленина17 августа 1980 г.
- 2. О развитии обстановки в Польше и некоторых шагах с нашей стороны. Выписка из протокола № 7 заседания Политбюро цк кпсс23 апреля 1981 г.
- 3. Об информации руководства братских стран по польскому вопросу. Выписка из протокола № 40 заседания политбюро цк кпсс13 декабря 1981 г.
- XXVII. Международные отношения и внешняя политика ссср в 1945–1990 гг.
- 1. Устав Организации Объединенных НацийНью‑Йорк. 24 октября 1945 г.
- Глава I. Цели и принципы
- Глава II. Члены организации
- 2. Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледжеФултон (сша). 5 марта 1946 г.
- 3. Директивы глав правительств четырех держав министрам иностранных дел. («Женевский саммит»)23 июля 1955 г.
- 4. Отчетный доклад Центрального комитета Коммунистической партии Советского СоюзаXXсъезду партии. Доклад первого секретаря цк кпсс н. С. ХрущеваМосква. 14 февраля 1956 г.
- 5. Послание председателя Совета министров ссср н. А. Булганина премьер‑министру Великобритании Антони Идену. («Ракетное послание»)Москва. 5 ноября 1956 г.
- 7. Карибский кризис. Из переписки президента сша Джона ф. Кеннеди и председателя Совета министров ссср н. С. ХрущеваВашингтон – Москва. Октябрь – декабрь 1962 г.
- 8. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водойМосква. 5 августа 1963 г.
- 9. Договор о нераспространении ядерного оружияМосква – Вашингтон – Лондон. 1 июля 1968 г.
- 10. Четырехстороннее соглашение по Западному БерлинуБерлин. 3 сентября 1971 г
- Часть I. Общие постановления
- Часть II. Постановления, относящиеся к западным секторам Берлина
- 11. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в ЕвропеХельсинки. 1 августа 1975 г.
- 12. Заявление генерального секретаря цк кпсс, председателя президиума Верховного совета ссср ю. В. АндроповаМосква. 24 ноября 1983 г.
- 13. Политический доклад Центрального комитета кпссxxviIсъезду кпссМосква. 25 февраля 1986 г.
- 14. Договор об обычных вооруженных силах в ЕвропеПариж. 19 ноября 1990 г.
- 15. Парижская хартия для новой ЕвропыПариж. 21 ноября 1990 г.
- XXVIII. Страны Запада в 1990‑е гг. – началеXxIв.
- 1. Договор о Европейском Союзе. («Маастрихтский договор»)Маастрихт. 7 февраля 1992 г.
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле. (нафта)Вашингтон – Оттава – Мехико. 17 декабря 1992 г.
- 3. Стратегическая концепция Североатлантического союзаВашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I. Цель и задачи Североатлантического союза
- Часть III. Подход к безопасности в XXI веке
- XXIX. Сша в 1990‑е гг. – началеXxIв.
- 1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (снв–1)Москва. 31 июля 1991 г.
- 2. Кэмп‑Дэвидская декларация Президента сша Дж. Буша и Президента рф б. Н. Ельцина о новых отношениях1 февраля 1992 г.
- 3. ПоправкаXxviIк Конституции сшаРатификация закончена 7 мая 1992 г.
- 4. Из Хартии российско‑американского партнерства и дружбыВашингтон. 17 июня 1992 г.
- 5. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (снв–2)Москва. 3 января 1993 г.
- 7. Совместное заявление президента Российской Федерации в. В. Путина и президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша о новых отношениях между Россией и сшаВашингтон. 13 ноября 2001 г.
- 8. Совместная декларация президента в. В. Путина и президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
- 9. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов. («Договор снп»)Москва. 24 мая 2002 г.
- 10. Дж. Буш‑младший. Стратегия национальной безопасности сшаБелый дом, 17 сентября 2002 г.
- 11. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений. Принята по итогам встречи в. Путина и Дж. Буша
- 12. Инаугурационная речь б. Обамы
- XXX. Германия в 1990‑е гг. – началеXxIв.
- 1. Договор об окончательном урегулировании в отношении ГерманииМосква. 12 сентября 1990 г.
- 4. Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Федеративной Республикой Германией и Союзом Советских Социалистических РеспубликБонн. 9 ноября 1990 г.
- XXXI. Страны Центральной и Юго‑Восточной Европы в 1990‑е гг. – началеXxIв.
- XXXII. Политическая ситуация в мире в 1990‑е гг. – началеXxIв.
- 1. Договор по открытому небуХельсинки. 24 марта 1992 г.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии
- 2. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтоженииПариж. 13 января 1993 г.
- 3. Партнерство ради мира. Рамочный документБрюссель. 10 января 1994 г.
- 4. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Нью‑Йорк. 24 сентября 1996 г.
- 5. Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных НацийНью‑Йорк. 8 сентября 2000 г.
- XXXIII. Место и роль России в современной системе международных отношений
- 1. Концепция внешней политики Российской Федерации(Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г.)
- 2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора Париж. 27 мая 1997 г.
- 3. Концепция внешней политики Российской Федерации(Утверждена Указом Президента России 28 июня 2000 г.)
- 4. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭс)Астана. 10 октября 2000 г.
- 5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничестваШанхай. 15 июня 2001 г.
- 6. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭс)Санкт‑Петербург. 25 января 2006 г.
- 7. Концепция внешней политики Российской Федерации
- 12 Июля 2008 г.)
- Использованные источники
- Для заметок