logo
Хрестоматия 2009

2. Гитлер а. Майн кампф (извлечение)

Правильный принципиальный взгляд на государство заклю­чается в том, что государство является не целью, а средством к цели. Правда, без государства нет высокой человеческой культу­ры, но само государство не является еще главным фактором куль­туры. Главным фактором последней является исключительно наличие расы, способной стать творцом культуры. ...Не само государство создает определенную степень культуры. Государ­ство только сохраняет расу, а эта последняя определяет ступень культуры. Государство само по себе может существовать целые столетия, не изменяясь, а в то же время в результате расового смешения культурные способности народа уже давно деградиро­вали и весь жизненный опыт упал в громадной степени. Наше нынешнее государство, например, может в качестве формально­го механизма влачить свое существование еще такое‑то и такое‑то количество лет, и в то же время систематическое отравление нашей расы неизменно снижает культурный уровень народа и уже теперь приводит к явлениям, перед которыми только ужа­саешься. Вот почему необходимо констатировать: не государство является главной предпосылкой человека более высокой породы, а раса. Это свойство расы вечно. Нужны только соответствующие внешние условия, чтобы оно могло практически проявиться.

Отсюда вытекает следующее: государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем раз­витии коллектива одинаковых в физическом и моральном отно­шениях человеческих существ. Это сохранение относится преж­де всего только к тому ядру, которое действительно принадле­жит к данной расе и обеспечивает ей развитие тех сил, которые заложены в этой расе. Часть этого ядра будет обеспечивать сохранение физической жизни, а другая часть – содействовать даль­нейшему духовному развитию. На деле одна часть создает пред­посылки, необходимые для другой. Государство, которое не слу­жит этой цели, является чем то уродливым и обреченным на гибель. Самый факт его существования еще ничего не доказыва­ет. Ведь никто не скажет, что успех шайки флибустьеров может оправдать разбойничество как институт. Мы должны научиться строжайше различать между государством, как известным сосу­дом, и расой, как содержимым этого сосуда. Сосуд этот вообще имеет какой бы то ни было смысл лишь тогда, когда он действи­тельно имеет возможность сохранить и защитить содержимое. В ином случае сосуд этот ничего не стоит.

Итак, высшей целью истинно народного государства должна быть забота о сохранении того основного расового ядра, которое одно только способно создавать культуру, дарить человеку кра­соту, достоинство и все высокое. Мы, арийцы, понимаем под государством только живой организм расы, который не только обеспечивает само существование этой расы, но обеспечивает ей также возможность дальнейшего более высокого развития всех заложенных в ней способностей до степени самой высшей свобо­ды. ...По­лез­ность данного государства не может не оцениваться с точки зрения культурного значения и силы данного государ­ства в рамках всего остального мира, но должна расцениваться исключительно с точки зрения степени полезности этого инсти­тута для данного конкретного народа. ...Кто говорит о высокой миссии немецкого народа на этой земле, тот должен понимать, что миссия эта может заключаться только в создании такого го­сударства, которое будет видеть самую высокую свою задачу в сохранении и поддержке еще сохранившихся наиболее благо­родных частей нашего народа, а тем самым и всего человече­ства. ...Германское государство должно охватить собою всех нем­цев и должно поставить перед собой как важнейшую задачу не только собрать и сохранить, но постепенно помочь занять гос­подствующее положение тем наиболее ценным в расовом отно­шении элементам, которые у нас, несмотря ни на что, сохрани­лись. ...Понятно, гораздо легче в государственной власти видеть только механизм определенной организации, чем видеть в нем высшее воплощение инстинкта самосохранения, заложенного в данном народе. В первом случае слабые люди видят в государственной власти самоцель. Во втором случае в государстве при­ходится видеть только могучее орудие в великой и вечной борь­бе за существование. Вот почему из среды так называемого об­щества к нам никогда не придут те, кто видит задачу своей жизни в сохранении нынешнего порядка вещей. ...Наш боевой клич ста­новится сигналом, собирающим в наши ряды все, что есть силь­ного. Именно величие целей отпугивает мелких людей сразу или отсеивает их спустя некоторое время, но зато под наши знамена собираются все действительно боевые натуры. Необходимо отдать себе ясный отчет в следующем: если на одной стороне мы видим концентрацию высшей энергии и решимости, а на другой стороне – широкие массы равнодушных, то небольшое меньшинство, со­бравшееся в первом лагере, всегда одержит верх над громадным большинством, оставшимся во втором лагере. Мировую историю делают меньшинства, раз только в этом численном меньшинстве воплотились большая воля и большая решимость. ...Правильно организованным мы должны признать то общество, которое боль­ше всего идет навстречу творческим силам, облегчает им работу и дает им возможность с пользой трудиться для всех людей. В каж­дом открытии, будь то материальное или чисто творческое откры­тие, самым драгоценным фактором прежде всего является сам изобретатель как личность. Первейшей и самой высокой задачей организации общества является поэтому создание таких условий, которые дали бы возможность личности приносить наибольшую пользу обществу. Вся организация должна быть построена под углом зрения именно этой задачи. Только тогда организация пе­рестает быть чисто механической и становится живым организ­мом. Вся организация общества должна представлять собою воп­лощенное стремление поставить личность над массой, т. е. подчи­нить массу личности. ...Наше мировоззрение принципиально отличается от марксистского мировоззрения тем, что оно призна­ет не только великое значение расы, но и великое значение лич­ности, а поэтому на них именно и строит все свое здание. Раса и личность – вот главные факторы нашего миросозерцания.

Отсюда вытекает следующий вывод: лучшей формой государ­ства, лучшим государственным устройством будет то, которое естественно и неизбежно будет выдвигать на самые высокие ме­ста самых выдающихся сынов народа и будет обеспечивать им бесспорное руководящее влияние. ...У нас не будет никаких ре­шений по большинству голосов, а будут только ответственные личности. Слову «совет» мы опять вернем его старое значение. Конечно, у каждого деятеля должны быть свои советчики, но решать он должен сам один. Мы должны перенести в сферу госу­дарственной тот основной принцип, на котором в свое время была построена вся прусская армия и благодаря которому эта армия сумела стать изумительным инструментом всего не­мецкого народа: власть каждого вождя сверху вниз и ответствен­ность перед вождем снизу вверх. [24. С. 175–177]