logo
Хрестоматия 2009

25. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав17 июля – 2 августа 1945 г.

III. О Германии

Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период

А. Политические принципы

  1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалис­тических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в це­лом, действующими в качестве членов Контрольного совета.

  1. Поскольку это практически осуществимо, должно быть оди­наковое обращение с немецким населением по всей Германии.

  1. Целями оккупации Германии, которыми должен руководст­воваться Контрольный совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвида­ция всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, шта­бами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский кор­пус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания воен­ных традиций в Германии, будут полностью и окончательно уп­разднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорга­низацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в рас­поряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержа­ние и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено...

III) уничтожить национал‑социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреж­дения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

  1. Все нацистские законы, которые создали базис для гитле­ровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная не будет терпима.

  1. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацист­ских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

  1. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враж­дебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важ­ных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократиче­ских учреждений в Германии...

  1. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

  1. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

… II) во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

IV) пока что не будет учреждено никакого центрального гер­манского правительства. Однако, несмотря на это, будут учрежде­ны некоторые существенно важные центральные германские адми­нистративные департаменты, возглавляемые государственными сек­ретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, комму­никаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

В. Экономические принципы

  1. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов долж­но быть запрещено и предотвращено...

  1. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной осо­бенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений.

  1. При дефашизации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

  2. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое...

  3. Должен быть установлен союзный контроль над герман­ской экономикой...

16. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным Советом, должен быть создан гер­манский административный аппарат и германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном объеме зая­вить и принять на себя управление этим аппаратом...

IV. Репарации с Германии

... 1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующий германских вложений за границей.

  1. СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

  1. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соединен­ного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих гер­манских вложений за границей.

  1. В дополнение к репарациям, получаемым Советским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получит дополнительно из за­падных зон:

а) 15% такого пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, в первую очередь, ме­таллургической, химической и машиностроительной отраслей про­мышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из западных зон Герма­нии, в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обуслов­лено договоренностью…

в) 10% такого промышленного капитального оборудования, ко­торое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из западных зон для передачи Со­ветскому правительству в счет репараций без оплаты или возме­щения любым образом...

Количество оборудования, подлежащего изъятию из запад­ных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начинающихся с настоящего времени.

Изъятия промышленного капитального оборудования начнут­ся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение двух лет после решения, указанного в параграфе 5‑м, поставки продуктов, обусловленных параграфом 4 (а), начнутся так скоро, как это воз­можно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обуслов­ленными по договоренности, в течение 5 лет от упомянутой даты...

  1. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находя­щихся в западных зонах оккупации Германии, а также на герман­ские заграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в п. 9.

  1. Правительства США и Соединенного Королевства отказы­ваются от всех претензий в отношении репараций на акции гер­манских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.

10. Советское правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии...

VI. Город Кенигсберг и прилегающий к нему район

...Конференция согласилась в принципе с предложением Со­ветского правительства о передаче Советскому Союзу города Ке­нигсберга и прилегающего к нему района... Однако точная граница подлежит исследованию экспертов...

VII. О военных преступниках

Три правительства отметили обсуждение, которое происходило за последние недели в Лондоне между британскими, американскими, советскими и французскими представителями, с целью достижения соглашения о методах суда над теми главными военными преступ­никами, чьи преступления по Московской декларации от октября 1943 года не относятся к определенному географическому месту. Три правительства подтверждают свои намерения предать этих преступников скорому и справедливому суду...

IX. О Польше

Главы трех правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские тер­ритории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соот­ветствии с решением Берлинской конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, – долж­ны находиться под управлением Польского государства, и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии.

Х. О заключении мирных договоров и о допущении в Организацию Объединенных Наций

...Со своей стороны три правительства включили подготовку мирного договора для Италии, как первоочередную задачу, в чис­ло срочных и важных задач, которые должны быть рассмотрены Советом министров иностранных дел...

Три правительства возлагают также на Совет министров ино­странных дел задачу подготовки мирных договоров для Болга­рии, Финляндии, Венгрии и Румынии. Заключение мирных до­говоров с признанными демократическими правительствами в этих государствах позволит также трем правительствам поддержать их просьбу о принятии в члены Организации Объединенных На­ций...

Три правительства считают себя, однако, обязанными разъяс­нить, что они со своей стороны не будут поддерживать их прось­бу о принятии в члены, заявленную теперешним испанским прави­тельством, которое, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает, ввиду своего происхождения, своего характера, своей дея­тельности и своей тесной связи с государствами‑аг­рес­со­рами, ка­чествами, необходимыми для такого членства. [6. С. 430–445]