logo search
История украинской культуры

2. Книгопечатание и литература.

Влияние идеологии Возрождения и Реформации нашло выражение в развитии литературы и книгопечатания. Изобретение И.Гуттенберга, переход от папируса и пергамента к бумаге в XV в. были предпосылками активного развития книжного дела в Европе. Большинство книг в этот период печатались на латинском языке.

В конце XV - начале XVI вв. первые книги на церковнославянском языке напечатали Юрий Дрогобыч (Котермак) в Риме, Фрашшск Скорина в Кракове и Швайпольт Фиоль в Праге. Непосредственно в Украине первопечатником стал бежавший из Москвы от преследований реакционного духовенства в 60-х годах XVI в. Иван Федоров. В 1573 г. Федоров при помощи меценатов создал во Львове первую типографию, где годом позднее напечатал знаменитый «Апостол» зборник описаний жизни святых. Через некоторое время Федоров разорился, заложил типографию и переехал в г.Острог, в имение князя В.К.Острожского - одного из сохранивших преданность православию. В 1581 г. здесь была напечатана «Острожская Библия» - первое издание Библии на церковнославянском языке. Ее экземпляры купили королевские библиотеки Швеции и Франции, что свидетельствовало о высоком уровне издания. В Москве Библия переписывалась, так что «Острожская Библия» долго оставалась единственным подобным изданием.

Дело И.Федорова получило развитие по всей Украине. Уже в первой половине XVII в. насчитывалось около 20 типографий, самой крупной из которых была типография в Киево-Печерской Лавре. Типографии создавались на средства меценатов, Войска Запорожского. Активно занимались организацией типографий братства.

Наряду со стационарными типографиями были передвижные. К середине XVII в. насчитывалось уже около 40 различных типографий. Наибольший удельный вес в печатной продукции имели книги религи­озного характера, но издавались также научные трактаты, справочники, календари, учебники. Некоторые учебники играли важную роль в деле образования. Так, грамматику, автором которой был М.Смотрицкий (1619 г.), М.Ломоносов назвал «вратами учености». Она переиздавалась более 150 лет практически в неизменном виде. Примечателен факт, что в домашних библиотеках богатых львовских мещан насчитывались десятки и сотни книг. В 1776 г. во Львове впервые в Украине стала издаваться газета.

В российской части Украины в XVIII в. царское правительство про­водит реакционную политику по отношению к книгопечатанию. Были запрещены публикации на украинском языке, введены цензурные ограничения. В инструкции типографиям, которая появилась в 20-х годах XVIII в., говорилось, что книгопечатание должно осуществляться так, чтобы «никакой розни и особливого наречия не было». Из-за штрафов, наложенных на Черниговскую типографию, она обанкротилась. После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. книгопечатание на украинском языке пришло в упадок.

Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отражала переходный характер эпохи, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие века считались запретными или ненужными. Наиболее ярко новые тенденции отражала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы различные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник «Аристотелевы врата». Распространяются переводы Святого Письма, которые представили такой жанр, как агиография. Одним из наиболее ценных считается «Пересопницкое Евангелие», изданное в 1561 г. Перевод с болгарского языка и подготовка к изданию были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни.

Наряду с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI в. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т.Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум «Маруся Богуславка», «Самило Кишка» и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию.

Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Видное место в такой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемической литературы, возникший как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении «Тренос», (греч. -«плач» - плач православной церкви из-за отступления ее детей); Захар Копыстенский в «Палинодии» («книга обороны»), Иван Вышенский в «Совете об очищении церкви» выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу «чем хуже, тем лучше». Дело в том, что назначаемые Сеймом православные священники зачастую были недостаточно образованны, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. В итоге, по замыслу проводивших такую политику, вытеснение православной церкви католической было бы неизбежным.

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступ­лением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопросы реформирования самой православной церкви, ее удешевления, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социаль­но-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. К примеру, в «По­слании к епископам» он разоблачает духовенство как забывших Бога корыстолюбцев. Единственным способом спасения человека от эгоиз­ма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигри­ровал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон.

Новым литературным жанром стала поэзия. В ХVI-ХVII вв. поэти­ческие произведения чаще всего создавались странствующими дьяконами и подьячими - учениками духовных школ. В период летних каникул они путешествовали и писали стихотворные произведения по заказу, с целью заработка. Содержание этих стихов могло быть хвалебно-величальным (панегирик) или связанным со смертью и похоронами кого-либо из знатных людей (мадригал). Лишь немногие стихи были авторскими: Касиян Сакович - «Вирши на жалостный погреб гетмана Сагайдачного», Кирилл Ставровецкий - сборник стихов «Перл многоценный», Александр Митура - «Узор добродетелей» и др. Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что отвечало вкусам того времени. В то же время в этих произведениях редко присутствуют художественные образы, иносказание, метафора. Все это придает поэзии ХVI-ХVII вв. несколько наивный безыскусный характер. Надо учесть и то, что литературной нормы в украинском языке еще не было, в связи с чем стихотворные произведения того времени трудно воспринимаются современным читателем. Тем не менее украинская поэзия в XVI -первой половине XVIII вв. переживала важный этап своего развития. Авторы использовали т.н. силабическую и несилабичсскую системы построения строк, умели использовать рифму и стихотворный размер. Часто использовались 4-х и 5-тистопный ямб и хорей. В XVIII в. наибольшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды.

В XVII в. популярной становится драматургия. Наиболее распро­страненными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, подразделялась на три формы: мистерия - таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; миракл - события из жизни святых; моралите - драмы, где выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и т.д. и велись разговоры поучительною характера.

Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и свет­ские темы. Ее цель состояла прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а. также Библии. В учебных заведениях ставились спектакли, в которых принимали участие десятки и даже сотни человек. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму «Комедия на рождество Христово», Симеон Полоцкий - драму «О Навуходоносоре», Григорий Конисский - «Воскресение мертвых».

Своеобразным литературным жанром были летописи. Не являясь историческими исследованиями в полном смысле, летописи соединяют черты науки и искусства. Если первые редакции Киевской летописи, созданной в начале XVI в., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, отразившие наиболее яркие и важные события того времени - формирование казачества, Освободительную войну 1648-1657 гг. и др. - летопись Самовидца, Григория Грабянки, Самуила Величко, монастырские летописи. Наряду с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспо­минания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки.