4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
В условиях Великой Отечественной войны начался новый этап развития украинской культуры. Вся официальная деятельность художественной интеллигенции решала задачу идеологического обеспечения победы над фашизмом на фронтах, укрепления тыла. Патриотические стихи, статьи украинских литераторов появились в газетах уже в первые дни войны. Это такие произведения, как «Ми йдемо на бій» П.Тычины, «Клятва» М.Бажана, стихи Л.Первомайского.
Часть писателей находилась в эвакуации, некоторые остались на оккупированной территории, 109 членов Союза писателей были на фронте, активно сотрудничали в армейской, фронтовой, республиканской периодике («За Советскую Украину!», «За честь Родины!»).
Для пропаганды идей патриотизма, укрепления сил в борьбе с фашизмом литераторы часто выступали по радио. Из Москвы на украинском языке вещала радиостанция «Радянська Україна» (П.Панч, А.Копыленко, Д.Белоус). В Саратове была организована работа радиостанции им. Т.Шевченко (Я.Галан, К.Годиенко, В.Владко). Действовала передвижная прифронтовая радиостанция «Дніпро». В военные годы одним из главных жанров стала публицистика.
Официальные органы, в частности Союз писателей Украины, некоторые редакции, были в Уфе. Там издавался еженедельник «Литература и искусство», с 1943 г. возобновился выпуск журналов «Україна» и «Перець». Издательская деятельность не ограничивалась срвременностью. Большими тиражами выходили произведения украинских классиков (Т.Г. Шевченко, И.Франко, М.Коцюбинский, Л.Украинка).
Попытки наладить издательскую деятельность, оживить литературную жизнь в условиях оккупации предпринимались в Киеве, Харькове, Львове. Некоторые писатели полагали, что сотрудничество с оккупационными властями ослабит давление на национальную культуру. Однако, эти надежды не оправдались. Террор и гонения на украинских литераторов постоянно усиливались. Так, например, в Киеве были закрыты «Українське слово» и «Літаври», а их организаторы Е.Телига и И .Ирлявский уничтожены гестапо,
В годы войны украинские советские писатели создали такие произведения, как «У країна в огні» А.Довженко, который проявил себя как талантливый публицист, «Похорони друга» П.Тычины, «Слово про рідну матір» М.Рыльского, «Ярослав Мудрий» И.Кочерги. Достоинства этих произведений были очевидны по сравнению с риторически-официальным тоном большинства поэтических и прозаических произведений 30-х годов.
Однако в послевоенные годы, при жизни И.Сталина более жестким стало идеологическое давление, нарастала новая волна борьбы с «украинским буржуазным национализмом». Это проявилось, в частности, в таких документах ЦК КП(б) Украины, как «Об искажении и ошибках в освещении истории украинской литературы в «Очерке истории украинской литературы», о журналах «Вітчизна» и «Перець». В 1947 г. на пленуме Союза писателей Украины огульной, конъюнктурной критике были подвергнуты романы Ю.Яновского «Жива вода», повесть П.Панча «Голубі ешелоны». В 1951 г. была развернута шумная кампания против стихотворения В.Сосюры «Любіть Україну», в котором якобы полностью отсутствовал классовый подход (автор не упоминал И.Сталина, Коммунистическую партию, руководящую роль рабочего класса). Критике подвергалось с этих же позиций творчество М.Рыльского, а С.Голованивского обвиняли в «безродном буржуазном космополитизме».
В первые послевоенные годы активизировались писатели-эмигранты, создали свое объединение на основе общности идеологической платформы (И.Багряный, Е.Маланюк, И .Костецкий, Т .Осьмачка). Было выпущено несколько альманахов, материалы дискуссий и научно-теоретических конференций. особое место среди творчества писателей-эмигрантов занимает И.Багряный. До войны он подвергался репрессиям, в Германии в 1948 г. организовал Украинскую революционно-демократическую партию, боровшуюся за национальное освобождение Украины. Романы И.Багряного «Тигролови», «Сад Гетьманщини», его повести, поэмы, публицистика только в наши дни стали достоянием читателя, были оценены критиками как серьезный вклад в украинскую культуру.
В 40-х - начале 50-х годов ведущей в творчестве украинских советских писателей была военная тема, изображение боевых и трудовых подвигов народа, при этом в большинстве произведений преобладало парадное изображение войны, мажорные ноты были характерны для произведений на современные темы. Критика и литературоведение взяли на вооружение вульгарно социологическую трактовку не только по отношению к произведениям современности, но и к культурному наследию прошлого. В академическом литературоведении объективный историзм был вытеснен вульгарным социологизмом, различными фальсификациями и искажениями.
После смерти И.Сталииа, в условиях так называемой «оттепели» произошли изменения и в литературе, критике, литературоведении. В художественной прозе стали утверждаться аналитичность, проблемность, отход от описательских тенденций, обращение к сфере тонких чувств, соотношению морального и духовного. В первую очередь это относится к творчеству О. Гончара, П.Загребельного, Ю.Збанацкого, В.Козаченко. Читателю были возвращены имена репрессированных писателей, по-новому переосмысливался литературный процесс прошлого.
60-70-е годы были для украинской литературы периодом плодотворным, хотя и противоречивым, временем углубления ее гуманистических основ, утверждения новых форм, стилей, приемов. Во весь голос заявили о себе И.Драч, Л.Костенко, В.Симоненко, М.Винграновский, новаторское творчество которых нередко получало крайне отрицательную оценку в официальной критике. Цензурное давление, применение репрессий (хотя и в масштабах гораздо меньших, чем в сталинские времена) по-прежнему использовались партийно-государственным аппаратом. Трагичной была судьба талантливого поэта из Донбасса В.Стуса, жизнь которого закончилась в лагере для заключенных.
С середины 80-х годов в условиях подъема национального самосознания, становления демократии многие украинские литераторы активно включились в общественно-политическую жизнь (П.Мовчан, И.Дзюба, Д.Павлычко), в 1989 г. было создано общество украинского языка имени Т.Шевченко, целью которого стало утверждение украинского языка во всех сферах общественной жизни, его всестороннего развития, охрана его чистоты и самобытности.
Отрицательные тенденции характеризовали развитие украинской
живописи, музыки, театрального искусства примерно до середины 80-х годов. В живописи насаждался народнический академический стиль XIX в., догматичность, превалировала изобразительность над выразительностью. Кроме того, в соответствии с лозунгом о том, что искусство должно быть понятно «широким массам трудящихся», на творческий эксперимент, поиск новых форм был фактически наложен запрет. На решение «производственных» задач были ориентированы и музыка и театр.
В то же время продолжали свое творчество такие художники, как А.Шовкуненко, Т.Ябдонская, М.Дерегус, В.Касьян, композитор Б.Лятошинский, произведения которых завоевали широкую популярность. Новая плеяда певцов (Б.Гуляев, А.Соловьяненко, Б.Руденко) получили международное признание.
В послевоенное время определенный застой переживала национальная архитектура (господство типовой застройки городов, утеря многих народных традиций). Некоторые архитектурные решения получали противоположные оценки, что усиливало теоретическую путаницу. Так, архитектор В.Власов получил Сталинскую премию за внедрение строительной керамики (Крещатик в Киеве), многие же архитекторы и строители назвали оформление этих домов «безумной лепниной», «взбесившимся тортом».
Большой урон был нанесен самобытной украинской архитектуре прошлого. С 1917г.по 1939г. было уничтожено 8 тысяч памятников церковной архитектуры - 65% всех храмов. Разрушения надгробий на Байковом кладбище в Киеве в 60-е годы можно с полным основанием считать актом вандализма.
В послевоенный период украинские ученые добились достижений, которые расцениваются не только как вклад в украинскую, но и в мировую науку: электросварка, технология и организация производства искусственных алмазов, др. Такие ученые, как математики Н.Боголюбов, М.Лаврентьев, В.Глушков, механик М.Янгель, генетик И.Шмальгаузен внесли вклад в развитие фундаментальных и прикладных наук. Теоретическими и практическими достижениями стали в области кардиологии работы Н.Амосова, в офтальмологии - В.Филатова, Н.Пучковской, новая методика операций в области отоларингологии была разработана А.Коломийчснко.
К середине 80-х годов украинская культура еще прочнее укрепила свое положение как одна из существенных частей мировой культуры.
- Введение
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского
- 3.Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- VI. Украинское культурное возрождение XIX в.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- VII. Культура украины в XX веке
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 6.Мистецтво Київської Русі.
- 1. Джерела вивчення культури Київської русі.
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 1. Історичні умови розвитку культури.
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 4. Освіта.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 1. Основні заняття і матеріальна культура.
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- VII. Основні етапи розвитку української культури у XX ст.
- 1. Загальні особливості української культури у XX ст.
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси