VI. Украинское культурное возрождение XIX в.
Исторические условия. Образование и наука.
Особенности литературного процесса.
Искусство.
Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
1. Исторические условия. Образование и наука.
В конце XVIII в. территория Украины была разделена между Австрийской (вошло 20% площади) и Российской империями (80%). К этому времени завершилась ликвидация украинской государственности. В обеих империях разветвленный бюрократический аппарат полностью контролировал все стороны жизни общества. В России в XIX в. особую роль начинает играть полиция, 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, жандармерия. Широкими правами наделяется цензура. Употребление украинского языка сохраняется исключительно в народной среде. То есть на рубеже ХVШ-ХIХ вв. в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. По сути стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с положением украинской культуры в XVI веке, когда наиболее образованные высшие феодальные слои украинского общества отказались от национальной культуры, православия, ополячились. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII в. казацкая старшина стала частью российского дворянства и утратила прежнюю роль. В XIX в. в Украине постепенно складывается новый социальный слой общества - национальная интеллигенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение.
Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской национальной разночинской интеллигенции явилось развитие образования. В XIX в. новые потребности управления и экономического развития, особенно с появлением капиталистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образования. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного просвещения была прервана. Если в начале XVIII в. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, после закрепощения крестьян уцелели лишь единичные школы, которые содержались на средства родителей. В XIX в. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной российской политики.
При Александре I создается система образования, состоящая из 4 ступеней, преемственно связанных между собой. Самой массовой формой были церковно-приходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины. Второй ступенью были двухклассные, позже трехклассные уездные училища. Полновесное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный сословный характер. В них обучались почти исключительно дети дворян и чиновников.
В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке, в Галичине - на немецком и польском, на Буковине - немецком и румынском. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет, однако подавляющая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной.
Буржуазные реформы 60-х годов в России затронули и сферу образования, реформа здесь была проведена в 1864 г. В соответствии с ней все типы школ, которые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали название начальных народных училищ. Тяжелое материальное положение не позволяло большинству детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в конце 90-х годов в различных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, к тому же все обучение шло на русском языке. Все-таки количество школ в Украине возросло с 1300 в начале века до 1700 во второй его половине.
Очень медленно, но расширялся среди получавших образование круг людей, связанных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. в Харькове университет был открыт по инициативе местного культурного деятеля В.Каразина на собранные среди дворян и купцов средства. Обучение здесь шло на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской культуры. Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались «Украинский вестник», «Украинский журнал». Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Г.Квитка-Основьяненко - автор первых украинских повестей, Н.Костомаров - выдающийся историк, А.Павловский - автор первой украинской грамматики и многие другие.
В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором которого стал известный ученый - М.Максимович. Он поощрял и лично принимал участие в собирании украинского фольклора, изучении памятников истории. В 1865 г. открылся университет в Одессе. В западноукраинских землях основными центрами науки являлись Львовский и Черновицкий университеты, занятия в которых велись на польском и немецком языках.
Естественные науки. Развитие университетского образования способствовало прогрессу естественных наук, которые развивались в тесной взаимосвязи с российской наукой. Крупные открытия в области математического анализа и математической физики были сделаны М.Остроградским. Основателем современной физической химии стал М.Бекетов, возглавлявший кафедру химии Харьковского университета. Основатель школы российских доменщиков М.Курако многие годы проработал на металлургических заводах юга империи. В 1886 г. в Одессе зоолог И.Мечников и микробиолог М.Гамалея основали первую к России бактериологическую станцию. Д.Заболотный и В.Высокович внесли весомый вклад в изучение и лечение тяжелых инфекционных заболеваний. С Украиной связан значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии И.И.Пирогова. Здесь он пытался сделать более демократичной систему образования, став попечителем учебного округа в Одессе, потом в Киеве.
Гуманитарные науки. Во многих европейских странах в конце XVIII - начале XIX вв. начинает расти интерес к национальной истории. Можно вспомнить огромную популярность романов Вальтера Скотта в Британии, многотомной «Истории Государства Российского» Н.Карамзина в России. Начинается собирание фольклорных материалов, первые публикации появляются в Англии, затем в Германии (например, сказки братьев Гримм). Выходят и первые славянские сборники. Известно, какой интерес вызвали у А.Пушкина «Песни западнях славян».
В Украине в уже сложившейся к этому времени среде разночинской интеллигенции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь Н.Церетели в 1819 г. - «Опыт собирания старинных малороссийских песней». Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М.Максимович. И.Срезневский был не только собирателем фольклора, но и начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полноправности украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чешскому своим богатством, польскому - живописностью, сербскому - милозвучием.
Следующим шагом стало появление собственно филологических исследований. В 1818 г. в Петербурге вышла первая грамматика украинского языка - «Грамматика малороссийского наречия» - А.Павловского. Если иметь ввиду, что в Украине именно народ в условиях кризиса рубежа ХVШ-ХIХ вв. сберег и язык, и бытовые традиции, и историческую память, то станет ясно, почему этнографические, лингвистические исследования явились исходным пунктом украинского культурного возрождения.
В это же время начинают появляться и исторические работы. Первые обобщающие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский - автор «Истории Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства» - происходил из семьи, принадлежавшей к высшим чиновничьим слоям империи. Его отец управлял Московским архивом Коллегии иностранных дел. Сам Дмитрий Николаевич попал на службу в канцелярию малороссийского генерал-губернатора Н.Г.Репнина, известного своими либеральными взглядами и покровительством украинской культуре. Обстоятельства определили круг научных интересов Бантыш-Каменского. Он не только собирает материалы (после его смерти выйдут и станут хрестоматийными для специалистов «Источники малороссийской истории»), но и во многом проникается настроениями местной дворянской интеллигенции. «История Малой Руси» впервые увидела свет в 1822 г. и имела большой успех. Позже автор продолжил работу, расширил хронологические рамки, подготовил еще два издания. В то же время Бантыш-Каменский не оставлял службу, занимал высокие посты - Тобольского, Виленского генерал-губернаторов, др. Поэтому в «Истории Малой Руси» много противоречивого. С одной стороны, высоко оцениваются первые гетманы Запорожской Сечи, а с другой -само происхождение казачества связывается с выходцами с Северного Кавказа; с одной стороны - критикуется ликвидации строя гетманщины Екатериной II, а с другой - осуждается антимосковская политика казацкой старшины. Что безусловно, книги Д.Н.Бантыш-Каменского вызвали широкий общественный интерес к истории Украины.
Исследователем, соединившим высокий профессиональный уровень, прогрессивные политические взгляды, понимание украинских национальных интересов, активную гражданскую позицию, стал историк Николай Иванович Костомаров. Его мировоззрение складывалось во время учебы в Харьковском университете. В 1845 г. Костомаров становится профессором кафедры русской истории Киевского университета. Тогда же он участвовал в создании и деятельности нелегального Кирилло-Мефодиевского братства - первой украинской политической национальной организации. После разгрома общества был арестован, год просидел в Петропавловской крепости, 9 лет провел в ссылке в Саратове. Здесь написал одну из основных работ - «Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси России». Позже заведовал кафедрой истории Петербургского университета. Костомаров писал стихи, исторические драмы, повести на украинском, а научные произведения - на русском языке. Итогом его исследования стали 16 томов «Исторических монографий» и 6-томная «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Н.Костомаров защищал принцип объективности в исторической науке: «Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде».
Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно новый уровень связан с именем профессора Киевского университета В.Б.Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую деятельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклорные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались статистические данные. Центром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве в большим успехом прошел Археологический съезд. Во-вторых, В.Антонович в собственных научных работах углубляет и усложняет проблематику исследований. Роль народных масс в истории (одно из исследований посвящено гайдамакам), проблемы церкви, становление городов - спектр его интересов очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду украиноведов, создал целую научную школу. Так, учеником Антоновича был М.С.Грушевский.
Михаил Сергеевич Грушевский до сегодняшнего дня является крупнейшей фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В.Антоновича Грушевский получил кафедру всемирной истории во Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил научное общество им.Шевченко), но и в общественной жизни. Грушевский - один из организаторов Национально-демократической партии Таличины, позже - «Товариства украшських поступовцев». Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в XX веке: арест и ссылка в России во время Первой мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917г., эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследовательских институтах. Богатейшее научное наследие М.С.Грушевского, с конца 30-х годов подвергшееся гонениям и ставшее практически недоступным, вернулось к читателям уже в наши дни и с конца 80-х годов оказало большое влияние на современную украинскую историческую науку. Его многотомная «История Украины-Руси» -фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, основанный на собственной периодизации и концепции.
На рубеже XIX-XX вв. в украинской историографии работают уже не одиночки, выдвигается целая плеяда талантливых ученых.
Непревзойденным исследователем истории запорожского казачества является Дмитрий Иванович Яворницкий. Собиранием материалов о Войске Запорожском он занялся будучи студентом, а затем внештатным стипендиатом при кафедре российской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепаратизме и лишили государственной стипендии. Когда он попытался продолжить работу в Петербурге, то как политически неблагонадежный за «пристрастие к истории Малороссии» был выслан в Ташкент. Лишь спустя несколько лет смог защитить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведовать краеведческим музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Он издал капитальную «Историю запорожских казаков», серию монографий о казацких предводителях, популярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памятников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продолжал и после революции. Он писал: «...казаки, которые боролись со множеством врагов, за православную веру, за украинскую народность, ... казаки, которые создали высокохудожественные думы,... выступали носителями высокой гражданственности и поражали современников своей проницательностью, достойны того, чтобы все их деяния были представлены в подробной, живой и художественной истории».
Первой женщиной-профессором истории не только в Украине, но и во всей Российской империи стала Александра Яковлевна Ефименко. Родилась она в Архангельской губернии. Здесь закончила гимназию, написала первые статьи. Она, выйдя замуж за политического ссыльного из Харькова П.С.Ефименко, вместе с ним переехала в Чернигов, затем в Полтаву, Харьков. Главной темой ее научного творчества становится история Украины. Очень много Ефименко сделала для общественного признания того факта, что история Украины является самостоятельной наукой. В первые годы XX в. приблизительно одновременно появляются «Очерк истории украинского народа» Грушевского и «История украинского народа» Ефименко - первые популярные учебники, излагавшие исторический путь украинского народа. Александра Яковлевна трагически погибла в 1918 г. во время бандитского налета на хутор под Харьковом, где она жила.
Совершенно особое место и в украинской истории и в украинской историографии принадлежит Михаилу Петровичу Драгоманову. Крупный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял вопросам новейшей истории. Многие годы он провел в политической эмиграции. С 1877 г. под его руководством типография «Громада» в Женеве была единственным центром издания литературы на украинском языке. На основе исторического анализа Драгоманов приходит к важнейшему выводу - национальные проблемы украинцы могут решить только вместе с социальными . Драгоманов многое сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни трудился в Болгарии. Подводя итоги, можно сказать, что за столетие отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России до самостоятельной полнокровной научной дисциплины. Осмысление прошлого - обязательное условие и составляющая становления национального самосознания.
- Введение
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского
- 3.Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- VI. Украинское культурное возрождение XIX в.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- VII. Культура украины в XX веке
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 6.Мистецтво Київської Русі.
- 1. Джерела вивчення культури Київської русі.
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 1. Історичні умови розвитку культури.
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 4. Освіта.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 1. Основні заняття і матеріальна культура.
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- VII. Основні етапи розвитку української культури у XX ст.
- 1. Загальні особливості української культури у XX ст.
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси