logo
История украинской культуры

VI. Украинское культурное возрождение XIX в.

  1. Исторические условия. Образование и наука.

  2. Особенности литературного процесса.

  3. Искусство.

  4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.

1. Исторические условия. Образование и наука.

В конце XVIII в. территория Украины была разделена между Австрийской (вошло 20% площади) и Российской империями (80%). К этому времени завершилась ликвидация украинской государствен­ности. В обеих империях разветвленный бюрократический аппарат полностью контролировал все стороны жизни общества. В России в XIX в. особую роль начинает играть полиция, 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, жандарме­рия. Широкими правами наделяется цензура. Употребление украинс­кого языка сохраняется исключительно в народной среде. То есть на рубеже ХVШ-ХIХ вв. в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. По сути стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с положением украинской культуры в XVI веке, когда наиболее образованные высшие феодальные слои украинского общества отказались от национальной культуры, православия, ополячились. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII в. казацкая старшина стала частью российского дворянства и утратила прежнюю роль. В XIX в. в Украине постепенно складывается новый социальный слой общества - национальная интеллигенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение.

Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской национальной разночинской интеллигенции явилось развитие образования. В XIX в. новые потребности управления и экономическо­го развития, особенно с появлением капиталистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образова­ния. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного просвещения была прервана. Если в начале XVIII в. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, после закрепощения крестьян уцелели лишь единичные шко­лы, которые содержались на средства родителей. В XIX в. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной рос­сийской политики.

При Александре I создается система образования, состоящая из 4 ступеней, преемственно связанных между собой. Самой массовой фор­мой были церковно-приходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины. Второй ступенью были двухклас­сные, позже трехклассные уездные училища. Полновесное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный со­словный характер. В них обучались почти исключительно дети дворян и чиновников.

В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке, в Галичине - на немецком и польском, на Буковине - немецком и румынском. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет, однако подавля­ющая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной.

Буржуазные реформы 60-х годов в России затронули и сферу образования, реформа здесь была проведена в 1864 г. В соответствии с ней все типы школ, которые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали название начальных народных училищ. Тяжелое материальное положение не позволяло большинству детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в конце 90-х годов в различных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, к тому же все обучение шло на русском языке. Все-таки количест­во школ в Украине возросло с 1300 в начале века до 1700 во второй его половине.

Очень медленно, но расширялся среди получавших образование круг людей, связанных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. в Харькове университет был открыт по ини­циативе местного культурного деятеля В.Каразина на собранные среди дворян и купцов средства. Обучение здесь шло на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской культуры. Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались «Украинский вестник», «Украин­ский журнал». Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Г.Квитка-Основьяненко - автор первых украинских пове­стей, Н.Костомаров - выдающийся историк, А.Павловский - автор первой украинской грамматики и многие другие.

В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором кото­рого стал известный ученый - М.Максимович. Он поощрял и лично принимал участие в собирании украинского фольклора, изучении памятников истории. В 1865 г. открылся университет в Одессе. В западноукраинских землях основными центрами науки являлись Львовский и Черновицкий университеты, занятия в которых велись на польском и немецком языках.

Естественные науки. Развитие университетского образования способствовало прогрессу естественных наук, которые развивались в тесной взаимосвязи с российской наукой. Крупные открытия в области математического анализа и математической физики были сделаны М.Остроградским. Основателем современной физической химии стал М.Бекетов, возглавлявший кафедру химии Харьковского университета. Основатель школы российских доменщиков М.Курако многие годы проработал на металлургических заводах юга империи. В 1886 г. в Одессе зоолог И.Мечников и микробиолог М.Гамалея основали пер­вую к России бактериологическую станцию. Д.Заболотный и В.Высокович внесли весомый вклад в изучение и лечение тяжелых инфекци­онных заболеваний. С Украиной связан значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии И.И.Пирогова. Здесь он пытался сделать более демократичной систему образования, став попечителем учебного округа в Одессе, потом в Киеве.

Гуманитарные науки. Во многих европейских странах в конце XVIII - начале XIX вв. начинает расти интерес к национальной исто­рии. Можно вспомнить огромную популярность романов Вальтера Скотта в Британии, многотомной «Истории Государства Российского» Н.Карамзина в России. Начинается собирание фольклорных материа­лов, первые публикации появляются в Англии, затем в Германии (на­пример, сказки братьев Гримм). Выходят и первые славянские сборни­ки. Известно, какой интерес вызвали у А.Пушкина «Песни западнях славян».

В Украине в уже сложившейся к этому времени среде разночинской интеллигенции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь Н.Церетели в 1819 г. - «Опыт собирания старинных малороссийских песней». Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М.Максимович. И.Срезневский был не только собирателем фольклора, но и начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полноправности украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чешскому своим богатством, польскому - живописностью, сербскому - милозвучием.

Следующим шагом стало появление собственно филологических исследований. В 1818 г. в Петербурге вышла первая грамматика укра­инского языка - «Грамматика малороссийского наречия» - А.Павлов­ского. Если иметь ввиду, что в Украине именно народ в условиях кризиса рубежа ХVШ-ХIХ вв. сберег и язык, и бытовые традиции, и историческую память, то станет ясно, почему этнографические, лингвистические исследования явились исходным пунктом украинского культурного возрождения.

В это же время начинают появляться и исторические работы. Пер­вые обобщающие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский - автор «Истории Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства» - происходил из семьи, принад­лежавшей к высшим чиновничьим слоям империи. Его отец управлял Московским архивом Коллегии иностранных дел. Сам Дмитрий Нико­лаевич попал на службу в канцелярию малороссийского генерал-губернатора Н.Г.Репнина, известного своими либеральными взглядами и покровительством украинской культуре. Обстоятельства определили круг научных интересов Бантыш-Каменского. Он не только собирает материалы (после его смерти выйдут и станут хрестоматийными для специалистов «Источники малороссийской истории»), но и во многом проникается настроениями местной дворянской интеллигенции. «История Малой Руси» впервые увидела свет в 1822 г. и имела большой успех. Позже автор продолжил работу, расширил хронологические рамки, подготовил еще два издания. В то же время Бантыш-Каменский не оставлял службу, занимал высокие посты - Тобольского, Виленского генерал-губернаторов, др. Поэтому в «Истории Малой Руси» много противоречивого. С одной стороны, высоко оцениваются первые гетманы Запорожской Сечи, а с другой -само происхождение казачества связывается с выходцами с Северного Кавказа; с одной стороны - критикуется ликвидации строя гетманщины Екатериной II, а с другой - осуждается антимосковская политика казацкой старшины. Что безусловно, книги Д.Н.Бантыш-Каменского вызвали широкий общественный интерес к истории Украины.

Исследователем, соединившим высокий профессиональный уро­вень, прогрессивные политические взгляды, понимание украинских национальных интересов, активную гражданскую позицию, стал историк Николай Иванович Костомаров. Его мировоззрение складыва­лось во время учебы в Харьковском университете. В 1845 г. Костомаров становится профессором кафедры русской истории Киевского универ­ситета. Тогда же он участвовал в создании и деятельности нелегаль­ного Кирилло-Мефодиевского братства - первой украинской политической национальной организации. После разгрома общества был арестован, год просидел в Петропавловской крепости, 9 лет провел в ссылке в Саратове. Здесь написал одну из основных работ - «Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси России». Позже заведовал кафедрой истории Петербургского университета. Костомаров писал стихи, исторические драмы, повести на украинском, а научные произведения - на русском языке. Итогом его исследования стали 16 томов «Исторических монографий» и 6-томная «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Н.Костомаров защищал принцип объективности в исторической науке: «Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде».

Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно новый уровень связан с именем профессора Киевского университета В.Б.Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую деятельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклорные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались статистические данные. Цент­ром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве в большим успе­хом прошел Археологический съезд. Во-вторых, В.Антонович в собст­венных научных работах углубляет и усложняет проблематику иссле­дований. Роль народных масс в истории (одно из исследований посвя­щено гайдамакам), проблемы церкви, становление городов - спектр его интересов очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду украиноведов, создал целую научную школу. Так, учеником Антоно­вича был М.С.Грушевский.

Михаил Сергеевич Грушевский до сегодняшнего дня является круп­нейшей фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В.Антоно­вича Грушевский получил кафедру всемирной истории во Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил научное общество им.Шевченко), но и в общественной жизни. Грушевский - один из организаторов Нацио­нально-демократической партии Таличины, позже - «Товариства украшських поступовцев». Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в XX веке: арест и ссылка в России во время Первой мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917г., эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследовательских институтах. Богатейшее научное наследие М.С.Грушевского, с конца 30-х годов подвергшееся гонениям и ставшее практически недоступным, вернулось к читателям уже в наши дни и с конца 80-х годов оказало большое влияние на современную украинскую историческую науку. Его многотомная «История Украины-Руси» -фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, основанный на собственной периодизации и концепции.

На рубеже XIX-XX вв. в украинской историографии работают уже не одиночки, выдвигается целая плеяда талантливых ученых.

Непревзойденным исследователем истории запорожского казачест­ва является Дмитрий Иванович Яворницкий. Собиранием материалов о Войске Запорожском он занялся будучи студентом, а затем внештат­ным стипендиатом при кафедре российской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепаратизме и лишили государст­венной стипендии. Когда он попытался продолжить работу в Петер­бурге, то как политически неблагонадежный за «пристрастие к истории Малороссии» был выслан в Ташкент. Лишь спустя несколько лет смог защитить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведо­вать краеведческим музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Он издал капитальную «Историю запорожских казаков», серию моногра­фий о казацких предводителях, популярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памятников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продол­жал и после революции. Он писал: «...казаки, которые боролись со множеством врагов, за православную веру, за украинскую народность, ... казаки, которые создали высокохудожественные думы,... выступали носителями высокой гражданственности и поражали современников своей проницательностью, достойны того, чтобы все их деяния были представлены в подробной, живой и художественной истории».

Первой женщиной-профессором истории не только в Украине, но и во всей Российской империи стала Александра Яковлевна Ефименко. Родилась она в Архангельской губернии. Здесь закончила гимназию, написала первые статьи. Она, выйдя замуж за политического ссыль­ного из Харькова П.С.Ефименко, вместе с ним переехала в Чернигов, затем в Полтаву, Харьков. Главной темой ее научного творчества становится история Украины. Очень много Ефименко сделала для общественного признания того факта, что история Украины является самостоятельной наукой. В первые годы XX в. приблизительно одновременно появляются «Очерк истории украинского народа» Грушевского и «История украинского народа» Ефименко - первые популярные учебники, излагавшие исторический путь украинского народа. Александра Яковлевна трагически погибла в 1918 г. во время бандитского налета на хутор под Харьковом, где она жила.

Совершенно особое место и в украинской истории и в украинской историографии принадлежит Михаилу Петровичу Драгоманову. Круп­ный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял вопросам новейшей истории. Мно­гие годы он провел в политической эмиграции. С 1877 г. под его ру­ководством типография «Громада» в Женеве была единственным центром издания литературы на украинском языке. На основе истори­ческого анализа Драгоманов приходит к важнейшему выводу - нацио­нальные проблемы украинцы могут решить только вместе с социаль­ными . Драгоманов многое сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни трудился в Болгарии. Подводя итоги, можно сказать, что за столетие отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России до самостоятельной полнокровной научной дисцип­лины. Осмысление прошлого - обязательное условие и составляющая становления национального самосознания.