logo
История украинской культуры

3. Развитие книжного дела и литературы

Книжное дело в Украине, как и вся культура, в 30-50-е гг. XIII в. оказалось в тяжелейшем положении. В источниках упоминается книгописание конца XIII в. в Киево-Печерском монастыре, во Влади­мире-Волынском, Холме и Львове. Сохранилось всего около 200 рукописей и отрывков, созданных в конце XII - XIV вв.: в конце XII - начале XIII вв. - 28; в первой половине XIII в. - 19; в XIII в. (без точной даты) - 83; во второй половине XIII в. - 34; в конце XIII -начале XIV в. - 35. Все они были написаны на пергаменте. Записи на книгах свидетельствуют, что книги переписывались писцами владыческих кафедр, митрополичьей канцелярии, причетниками церквей. Центрами книжной культуры являлись Галич при Льве Даниловиче и его сыне Юрии, Холм, Перемышль, Полоцк, Волынь. При дворе князя Владимира Васильковича - книжника и философа, существовала огромная мастерская для создания книг. Среди его даров различным церквям: во Владимире, Берестье, Вельске. Каменце, Луцке, Перемышле, Чернигове, летописец описывает 36 книг. Кожаная оправа наиболее дорогих из них украшалась золототканным полотном, металлическими накладками с изображениями, выполненными техникой перегородчатой эмали. Все это создавалось местными ремесленниками. Некоторые книги были украшены миниатюрами.

На украинских землях в XIII - XV вв. знали несколько видов пись­ма. Сначала был «устав» - без наклона, строго геометрической формы, напоминающий современный печатный шрифт. В XIV в. с распространением делового письма его сменил «полуустав» (буквы поменьше, с легким наклоном). В XV в. начали писать «скорописью», плавно соединяя соседние буквы. Иногда буквы украшали вязью, они были вытянуты вверх и переплетались между собой, образуя орнамент. Писали столбцами, не разделяя слов, сокращая их за счет гласных, которые зачастую писали над строкой. Точку использовали произвольно. С XV в. появляется запятая или точка с запятой вместо знака вопроса.

Переписывание книг было очень длительным, за день писали 2-4 листа. Первую, заглавную букву в тексте - «инициал», писали крупнее и красивее, украшали. Обычно «инициал» разрисовывали красной краской, от чего и сейчас говорят «писать с красной строки». Завершали текст «концовкой» - небольшим рисунком. Часто это были две птицы, похожие на павлинов. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Их писали художники на свободных листах кистью и красками. Так, в 1397 г. по заказу еписко­па Михаила, киевским протодиаконом Спиридонием был оформлен цветными миниатюрами «Киевский псалтырь». Сюжеты миниатюр были не только религиозными, но и бытовыми, историческими, пейзажными.

Среди рукописей XIII в. преобладали книги, необходимые для совершения церковного богослужения. Заметное место занимала византийская литература церковно-поучительного характера: «Богословие» Иоанна Дамаскина, сочинения Максима Исповедника, Федора Эдесского и Нила Синайского, сборники слов - торжественники, кормчие книги (сборники церковных и светских законов). Последние отразили изменение положения церкви, когда в Галицко-Вопынской .знмле была учреждена собственная Галичская митрополия с кафедрами в Перемышле, Владимире, Луцке, Холме и Турове.

В кормчих книгах отразилась работа по кодификации права: в 1262 г. в Украину была привезена сербская кормчая с подробными объяснениями византийских юристов Алексея Аристина и Иоанна Зонары, а в 1273 - 1280 гг. в окружении киевского митрополита Кирилла была создана русская редакция кормчей, соединяющая материалы древнеславянской и сербской редакций. Объяснения различных юридических казусов и установление норм церковных наказаний, поучения монахам и мирянам включали в состав требников, канонических сборников: послания владимирского епископа Симона и инока Поликарпа (1214 - 1226 гг.), «Пять слов печерского игумена, позднее владимирского епископа Серапиома» (1239-1275 гг.) и т.д.

Важнейший жанр литературы рассматриваемого периода -летописание. В Киеве оно непрерывно велось до 1238 г., после чего сведения о нем пропадают, в Чернигове и Переяславле до 1228 г. Главным же летописным произведением этого времени является Галицко-волынская летопись, созданная во второй половине XIII в. и охватившая события 1201 -1291 гг. Авторы летописей выступают с позиций среднего и мелкого боярства, горожан. Тон и манера летописи конца XIII в. близки к византийским историческим повествованиям императорских историографов. Известно, что при князьях Данииле, Владимире Васильковиче, Мстиславе и Льве тоже были историографы, располагавшие всем княжеским оборотом документов. Кроме того, в летописи есть фрагменты, где текст не ограничивается рамками изложения по годам, представляют собой живой и непрерывный рассказ, с далеким от церкви и ее книг тоном, что подтверждает ее светский характер.

Все другие летописные тексты, составленные в этот период в разных местах Галицко-Волынского княжества, представляли собой только попытки частных лиц дать описание текущих событий, всегда на коротком отрезке времени, и не имели официального характера.

Одним из ярких произведений древнерусской словесности является «Слово о погибели Русской земли». Его считают началом несохранившегося сочинения о татаро-монгольском нашествии. И хотя в «Слове...» неточно описаны география и политическая история XIII в., но это сильное по литературным характеристикам, по драматизму и патриотическому тону произведение.

В рассматриваемый период появляется ораторская, житийная и паломническая проза, литературные сборники («Измарагд»), переведенные повести («Александрия», «Троянская война»). Особенностью литературы второй половины XIII - XV вв. является внимание к религиозным и эстетическим переживаниям и отсутствие интереса к личностным.

В устном народном творчестве этого периода зарождались новые формы, освобождались от культовых элементов обрядовые песни. Основными жанрами были сказки, новеллы, легенды, притчи, употреблялись пословицы и поговорки. Среди населения распространялись рассказы про нашествие Батыя, легенды про киевского князя Михайлика - героя борьбы против половцев, патриотические песни.