4. Семейная обрядность.
Семейная обрядность состоит из свадебных, родильных и похоронных обрядов. В цикле семейных обрядов сплелись действия, символы, атрибуты, которые возникли в различные эпохи и должны были обеспечить счастье, богатство, благополучие семьи и защитить ее членов
от злых сил.
Родильные обряды. Рождение ребенка было принципиальным событием, т.к. являлось фактическим признанием семьи. Бездетная семья традиционно считалась неполноценной. Женщины старались скрывать беременность от злых глаз (например, старых дев), пытались по приметам определить пол ребенка. Особенно желательными были мальчики. Заранее решался вопрос о повивальной бабке, от которой во многом зависел успех родов. Обычно повитуху звали, когда роды уже начинались, и та приходила с хлебом, освященной водой и целебными травами - «зіллям». Она совершала в хате целый ряд магических действий, полезных для роженицы - настежь распахивала окна, открывала замки, развязывала все узлы. Все это проделывалось для облегчения родов. Опытная повитуха оказывала и практическую помощь. При необходимости она делала массаж, компрессы, растирания. Сам момент появления малыша на свет тоже сопровождался обрядами, т.к. именно теперь пытались определить его характер, будущий род занятий. Поэтому пуповину у мальчиков перерезали на топоре, у девочек - на веретене, или гребне для прядения. Известны случаи, когда пуповину перерезали на книге - хотели, чтобы ребенок был грамотным. Пуповину и послед обычно старательно закапывали в землю, но иногда кусочки высушенной пуповины или «рубашки», в которой родился ребенок, использовали как оберег или верное средство от бесплодия. Затем следовала первая купель, имевшая и гигиеническое, и магическое значение. В воду добавляли «свячене зілля»; мед, цветы или молоко для девочек, чтобы те были красивыми; корень девясила для мальчика - чтобы были сильными. Малыша обсушивали у топящейся печи, приобщая нового члена семьи к домашнему очагу. Сына заворачивали в сорочку отца, дочь - в материнскую одежду. Массу самых необычных предметов использовали в качестве оберегов, которые клали в люльку, помещали в свивальник - кусочек угля, несколько зерен, соль, подсоленый хлеб, ножницы и др.
Очень важным был момент имя наречения, так как хорошо выбранное имя обеспечивало малышу счастье и благополучие. Было принято давать имена по святцам (в пределах 8 дней до и 8 дней после рождения). Известны случаи, когда незаконнорожденным детям давали неблагозвучные имена. Древние обряды выбора имени были полностью заменены церковным крещением, в котором огромную роль играли крестные родители ребенка - кумовья. Их обычно выбирали среди близких родственников (кума обязательно должна была иметь детей). Именно они принимали малыша из рук священника, вносили его в дом и клали на вывернутую овчину - символ здоровья и благополучия, затем обязательно одаривали новорожденного. Институт кумовства в Украине был очень распространен. Крестные родители почитались наравне с родными и обязаны были всячески заботиться о крестниках. Они играли почетную роль на свадьбах, участвовали в воспитании сирот, но главным считалось их духовное родство.
Вскоре после родов (на 3-7-9 день) устраивали «родины» - своеобразный очистительный ритуал, так как роженица считалась нечистой. В комнату, где проходили роды, три дня нельзя было заходить, до очищения женщина не могла доить коров, месить квашню, трогать иконы. В этом слышатся отголоски очень давних языческих верований. В этот же период молодая мати была особо уязвима для сглаза и порчи. Поэтому с помощью повивальной бабки она организовывала прием гостей. Основными обрядовыми элементами родин были ритуальное обмывание рук матери и повитухе, а также поедание специально изготовленной «бабиной каши» (из проса, гречки). Мать, ребенка и бабку пришедшие гости должны были одарить полотном и монетами. Отец принимал в этом обряде незначительное участие. Позднее происходили «одвідки» -приходившие в индивидуальном порядке соседи и родственники также приносили подарки.
Заканчивался родильно-крестинный обрядовый цикл празднованием первой годовщины рождения ребенка - «пострижичинами». В семейном кругу с участием соседа и кумовьев отец и повитуха стригли малыша. Вначале на голове выстригалась крестообразная фигура, затем стригли наголо. Мальчика при этом усаживали на топор, девочку - на веретено. Повитуху за это награждали, она также одаривала ребенка. Все присутствующие обязательно дарили что-либо малышу «на зубок». Остриженные волосы прятали или зарывали во избежание порчи. В дальнейшем в крестьянской среде не было принято отмечать дни рождения.
Свадебные обряды. Свадьба была одним из важнейших событий в жизни, а традиционный «весільний» ритуал -замечательным явлением народной культуры, включавшим в себя сложный комплекс разнообразных элементов. У украинцев существовала своеобразная система добрачных отношений, проявившаяся в форме знакомства, ухаживания, сватовства и пр. Обычно молодежь общалась в пределах своего села или улицы, но не исключался и выбор суженого за пределами места проживания. Традиционно местами встреч были праздники с танцами и играми, совместная работа («толоки»). Чаще всего молодежь собиралась на «вечорнищ», куда не допускались взрослые. Для проведения вечорииц обычно снимали хату (чаще всего у вдов, солдаток), приносили еду, устраивали танцы. В конечном итоге основной функцией таких посиделок был выбор суженого.
В более раннее время выбор нареченного всецело зависел от воли родителей, как, впрочем, и все вопросы, связанные с заключением брака.
Собственно свадебный ритуал состоял из целого цикла обрядов, необходимых для придания браку юридической силы. Церковное освящение брака входило в обиход постепенно, в течение всего XIX в., но везде сочеталось с традиционными обычаями и обрядами.
Начиналось все со сватанья, когда приглашенные женихом старосты (сваты) из близких родичей, взяв обрядовый хлеб, шли к родителям невесты для получения предварительного согласия на брак. Зачастую это происходило поздним вечером для сохранения тайны. Велся традиционный диалог (с упоминанием охотника и куницы, купца и товара, библейских персонажей). Если согласие было получено, невеста повязывала сватам рушники через плечо, а жениху подавала на блюде платок, нередко изготовленный ею, затем приглашала за стол. В случае отказа девушка возвращала старостам принесенный хлеб, а жениху могла подать тыкву («гарбуза»).
После успешного сватанья происходили «оглядини» - смотрины невесты, а также достатка дома и хозяйства жёних иногда, чтобы продемонстрировать богатство, родители жениха шли на хитрость -брали у соседей коня, мешки с зерном и пр.). Затем наступали «заручини» (аналог городской помолвки) - скрепление договора о браке, после которого отказ считался недопустимым и влек за собой, помимо общественного порицания, еще и ощутимый денежный штраф.
Затем начинался период подготовки к свадьбе, которую обычно играли осенью с Покрова (1 октября) до филипповского поста (14 ноября) или зимой с Крещения (19 января) до Масленицы.
Предсвадебные действия начинались с отправления жениха и невесты на «запросини». Приглашали обычно всех родственников, соседей. Невеста с дружкой заходили в дом и, произнося традиционную фразу: «Просили мамо і тато на хліб-сіль, і я прошу на весілля», - клали на стол обрядовый хлебец- «шишку».
Обязательным обрядовым действием было прощание жениха и невесты со своей свободой, акт их отделения от несемейной группы молодежи. Особенной лиричностью отличался «девіч-вечір» накануне свадьбы, символизировавший переход девушки в новый статус. Подружки плели венки и делали «весільне гільце» - облепливали тестом ветвь сосны, вишни, черешни, выпекали и украшали калиной, цветами, лентами. Уже в конце свадьбы молодая отламывала веточки от «гільця» и раздавала дружками. На вечере у жениха изготавливали другой атрибут - свадебную саблю, также ярко украшенную. На свадьбе эти предметы символически объединялись. Завершался вечер «посадом» отдельно в домах жениха и невесты, когда родители благословляли молодых.
Церковное венчание проводили иногда в один день со свадьбой, иногда заранее, но оно не было главным действием брака. Если свадьба почему-либо откладывалась, обычай не позволял венчанным жить вместе. На венчание молодые отправлялись порознь, получив родительское благословение. Интересно, что христианский обряд все равно приобретал в народе магический характер. Невеста могла класть за пазуху мак - от чесотки, а в карман - металлический предмет (ключ, ножницы, нож) от сглаза. В швы одежды с этой же целью втыкали иголки, булавки, в обувь могли положить ягоды рябины, а на шею повесить янтарь. После венчания молодых встречали у дома невесты. Они трижды кланялись ее родителям, а те подносили им хлеб-соль. В это же время обычно отвозили приданое в дом жениха (сундук, в котором девушка с детских лет собирала одежду, рушники, украшения, и куда никто не имел права заглядывать). Во всех свадебных передвижениях молодых сопровождал «весільний поїзд» - свита из бояр жениха и дружек у невесты. На пути жениха несколько раз организовывали «перейми», требуя выкуп за невесту. В самом свадебном действе большую роль играли крестные родители. На протяжении всей свадьбы совершался целый ряд обрядов, несущих идею плодородия и достатка: обсыпание молодых зерном и мелкими деньгами, переступание через кожух. Почетным гостем считался колдун, которого звали, чтобы оградить молодых от порчи. Он разбрасывал по хате кусочки подсоленного хлеба, плюнув три раза на восток, осматривал углы, насыпал в них рожь, траву и золу (против порчи и для здоровья молодых).
Обязательным было обильное застолье, в процессе которого происходил обряд дарения родственников молодых, дележ каравая и т.д. Самым драматичным моментом было расплетение косы и покрытие головы молодой очипком. Это символизировало переход девушки в замужнее состояние. Отныне она не имела права ходить с непокрытой головой, это воспринималось как большой грех. По старинным народным представлениям простоволосая замужняя женщина могла накликать болезни и неурожай.
Невесту увозили в дом жениха, где совершалось обрядовое соединение - молодым перевязывали руки рушником или поясом. Существовало много символов соединения - два каравая, «весільне гільце» и сабля, две перевязанные ложки.
Свадьба заканчивалась обрядом брачной ночи, который включал переодевание молодой, выведение ее к гостям, демонстрацию девственности. Ритуальное присоединение невестки к родне мужа символизировали разжигание печи, приготовление обеда, угощение свекрови. Второй день свадьбы знаменовался также ряженьем - сложными драматическими действиями, в которых слились игровые развлекательные моменты и магические действия. Все переодевались, изображая животных, цыган, нищих и т.д. С песнями и плясками отправлялись к родителям молодой на блины. Существовал любопытный обычай изображать «фальшивую невесту». Гостей встречал дружок, одетый в лохмотья, с крапивным венком на голове, вымазанный сажей и доказывал матери невесты, что он и есть ее дочь, пока не появлялась настоящая молодая.
Свадьба завершалась породнением двух семей - «дякуванням». Затем еще в течение месяца происходили разнообразные взаимные визиты, окончательно оформлявшие создание новой семьи.
Похоронные обряды. Обряды, связанные со смертью человека, включают похоронные и поминальные. Смерть человека воспринималась и как огромное горе и как необходимость. Неоднозначное отношение к смерти обусловило формирование сложной системы похоронных обрядов, главной стержнем которых был культ предков. Все действия, сопровождавшие погребение умершего, были направлены на обеспечение перехода души покойного на «тот свет» и охрану живых от вредного влияния духа умершего, ведь считалось, что дух при определенных условиях может вернуться. После похорон устраивали поминки.
О наступлении смерти стремились узнать заранее и, по возможности, подготовиться к ней. Пожилые люди готовили смертную одежду, материал для гроба, отдавали распоряжения относительно похорон, поминок и пр. Существовало множество примет, предвещавших человеку кончину. Скрипели стены и балки в доме, внезапно срывалась со стены икона, собака выла на дом, на крышу садился филин, ласточка или воробей влетели в хату, звезда упала с неба - все это были плохие предзнаменования. Верили в значение снов - к смерти снилось строительство нового дома, колокольный звон, выпавший зуб и т.д.
Возле умирающего родные старались находиться неотлучно, чтобы облегчить ему уход из жизни. Для этого открывали двери, окна, проделывали в стене дома отверстия. После наступления смерти занавешивали зеркала и выливали всю воду, имевшуюся в доме. Покойника обмывали, а предметы, использовавшиеся для этого, тщательно зарывали в землю - чтобы не повредили живым. Затем умерших обряжали, обычно в новую одежду, обувь надевали редко. При погребении неженатых девушек или юношей использовали некоторые элементы свадебной обрядности. Так, девушку одевали в свадебную одежду, на руку лепили перстень из воска, повязывали свадебный рушник, расплетали волосы. Юноше привязывали к поясу красный платок. Существовал обычай выбирать умершему пару из числа живых. Избранные «князь» или «княгиня» играли роль жениха или невесты, а затем - неутешных вдовцов.
Гроб обычно изготавливался безвозмездно соседями или родственниками. Характерное название «домовина» говорило о том, что это последнее жилище воспринималось отнюдь не по-христиански. Об этом же говорит и обычай класть в гроб сопутствующие предметы. Кроме хлеба и соли умершим беременным могли положить свивальник, детям - игрушку, курящему - трубку. Иногда за пазуху клали три хлебца. Принято было также класть обрезанные еще при жизни покойного ногти и волосы.
Хоронили обычно через три дня после смерти, и в похоронах участвовало, как правило, все село. Здесь также соблюдался целый ряд ритуалов. Гроб выносили «ногами вперед», иногда специально трижды задевая о порог. Ворота могли повязать полотенцем или красным поясом, а в хлеве рассыпали овес, чтобы скотина не пошла за хозяином. После вынесения хату выметали, пол мыли или посыпали зерном. Открытый гроб обычно несли на руках или везли на телеге, затем, заколотив, опускали на рушниках в могилу. Каждый присутствующий должен был бросить горсть земли. В Украине было принято «печатать могилу» - сыпать первую землю на гроб крестообразно. Обязательной была поминальная трапеза с употреблением ритуальных блюд в частности, кутьи. За столом в Красном углу покойному оставляли место, кладя для него хлеб и ложку. Такие же поминки устраивались через день, девять и сорок дней, затем через год. С сороковым днем было связано традиционное представление об окончательном отлете души. В дальнейшем поминальные обряды сочетались с религиозными праздниками.
Существовали определенные правила для погребения умерших насильственной смертью, некрещенных детей, самоубийц, колдунов и ведьм. Их души считались наиболее опасными и вредоносными. Таких покойников хоронили за оградой кладбища, священники отказывались их отпевать. Эти могилы заваливали ветвями, камнями, мусором. Тех, кого считали колдунами, хоронили обычно лицом вниз, совершая над телом сложные манипуляции (вбивали в грудь осиновый кол, кололи тело шилом, засыпали глаза маком и т.д.). Таким образом старались максимально обезвредить злую душу.
Народная культура сыграла особую роль в украинской истории. Именно благодаря ей в условиях длительного отсутствия национальной государственности (особенно в XVIII в.) была сохранена преемственность украинской культурной традиции. Очень многое из упомянутых обычаев и обрядов украинцы сберегли до сегодняшних дней. Индустриальное общество, урбанизация нивелируют традиционные национальные и региональные особенности культуры. И в этих условиях особенно важно бережно сохранять, изучать и популяризировать накопленные многими поколениями знания, традиции. Ведь без прошлого нет будущего.
- Введение
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского
- 3.Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- VI. Украинское культурное возрождение XIX в.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- VII. Культура украины в XX веке
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 6.Мистецтво Київської Русі.
- 1. Джерела вивчення культури Київської русі.
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 1. Історичні умови розвитку культури.
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 4. Освіта.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 1. Основні заняття і матеріальна культура.
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- VII. Основні етапи розвитку української культури у XX ст.
- 1. Загальні особливості української культури у XX ст.
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси