logo
История украинской культуры

3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.

Период с конца X до конца XI вв. явился временем расцвета культу­ры Киевской Руси. Создание сильного централизованного государства, введение христианства, дипломатические успехи киевских князей способствовали культурному прогрессу, что проявилось в архитектуре, книгописании, литературе, декоративно-прикладном искусстве и других областях.

Архитектура. Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству, начало которого связано с сооружением храмов-церквей, соборов, часовен и др. Сооружение таких зданий буквально преобразило облик городов. Однако принципы планировки оставались традиционными: улицы в большинстве случаев либо радиально сходились к воротам, устроенным в системе укреплений (Киев, Переяслав, Чернигов), либо к торговым площадям (Новгород). Каждый новый князь старался расширить укрепленную часть города. Так, в Киеве появились «город Владимира», «город Ярослава».

Канонической, образцовой системой строительства храмов стала так назывемая крестово-купольиая система, традиция которой пришла Киевскую Русь из Византии. В соответствии с этой системой своды храма с центральным куполом опирались на четыре колонны, образуя крестовидную композицию. Сама планировка храма основывалась на христианской символике, подчеркивая его назначение. Другой, тоже классический вариант - базилика -прямоугольное в плане строение, разделенное внутри рядами колонн на три продольные части - нефа. Часто нефы имели полукруглые выступы - апсиды. Данный тип постройки преобладал вначале у южных славян, но в Х-ХI вв. распространился в Киевской Руси. И третий вариант церковной постройки - круглая в плане ротонда (итал. - «круглая»), напоминавшая по виду крепость. Этот вариант распространился в ХП-ХШ вв., особенно в западном регионе - в Галиче, Осгроге, Владимире-Волынском.

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения уче­ных-теологов (теология - учение о сущности бога, богословие), выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение - концентрировать духовную энергию людей, «молит­венное горение» и направлять в небо. Считалось, что если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполам, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции, купола покрывали свинцовыми по­золоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета -золотистый и зеленый - считались в Византии священными.

Однако не следует считать, что в Киевской Руси создавались подо­бия византийских храмов, лишенные национальных черт. Благодаря использованию плинфы (тонкий кирпич), которая сочеталась с белым, желтым и красноватым камнем разной формы, применению особых видов кладки, цемянки (связующего раствора на основе извести), овручского розового шифера строения приобретали особый колорит. В отличие от Византии, храмы не покрывались штукатуркой, кладка выполнялась на высоком художественном уровне и была одним из главных украшений здания.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого, главными из них были Десятинная церковь и Большой княжеский дворец. Судьба Десятинной церкви, как и многих строений Киевской Руси, сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен ее фундамент.

Изобразительное искусство. В тесной связи с архитектурой развивалось в Киевской Руси изобразительное искусство, ведущими жанрами которого были: мозаика, фреска и иконопись. Монументальная живопись - фрески - складывалась на основе византийских традиций. Фресками - росписями водяными красками по сырой штукатурке - покрывались стены православных храмов. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем.

Настоящим шедевром искусства Киевской Руси стал Софийский собор, построенный по преданию на том месте, где Ярослав Мудрый в 1036 г. отбил последний натиск печенегов. Здесь сосредоточены все достижения архитектуры того времени: мастерство композиции, ювелирная точность расчета, связь с другими видами искусства. Сна­ружи и внутри собор украшен великолепными фресками, мозаиками, резьбой, орнаментами. Хотя в количественном отношении в Софий­ском соборе, как и в других храмах, преобладают фрески, но по технике исполнения и сложности, пожалуй, их превосходят мозаики, палитра которых насчитывает 177 оттенков. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мозаичные цветные стекла - смальта -вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры как бы оживали, и это производило большое впечатление. Собор стал резиденцией митрополита, здесь была основана первая в Киеве библиотека.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писали на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчи­нялись строгим правилам - канону. В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложна. Величайшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми инди­видуальными чертами, наполняли свои произведения подлинными чувствами. Древнейшие из сохранившихся -икон относятся примерно ко времени княжения Владимира Мономаха. «Киево-Печерский патерик» - сборник-рассказов о жизни и чудесах монахов лавры - упоминает имя знаменитого мастера - Алимпия.

ШКОЛЫ. Как уже говорилось, введение христианства способствовало распространению письменности, развитию образования в Киевской Руси. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, так как дело было новое, неизведанное и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Мудрый, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи из княжеских и боярских родов. Новые школы открываются в Киеве, Новгороде и других городах.

Однако уже после смерти Ярослава Мудрого князья, поглощенные бесконечной борьбой за власть, отвлекаются от этой деятельности. Эстафету развития образования на Руси принимают церкви и монастыри, в связи с чем оно приобретает выраженный религиозный характер. Кроме того, церковь не была заинтересована в развитии высшего образования. Практически все школы ХI-ХIII вв. были начальными. Обучение проводилось с помощью богословской литературы. Большое внимание уделялось изучению церковнославянского и особенно греческого языков. Людям, которые стремились учиться дальше, приходилось делать это самостоятельно, либо отправляться в поисках знаний в Византию или Западную Европу, где в XIII в. уже создаютcя университеты (в 1200 г. - Парижский университет).

В Х-ХI вв. на Руси утверждается кирилличная система письма. В качестве материала для создания книг использовался пергамент, школьники на занятиях и горожане для переписки употребляли более дешевые материалы: обработанную кору деревьев, в частности, березы, деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Сейчас найдены и изучены берестяные грамоты Новгорода, Смоленска, Пскова, Звенигорода и других городов. Это свидетельствует о том, что грамотность была распространена в Киевской Руси достаточно широко.

Книжное Дело И литература. Распространение образования в обществе требовало большого количества книжной продукции. Но созданные вручную на дорогих материалах книги были недоступны для большинства читающих: богато оформленная книга стоила при­мерно столько же, сколько небольшое поместье или городской дом. Отчасти потребности в книгах удовлетворяли библиотеки, которые создавались, как и школы, при церквях и монастырях. Конечно, эти библиотеки не были публичными, они предназначались для внутрен­них потребностей. Самая большая библиотека находилась в Софий­ском соборе и первоначально там насчитывалось около 1000 экземп­ляров книг. Характерно, что в библиотеках было организовано переписывание книг, поэтому библиотека в чем-то напоминала типографию. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял по меньшей мере 130-140 тыс. томов (по М. Грушевскому).

Большинство книг относилось к переводной богословской литера­туре - Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие и др. Но очень популярными были и византийские исторические хроники Георгия Амартола и Синкелла, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия» Козьмы Индиноплова.

Со временем появляются произведения оригинальной литературы. Как самостоятельный жанр уже существовало летописание, которое на Руси сформировалось даже раньше, чем в Западной Европе. Это прежде всего «Повесть временных лет», начатая около 1039 г. монахом Печерского монастыря, не оставившем своего имени. Продолжал летопись Никон (1069-1073), а упорядочил в 1112 г. Нестор. В летописи, между прочим, есть фрагмент, посвященный пользе и значению книг: «Книги - реки, напояющие вселенную». Другой важной летописью является Гаяицко-Волынская, написанная при дворе короля Данила. В XI в. появляется философская публицистика поучительного характера - проповеди, наставления, духовные завещания потомкам и др. Этот жанр - один из наиболее популярных, он весьма соответствовал вкусам и настроениям того времени. Глубокое впечатление на читателя производило «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Провозглашенное около 1050 г. в форме проповеди, оно стало своеобразным манифестом самосознания народа, который живет в великой державе со славной историей. Выдающимися публицистами были князь Святослав Ярославич, создавший знаменитый «Изборник», посвященный проблеме «како подобает человеку быта», князь Владимир Мономах, перу которого принадлежит «Поучение...», адресованное детям. Главная его идея -забота о судьбах Руси, которую раздирали княжеские усобицы, призыв к единству. Известными публицистами были также черниговский игумен Данил, митрополит Клим Смолятич, священник Кирилл Туровский и др.

Вершиной литературного творчества, в котором объединились сложные и довольно противоречивые мировоззренческие представле­ния (язычество с его телесно-чувственным мировосприятием, где человек «растворен» в природе, и христианство с его призывом к отказу от грешного бытия и ориентация человека на «божественные ценности») стало «Слово о полку Игореве». В этой героической поэме широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждались рыцарские добродетели защитников государства. На примере неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича автор показывает, какими могут стать последствия раздробленности. Более того, в поэме осуждается идея войны и косвенно - такие непререкаемые в средневековье доблести, как воинственность, агрессивность. В противовес им проводятся по сути ренессансные жизнелюбие и миролюбие.

Научные знания. Конкретные научные знания не были в центре внимания общественного сознания Киевской Руси. Общество значитель­но более благосклонно относилось к общетеоретическим рассуждениям, которые назывались философией. Отдельные фрагменты были переве­дены из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Выделение науки в отдельную область духовной культуры в Киевской Руси только начиналось. Чаще всего ученые были одновременно и, прежде всего, религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, «безмездный лечец» Агапит - монахом Печерского мона­стыря и т.д.

Математические знания сводились к чисто практическим - четыре арифметические действия, дроби, вычисление процента, площади круга. Причем в измерениях использовались меры, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками).

Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: «Физиолог» - популярная зоология, основанная на реалисти­ческих и фантастических описаниях животных, и «Шестиднев» -толкование 6 дней творения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах.

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, кудесники, против которых выступало духовенство. Но в Х1-ХИ вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - покровителю медицины и врачевателей на Руси. В XI в. в Печерском монастыре лечили Дамиан-Пресвитер и Агапит - «безмездный лечец» Руси. Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности, доставленных из Египта, а также молитвы и вообще воздействие словом на больного -то, что в настоящее время относится к психотерапии. Агапит был великолепным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской почты, он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации по лечению.

Накопление данных в различных областях знаний привело к созда­нию энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал «Изборник» митрополита Иллариона (1073 г.).

Таким образом, в XI в. наметилась прогрессивная тенденция дифференциации науки как особой сферы духовной культуры. В отно­сительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, сумев догнать ряд стран в развитии культуры, а в некоторых ее областях -даже превзойти. Для сохранения этой тенденции Русь нуждалась в сохранении политического единства, однако ее историческая судьба складывалась иначе.