logo
История украинской культуры

3. Образование.

Одной из отличительных черт украинской культуры XVI-XVПI вв. является особый интерес, который проявляло общество к вопросам образования.

Так как культура развивалась в условиях польской экспансии столкновения католической и православной церквей, то каждая из сторон стремилась использовать все средства для усиления своего влияния. Своеобразным результатом такого противостояния стала широкая сеть разнообразных школ.

Долго основным типом учебных заведений были начальные, парафиальные (приходские) школы при православных монастырях и церквях. Уровень и формы обучения в них уже не соответствовали требованиям времени. После же образования Речи Посполитой в 1569 г. в Украине появились иезуитские коллегиумы - по сути высшие школы, которые были хорошо организованы и финансово обеспечены. Их двери были открыты и для украинской молодежи. Единственным условием приема в иезуитский колледж было исповедование католицизма. Эти учебные заведения выполняли функцию окатоличивания и ополячивания украинского населения.

Хотя многие представители украинской элиты ориентировались, как уже говорилось, на чужую культуру и язык, нашлись все же патриотически настроенные богатые феодалы, выступившие инициаторами создания православных школ, которые не уступали бы иезуитским. Вообще традиции меценатства были в этот период весьма выражены. Можно назвать имена князя Андрея Курбского, бежавшего от немилости Ивана Грозного и в городке Миляновичи на Волыни создавшего целый культурный кружок, князя Юрия Слуцкого, который в своем имении собрал многих деятелей культуры Украины и Белоруссии, и др. Одним из наиболее преданных украинской культуре людей был князь Василий Константин Острожский. В 1578 г. в своем имении он открыл первое высшее учебное заведение" в Украине -православный коллегиум, куда для работы были приглашены специалисты из ряда европейских стран. В коллегиуме изучались древнеславянский, греческий и латинский языки и цикл дисциплин, называвшийся по традиции «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Инициатива князя Острожского нашла многих последователей. Наиболее активными из них становятся братства, и, надо сказать, школьное дело входит в число их главных забот. В 1584 г. было получено разрешение на эту деятельность, а в 1586 г. была открыта первая братская школа во Львове. Только на Правобережье было создано около 30 подобных школ. Включается в создание школ и казачество, особенно в XVII в. Утверждение в ходе Хмельниччины форм национальной государственности, полкового деления, местного самоуправления вели к массовому открытию начальных школ. Своя школа действовала в Запорожской Сечи.

К началу XVIII в. в Украине насчитывались сотни школ, в частности, на Левобережье более 1000. Практически в каждом крупном селе, в городках и городах были школы. Они отличались демократичностью уставов, в них бесплатно учились дети всех сословий, в том числе и сироты.

В Европе в это время формируются два по сути противоположных подхода к обучению и воспитанию. Если во Франции нашли поддерж­ку идеи Руссо и Песталоцци о свободном развитии духовных сил и способностей человека через интерес, через игру как форму обучения, то в Германии преобладало мнение о необходимости жесткой регламентации и контроля за учебой, постоянного надзора учителей. Данные тенденции находили отражение и в Украине, что проявлялось в ходе конкурентной борьбы православных и иезуитских школ. О напряженности борьбы свидетельствуют примеры закрытия ряда братств и братских школ на западе Украины. Даже Острожский коллегиум прекратил существование после смерти князя Константина. Его внучка Анна-Элоиза на ее базе открыла иезуитский коллегиум. Львов Польша считала своей землей, ив 1661 г. правительство открыло здесь университет, первый в Украине.

Наступление иезуитов привело к перемещению центра культурной жизни с запада Украины на Левобережье. В XVI в. запорожское каза­чество сформировалось как сословие. К 1620 г. Брестская уния по сути потеряла свое значение в центральном регионе Украины. С помощью Войска Запорожского, его гетмана П.Сагайдачного была восстанов­лена православная митрополия.

Средоточием культуры в Киеве стала Печерская Лавра и Киевское братство. В 1632г. митрополитом становится Петр Могила, который провел ряд реформ, способствовавших восстановлению авторитета православной церкви: утверждены новые правила освящения иерар­хов, введена проповедь как форма богослужения, возвращены земли и помещения, которые церковь потеряла в связи с Брестской унией. В то же время Могила не был реформатором в европейском смысле. Наоборот, он стремился усилить влияние церкви на политическую сферу.

Важную роль П.Могила сыграл и в деле развития образования. В 1632 г. на базе братской школы и школы Киево-Печерской Лавры был создан новый коллегиум, который был назван его именем. В основе 12-летнего курса обучения находились «семь свободных наук». Учились дети всех сословий - от аристократов до казаков и крестьян. В учебном процессе использовались такие прогрессивные формы, как дискуссии, театральные представления, поощрения лучших учащихся (студеев), сдача экзаменов комиссии (а не одному профессору), совместные мероприятия студентов и преподавателей. Примечательно, что коллегиум имел общежитие, что было редкостью в то время. В 1736 г. в коллегиуме обучалось, кроме украинцев, русских и белоруссов, 127 студентов из других европейских стран. В 1701 г. по инициативе гетмана Мазепы коллегиуму было присвоено звание академии.

Многие воспитанники коллегиума сослужили службу России, так как в допетровскую эпоху там не было высших учебных заведений европейского уровня. Подготовку образованных людей осуществляли за границей, но отношение к ним в Москве было настороженное. В связи с этим многие старались не возвращаться домой после завершения образования. Из 30 человек, посланных на учебу царем Борисом Годуновым, вернулся только один. Поэтому из Киева в Москву прибывает, например, Семен Полоцкий, ставший учителем царевны Софьи, царевича Федора и других царских детей. Из 23 ректоров Московской академии в XVIII в. 21 получил образование в Киеве, а из 125 ее профессоров - 95.

Как видно, отток образованных людей из Украины уже тогда шел полным ходом, что являлось, безусловно, негативным для украинской культуры явлением. В XVII в. таких людей называли «перелетными птицами».

В 1700 г. коллегиум появился в Чернигове, в 1726 г. - в Харькове, в 1738 г. - в Переяславе.

Таким образом, в XVI - первой половине XVIII вв. в Украине широко распространилось школьное дело и идеи просвещения. Уникальным достижением был высокий процент грамотных людей (до 90%). Положительной чертой была доступность, несословный, демократический характер образования. Дети всех социальных групп могли учиться, так как обучение было бесплатным. Однако образование было достаточно оторвано от жизни. В частности, удельный вес естественных и точных наук был очень мал. К примеру, в Киево-Могилянской академии факультет медицины был открыт только в XIX в. Живой язык народа практически не внедрялся в учебный процесс, который происходил, чаще всего, на латинском языке. Традиция широкого начального образования была пресечена вместе с новым закрепощением украинских крестьян к концу XVIII в. при Екатерине II.