logo
История украинской культуры

3. Украинская культура в контексте мировой.

Каждая из более чем двух тысяч национальных культур, существующих в мире, имеет свою специфику, которая и делает ее неповторимой и уникальной. Это своеобразие возникает на основе влияния географического фактора, особенностей исторического пути народа, взаимодействия с другими этнокультурами.

В любой национальной культуре основополагающей и базисной является народная культура. Затем на ее основе постепенно формируются профессиональные наука, литература, искусство. В силу сложностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII в., польско-литовская экспансия в XIV - XVI вв., зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX - XX вв.) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. И в XVI в., когда феодально-боярская знать восприняла католичество и поль­скую культуру, и к концу XVIII в., когда верхушка казацкой старшины русифицировалась, украинское общество развивалось фактически без национальной культурной элиты. Подлинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться низы общества. Украинская культура в течение длительных периодов своей истории развивалась как народная (простонародная). В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, придававшие ей особое очарование и колорит. Особенно наглядно это проявилось в искусстве - народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, восходящих к культуре Киевской Руси, стал возможен подъем украинской культуры и в XVI - XVII вв., и культурное возрождение в XIX в.

В то же время ощутимы и негативные последствия подобного характера развития украинской национальной культуры. На протяжении длительного времени многие талантливые люди, родившиеся и выросшие в Украине, затем покидали ее, связывали свою последующую жизнь и творчество с русской, польской, другими культурами. Кроме того был слабо выражен прогресс в области естественных наук - там, где особую роль играют эксперимент, научная школа, а значит нужны крупные научные и учебные заведения, поддержка государства, меценатов. Например, в Киево-Могилянской академии факультет математики был открыт только в конце XVIII в.

Известный исследователь украинской культуры И. Огиенко отмечал, что украинской культуре изначально были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии (боязни чужого) и гуманизм. Говоря о гуманистической сущности украинской культуры, следует отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период ее активного развития (XVII - XIX вв.) была достаточно специфической. Богатый материал для такого вывода дает творческое наследие Г. Сковороды, Ф. Прокоповича, П. Кулиша. В своих философских произведениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования. В отличие от философской мысли других европейских стран, где проблемы преодоления бедности, болезней и бескультурья мыслилось на путях технического прогресса, повышения производительности труда, посредством усилий просвещенных монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. «Сродственный труд» и самопознание, свобода, ради которой не жаль расстаться с благополучием, ограничение жизнен­ных потребностей куском хлеба и водой - вот те пути и рецепты счастья, которым украинские мыслители не видели альтернативы. Эти выводы сегодня приобретают особый смысл, учитывая отрицательный опыт безудержной индустриализации.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ