1. Основные занятия и материальная культура.
Украинцы - этнос с древней высокоразвитой земледельческой культурой. Именно это занятие обусловило и традиционный быт, и материальную культуру, и систему основных праздников и обрядов (по сути кадендарно-земледельческих), и мировоззрение, и духовные ценности нашего народа.
Благоприятные климатические условия, плодородные земли объективно способствовали тому, что во всех историко-этнографических зонах Украины (кроме Карпат) пашенное земледелие стало основной отраслью хозяйства, оно дополнялось огородничеством и садоводством. С земледелием у украинцев было связано и животноводство. Кроме основного производящего хозяйства сохранялись древние вспомогательные занятия - рыбная ловля и охота.
Традиционное украинское крестьянское хозяйство было преимущественно натуральным. Семья обеспечивала себя всеми основными продуктами питания. Многие предметы обихода тоже изготавливались в домашних условиях. Более сложные ремесла и промыслы превращаются в профессиональные занятия (хотя и ремесленники вели приусадебное хозяйство).
В общественной жизни украинского села до конца XIX в., как у русских и белорусов, несмотря на развитие капитализма, сохранялись многие патриархальные отношения. Значительное место занимала соседская община-«громада». Характерны были многие традиционные коллективные формы труда - «толока», «супряга». Обычно они проходили в выходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за выполненную работу. Чаще всего участниками «толоки» были соседи, родственники, кумовья. Таким образом, выполняли различные полевые (пахали, сеяли, собирали урожай, заготавливали сено) и домашние работы (копали колодцы, строили дома и другие хозяйственные сооружения; пряли лен, шерсть, заготавливали продукты питания и т.д.), После выполненной работы накрывался стол, устраивался праздник.
В процессе развития сельской общины возник институт самоуправления. Это прежде всего «загальний схід» - общее собрание представителей от всех хозяйств (аналогичные институты были у русских и белорусов, они сохранялись еще со времен Киевской Руси). Общее собрание избирало старосту села («війта»), сотских, десятских. Если они не справлялись со своими обязанностями, их переизбирали досрочно. На всех этапах своего существования сельская община осуществляла функции охраны и передачи традиций. Она контролировала все стороны жизни крестьян: следила за сохранением морально-этических и обычно-правовых норм. Хотя, если сравнивать сельскую общину у украинцев и русских, то у последних она была прочнее. В Украине традиционные связи были существенно нарушены в ходе национально-освободительной войны середины ХVII в.
Поселения и жилища. В Украине в зависимости от природно-географических, социально-экономических, исторических условий сформировалось три зоны сельских поселений: северная, центральная и южная. Для северной (Полесье, Волынь) были/характерны многодворовые поселения уличного типа. В центральной зоне (украинской лесостепи) до XVIII в. были распространены вольные и нерегулярные поселения. С развитием капиталистических отношений, тут возникают уличные, радиальные, шнуровые и другие виды регулярных поселений, созданных по проектам. В южной зоне, которая охватывает часть Слобожаншины, Таврию, побережье Черного и Азовского морей, застройка велась преимущественно по проектам помещиков или администрации и имела квартальную или гнездовую форму планировки. Кроме многодворных поселений повсеместно были распространены и однодверные - хутора.
Крестьянское жилище. - хата была глинобитной или срубной, побеленной изнутри и снаружи и состояла из двух или трех помещений. Бедняцкая хата была однокамерной. Пол делали из глины, четырехскатную крышу крыли соломой, камышом или дранкой. Сам процесс строительства хаты был целым ритуалом, призванным обеспечить благополучие семьи. Пристальное внимание уделялось выбору места постройки. Дом нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Существовал обычай насыпать на предполагаемое место строительства немного зерна. Если на следующее утро кучка была потревожена, выбирали другое место. И начинать строительство желательно было только во вторник или четверг.
Интерьер украинского жилища, при наличии местных особенностей в различных историко-этнографических районах, был однотипным и далеко не случайным. Многовековой опыт обусловил рациональность и эстетичность внутреннего пространства. Каждая зона в доме имела свое назначение и соответствующую обстановку.
При входе в хату, как правило, слева устьем к длинной стороне дома располагалась печь - основной элемент планировки, «кормилиця, лікувальниця, нагрівальниця і розважальниця». Ее обычно белили и разрисовывали узорами (особенно, если в доме была дочь на выданье). Выполняя ряд важнейших практических функций, печь при этом была самым таинственным и загадочным местом в жилище, языческим центром христианского дома. С ней было связано множество обычаев и поверий. В образе семейного очага печь фигурировала в обряде сватовства, когда засватанная девушка «колупала» пальцем побелку печи, как бы прося защиты у родимой. Уходя из родного дома, невеста уносила с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек печной обмазки клали в рубашку, которой оборачивали новорожденного, защищая его от нечистой силы. А после похорон родные держались за печь, чтобы не тосковать по умершему (или не бояться его). По представлениям крестьян печь была местом перехода из обычного мира в тайный. Вселяясь в новый дом, хозяйка на помеле или хлебопечной лопате «переносила» домового, жившего под печью. А чтобы он не исчез, хозяева закрывали печь заслонкой, уходя из дома. Крестьяне верили, что через печную трубу улетают на свои собрания ведьмы, в печи же они готовят колдовские зелья. Беременным женщинам, выпекающим хлеб, особенно пасхальные куличи, запрещалось разговаривать, иначе ведьма похитит ребенка. Для защиты роженицы от нечистой силы ухват ставили непременно рогами к печи.
По диагонали от печи находился Красный угол - христианский центр дома. Здесь обязательно висели иконы, украшенные рушниками, зажигалась лампада, хранились священные книги, освященная вода и свечи. На Рождество и Пасху сюда ставили ритуальную еду. Красный угол считался самым почетным местом в доме, куда сажали дорогого гостя, оказывая ему уважение. Под образами сидели молодые на свадебном пиру. Сюда же ставили «дідух» - обрядовий сноп, украшенный летами, символ благополучия и достатка, память о предках. В Красном углу сходились лавки, стоявшие вдоль стен, и здесь же под иконами стоял стол - символ единства, семейной крепости и благополучия, за которым собиралась вся семья. Обычно стол не украшали, только по праздничным дням прокрывали скатертью. Конечно, и эта деталь мебели фигурировала в поверьях и обрядах. Новорожденного трижды обносили вокруг стола, принимая его в семью. За столом праздновали свадьбу. И сюда же, в Красный угол, ставили гроб с покойником, совершая последний обряд прощания. На стол нельзя было класть ключи - это могло привести к ссоре, и садиться - грозило болезнью.
К печи вдоль тыльной стены прилегал дощатый настил («піл» или «полати»), служивший спальным местом (в более зажиточных семьях здесь ставили кровать). Угол напротив печи считался «женским» -здесь располагался «мисник» (шкаф для посуды) и вся необходимая утварь.
Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлев, комору, повитку, сарай. Двор в Украине обязательно был огорожен.
Национальный костюм. Украинская народная одежда - яркое и самобытное культурное явление, она развивалась и совершенствовалась на протяжении столетий. В народном костюме отразились общность происхождения и исторической судьбы восточных славян, взаимовлияние культур других народов. Сохраняя признаки различных эпох, костюм является источником изучения этнической истории населения, его социально-классовой структуры, эстетических взглядов.
Женская одежда состояла из вышитой рубахи-сорочки (туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой поясной одежды: дерги, запаски, плахты. С XIX в. стали носить сшитые юбки-«спідниці». В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, киптари и др.). Сорочка была, как правило, украшена вышитым или тканым орнаментом, располагавшимся по вороту, подолу, на рукавах - местах, где максимально открыт доступ к телу. То есть, орнамент выполнял не только эстетическую, но и обереговую функцию, защищая владелицу от злых духов, болезней и пр. Женская сорочка вообще считалась самым таинственным элементом одежды, особенно ее подол. Например, верили, что вышитым подолом можно остановить ведьму. Повитухи принимали ребенка в подол рубашки. Вышитой верхней частью сорочки невесты после ритуального умывания по очереди вытирались новобрачные. Основной верхней одеждой женщин была свита или свитка из белого сукна.
Девушки заплетали волосы в косы, укладывали их вокруг головы и украшали лентами, цветами, живыми или из вощеной бумаги. Женщины обязательно носили различные чепцы («очипки»), полотенцеобразные головные уборы («намітки»), позже - платки. Появление замужней женщины на людях без головного убора считалось неприличным (отсюда выражение - «опростоволоситься»),
Украинские девушки и женщины традиционно носили много украшений. Обычай украшать шею существовал с древнейших времен. Обильный материал для бус («намиста») давала окружающая природа - использовались зерна, косточки ягод, овощные коробочки. Очень ценились бусы из разноцветного стекла, янтаря, жемчуга, а самой большой ценностью считались кораллы («добре намисто», «щирі корали»), особенно красные. Количество ниток бус и размер бусин были показателем достатка в семье, а также свидетельствовали о хорошем отношении мужа к жене. Наиболее престижным считалось .иметь 24-25 ниток, с крупными бусинами, украшенными еще и серебром. Кораллам приписывались магические свойства (в частности, они якобы предохраняли от простуды), разрыв нитки предвещал хозяйке несчастье. Особое место среди шейных украшений принадлежит дукачам - разнообразным ювелирным изделиям на основе монет или их подделок. Для них, как правило, использовались австрийские дукаты или российские серебряные рубли. Дукач с металлическим бантом, украшенным камнями или эмалью, занимал центральное место во всем комплексе нагрудных украшений. Крестный отец дарил дукач своей маленькой крестнице, когда ей исполнялся 1 год, и та бережно хранила подарок, надевая его, зачастую, только по праздникам.
Большой популярностью у женщин пользовались изделия из бисера, разнообразные сережки и кольца.
Сапоги носили черные или красные. Праздничной обувью в теплую погоду были туфли («черевички»), а каждый день носили обувь из сыромятной кожи («постоли») и лапти («лички»).
Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Пояс вообще был обязательным элементом одежды, выполняя самые разнообразные функции (укрепления одежды, защиты мышц живота при тяжелой работе). На поясах носили предметы повседневного употребления, они служили ярким украшением одежды и показателем достатка. Но пояс воспринимался также и как оберег, талисман. Только маленькие дети могли не носить пояса, для взрослого человека выйти на улицу, не опоясавшись, означало скомпрометировать себя, предвещало верное несчастье. Пояс фигурировал во многих магических обрядах. Недаром невеста должна была опоясать своего суженого вышитым поясом - это должно было увеличивать мужскую силу. Красный пояс оберегал человека от беды. Купленную скотину вводили во двор через хозяйский пояс, чтобы она не уходила со двора.
Волосы на голове стригли «под горшок» («под макитру»). Молодые и средних лет мужчины брились, оставляя лишь усы. В ХV-ХVII вв. брили и голову, оставляя оселедець. Бороды носили только пожилые. Головным убором служили летом соломенные шляпы («брыли»), в другое время войлочные или каракулевые, шапки цилиндрической формы с плоским или сферичным дном. Казацкая одежда состояла из жупана, черкески, ярких шаровар, шалевого пояса, шапки-кабардинки, бурки-вильчура из овечьей шерсти. На ноги бедные крестьяне одевали постолы - стянутые куски сыромятной кожи или лычки, зажиточные носили сапоги.
В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили опанчу (длинная дорожная одежда с капюшоном, украшенная цветными шнурами), кобеняки (прообраз плаща из плотного грубого сукна, носившийся поверх всей одежды), кожухи. Кожухи часто покрывали сукном. Все эти виды одежды известны еще со времен Киевской Руси.
Характерной чертой традиционной украинской одежды была ее декоративность, которая достигалась богатыми вышивками, аппликациями, разнообразными дорогими украшениями. В этом отражались локальные особенности Украины. По вышивке на сорочке, по тому, как она была скроена, по головному убору (особенно это касается женщин), можно было точно сказать, из какого региона Украины приехал человек. По костюму можно было судить и об имущественном и социальном положении. Представители различных социальных групп (ремесленники, феодалы, казацкая старшина, рядовое казачество, крестьяне, мещане, торговцы и др.) отличались особенностями одежды.
Система Питания. Система питания состоит из общности определенных признаков традиционно-бытовой культуры этноса: набор пищевых продуктов, способы их обработки и приготовления, режим повседневного питания, ассортимент обрядовых блюд, обычаи, связанные с приготовлением и употреблением еды. На систему питания украинцев, как и других народов, влияют климатические и природно-географические условия и направления хозяйственной деятельности.
Набор продуктов питания связан с традиционной хозяйственной деятельностью: пашенное земледелие, животноводство, огородничество. Основу питания составляла растительная и мучная пища (борщ, каши, галушки, вареники, разнообразные юшки, лапша и др.). Значительное место в рационе питания занимала рыба, в том числе соленая. Мясную пищу ели в основном по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Скотину кололи раз или два в году, по большим праздникам: на Рождество и Пасху. Из муки с добавлением мака и меда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Хлеб в Украине имел символические функции во многих обрядах: свадебных, родильных и др. Пища сильно различалась у разных слоев населения. Характерно уважительное, бережное отношение к продуктам питания. Перед завтраком, обедом и ужином обязательно украинский крестьянин произносил короткую молитву. За столом не шутили, не ругались. Нужно отметить, что из всего комплекса материальной культуры именно питание является наиболее консервативным. Это касается и системы, режима питания и наиболее распространенных и любимых блюд.
В течение года верующие люди обязаны были соблюдать посты -периоды, когда ограничивалось или вообще запрещалось употребление в пищу мясных или молочных продуктов, рыбы, яиц. Это связывалось с требованиями христианской религии (посты соблюдались перед религиозными праздниками - Рождеством, Пасхой, Спасом и пр.), но, безусловно, имело более глубокие корни. Не случайно, наиболее длительные и тяжелые посты совпадали с периодами наименьшего физического напряжения в осенне-зимний период. Летом, во время полевых работ, посты были короткими и не столь канонизированными. Кроме того, существовали послабления для детей, больных, беременных женщин. Да и набор продуктов, разрешенных к употреблению, был достаточно разнообразен и позволял готовить большое количество постных блюд. Учитывая популярные сегодня методы лечебного питания (вегетарианство, голодание и пр.), приходится признать, что предки вполне разбирались в рациональном потреблении пищи.
И, конечно, еда была тесно связана с духовной жизнью людей. Практически каждому празднику - и религиозному, и оставшемуся с языческих времен, - соответствовал свой набор блюд. Непременны были двенадцать блюд на рождественском столе с обязательным узваром (компот из сухофруктов) и кутьей (кашей из злаковых зерен), блины или вареники на масленицу, яйца и куличи на Пасху, мед и яблоки на Спас и т.д. Существовало огромное количество обрядов и поверий, связанных с едой. Например, на крестинах было принято варить пшенную кашу в горшочке. Затем разыгрывалась сценка продажи горшка, и тот, кто вносил наибольшее количество денег на крестины, имел право разбить горшок. Гости считали за честь попробовать обрядовую еду и взять на память черепок. Это делалось для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
- Введение
- 3. Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности.
- 2. Историческое развитие взглядов на культуру в науке.
- 3. Украинская культура в контексте мировой.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского
- 3.Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Понятие «этническая культура».
- 2.Некоторые проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
- 3. Культурно-историческое своеобразие регионов Украины.
- 1. Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад.
- 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.
- 3. Расцвет культуры Киевской Руси в х-хi вв.
- 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.
- III. Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII - хIвв.)
- 2. Наука и образование
- 3. Развитие книжного дела и литературы
- 4. Архитектура и изобразительное искусство
- IV. Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (хvi-хviii вв.)
- 2. Книгопечатание и литература.
- 3. Образование.
- 4. Новые области науки.
- 5. Искусство.
- V. Традиционная культура украинского народа
- 1. Основные занятия и материальная культура.
- 2. Мировоззренческие представления.
- 3. Календарные праздники и обряды
- 4. Семейная обрядность.
- VI. Украинское культурное возрождение XIX в.
- 2. Особенности литературного процесса.
- 3. Искусство
- 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики.
- VII. Культура украины в XX веке
- 2. Культура Украины в начале XX столетия.
- 3. Основные тенденции культурного развития в 20-30-е гг.
- 4. Развитие украинской культуры в 40-80-е гг.
- 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.
- Список литературы
- Тема 5. Феномен української культури.
- 5.2. Географічні чинники як підстава формування української культури
- 5.3. Особливості українського менталітету
- 5.4. Основні етапи української культуроґенези
- 5.5. Тенденції розвитку сучасної української культури
- Список літератури
- 3. Культурно-історична своєрідність реґіонів України. 1. Поняття "етнічна культура".
- 2. Деякі проблеми та особливості етногенезу українського народу.
- 3. Культурнснсторична своєрідність регіонів україни.
- II. Культура київської русі
- 6.Мистецтво Київської Русі.
- 1. Джерела вивчення культури Київської русі.
- 2. Матеріальна і духовна культура східних слов'ян.
- 3. Особливості прийняття християнства.
- 5. Освіта та наукові знання.
- 6. Мистецтво Київської русі.
- III. Українська культура після татаро-монгольської навали (друга половина хiiі - хVст.)
- 1. Історичні умови розвитку культури.
- 2. Наука й освіта.
- 3. Розвиток книжкової справи і літератури.
- 4. Архітектура й образотворче мистецтво.
- IV. Культура україни хvі-хvііі ст.
- 2. Особливості релігійної ситуації в україні.
- 3. Книгодрукування і література.
- 4. Освіта.
- 5. Нові галузі науки
- 6. Мистецтво
- V. Традиційна культура українського народу
- 1. Основні заняття і матеріальна культура.
- 2. Світоглядні уявлення
- 3. Календарні свята та обряди
- 4. Сімейна обрядовість
- VI. Українське культурне відродження XIX ст.
- 1. Історичні умови. Освіта і наука
- 2. Особливості літературного процесу.
- 3. Мистецтво.
- 4. Національні культурні організації і рухи в умовах реакційної урядової політики
- VII. Основні етапи розвитку української культури у XX ст.
- 1. Загальні особливості української культури у XX ст.
- 2. Культура україни на початку XX сторіччя.
- 3. Основні тенденції культурного розвитку в 20-і
- 4. Трагедія українського культури у період сталінізму
- 5. Протиріччя культурного процесу 60-80-х рр.
- 6. Досягнення і проблеми культури незалежної україни.
- Словник Основні поняття
- Література
- Культура Киевской Руси