logo
ШПОРЫ ИОГП

36. Социальные изменения в начале XX в. Аграрная реформа п. А. Столыпина.

Накануне XX в. стало очевидным, что решение крестьянского и аграрного вопросов становится необходимым делом. В составе Министерства внутренних дел была учреждена Редакционная комиссия, работали губернские и окружные совещания, возглавленные Особым совещанием под председательством С Ю . Витте, исследовавшие разные аспекты крестьянской проблемы.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Земледельческое население возросло, из за чего земельные наделы крестьян уменьшились. При этом производительность труда крестьян в Российской империи была крайне низкой. Кроме того, земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община («мир»), которая распределяла ее. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях.

Началом реформы явился указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Указом был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли».

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

1) замена коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;

2) Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;

3) Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в выделении крестьянам-собственникам участков (отруба, хутора)

4) Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк.

5) кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);

6) Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

К итогам реформы следует отнести следующие факты. Выделились из общины и получили землю в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа ходатайствующих крестьян). Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн. крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18 % вернулись обратно и соответственно 82 % остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина, I мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, а затем гражданской войны. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы).