logo
ШПОРЫ ИОГП

3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.

1) феодалы;

2) духовенство;

3) зависимое население;

4) городское население (включая купцов и ремесленников).

Феодалы (князья, бояре, духовенство).

На вершине князь, окруженный феодальной знатью. Князья и бояре являлись крупными землевладельцами. Князья и крупные бояре, стремясь обеспечить себя военными слугами, раздавали дружине земли (вотчина, которую можно было передавать по наследству) взамен на военную службу.

Приближенных княжеского двора называли огнищане. В Пространной Правде «огнищане» именуются «княжими мужами».

Привилегии класса феодалов. Жизнь феодалов охраняется двойной вирой. За «муку» (испытание железом) огнищанина штраф в 4 раза больше чем за «муку» смерда. Честь жен и дочерей огнищанина охранялась 5 гривнами, а простых людей – 1 гривна. Бояре и дружинники имели право при отсутствии сыновей передавать наследство дочерям, а дочери простых людей наследовать не могли. Феодалы были полностью освобождены от платежа дани.

Духовенство делилось на чёрное (монашество) и белое (священники и служители церкви, не живущие в церкви, не принявшие монашеских обетов). Во главе церкви стоял обычно митрополит (назначался патриархом), которому подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту. Содержались митрополит и епископы за счет десятин (десятая часть от дохода в пользу церкви).

Привилегии: свобода от мирского суда (суд общины), службы и податей. Около церквей и монастырей организовывалась общественная благотворительность, содержались больницы и школы.

Низшее духовенство, жившее в общине, имело меньше привилегий. Получало доходы от церковной службы.

Зависимое население.

Смерды – крестьяне-общинники, владевшие землей на основе общинной собственности. Из массы смердов выделяются «худые смерды» – разорившиеся общинники. Большая часть смердов оставалась свободной и платила дань князю. Разорившиеся становились закупами.

Если закупа били ни за что, то карались так же как и побои свободного. Можно было бить только за плохую работу. РП признавала за закупом право обращаться к судьям с жалобой на обиды, нанесенные ему хозяином. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от выплаты долга, и он превращался в свободного, господин же подвергался большому штрафу. Сбежавший закуп превращался в холопа.

В древнерусском феодальном обществе существовали и рабы, называемые холопами или челядинами (челядью обычно называли рабов-пленников). Рабство патриархальное. Источником рабства Древней Руси был плен, cамопродажа, женитьба на холопке, рождение от холопа, бегство закупа. Хозяин мог делать с хлопом все, что угодно. За убийство чужого холопа взимался «урок» – возмещение его стоимости господину. Холопы не могли вступать в какие-либо сделки без разрешения господина. За все преступления и долги холопа отвечал господин.

Среди феодально зависимых людей РП и летописи упоминают также изгоев, не принадлежащие к общине.

Городское население. Основная масса была свободна. Большая часть из них платили налоги и несли повинности в пользу государства.

Среди горожан были «лучшие» или «вятшие» люди – купцы, торговцы, и «молодшие», или «черные» (т.е. бедные), люди – ремесленники и работные люди, обслуживавшие торговлю.

РП различала два разряда купцов: купцов и гостей (ведущих местный торг и заграничных).

Таким образом, общественный строй Древнерусского государства, свойственный для периода формирования феодальных отношений, характеризуется большой пестротой, наличием множества категорий населения, не сформировавшимися в полной мере основными классами феодального общества.