logo
ШПОРЫ ИОГП

33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по Судебной реформе 1864 г.).

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказании налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: -волостные суды, -мировые судьи и -съезды мировых судей.

К общим: -окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; -судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, -кассационные департаменты Сената. (по гражданским и уголовным делам)

Реформа судебной системы закрепила новые ПРИНЦИПЫ:

-суд.власть отделялась от законодательной, исполнительной., -создание всесословного суда,

-равенство всех перед судом, -несменяемость судей и следователей, -прокурорский надзор,

-выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В основу преобразований осуществившихся в ходе реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административ­ной. В законе отмечалось, что в судебном процессе "власть обви­нительная отделяется от судебной". Провозглашалось равенство всех перед законом.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Высокий имущественный ценз. Должность не оплачивалась.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Здесь были присяжные заседатели.

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от двадцати пяти до семидесяти лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: -почетные мировые судьи, -служащие (кроме профессиональных юристов), -все выборные должностные лица, -волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица располагающие недвижимостью или доходом.

Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек).

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей".

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (и особом порядке судопроизводства).

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах — должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института — адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.