logo
ШПОРЫ ИОГП

2. Государственный строй Киевской Руси.

Вече. Решали вопросы войны и мира, заключали международные договоры, сбор налогов, распоряжение денежными средствами города, назначили князя или отказывали ему в княжении (договор – ряд). Иногда вече выступало в качестве судебной инстанции. Решало наиболее важные вопросы. Вече был высшим органом народного самоуправления и суда. Полномочия вече не были оформлены.

Князь. Передавалась по роду, затем по наследству. Военные полномочия, высшая судебная власть, внешняя политика, возможность созывать народные собрания. Управление на местах осуществляли его волостели (в сельской местности) и наместники (в городах).

Удельные князья были вассалами великого князя (сюзерен). Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, участвовать в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом.

Совет при князе. Князь принимал решения только с согласия своего окружения. Сначала был совет дружины, местных князей, затем стала Боярская Дума.

Дружина. Необходимо выделить две составляющие: старшую и младшую дружины.

Старшая была представлена боярами, которым принадлежали земли, предоставленные князем. Младшая дружина – входили менее влиятельные дружинники.

Княжеские съезды. Рассматривали важнейшие вопросы государственной жизни: о заключении договоров, вопросы войны и мира, об издании новых законов и отмене старых, об избрании новых князей и изгнании старых. Собирались по мере необходимости. В 1097 г. на феодальном съезде в Любече была признана независимость отдельных князей.

Местные органы управления. Области, для управления которыми назначались бояре, именовались волостями.

Вервь – сельская территориальная община – была органом самоуправления. В компетенцию верви входили: полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Существовала некоторое время десятичная система (тысяцкие, сотские, десятские).

Местное управление князья осуществляли через посадников, которых они назначали в города. Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мостники (сбор налогов за строительство мостов), мытники (сборщики торговых пошлин) и др.

Местная администрация содержалась за счет сбора налогов с населения (система кормлений). Таким образом, в Древнерусском государстве установились две системы управления: численная (десятичная) и дворцово-вотчинная. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной.

При дворе возникают различные ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее важные лица: дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), стольник (отвечал за продовольствие).

Суд. Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общины.

Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности большее распространение получил княжеский суд. Князь судил сам или посредством посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления.

В качестве судебного органа выступало и вече.

Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.