logo
ШПОРЫ ИОГП

50. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реор­ганизация управления народным хозяйством.

Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы, которые сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских, съездов советов. Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва побудили созываться раз в два года. В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его состав. Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета Национальностей. Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. ЦИК являлся законодательным и исполнителным органом. В качестве верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению съезду. В период между сессиями ЦИК высшими законодательным и исполнительным ограном являлся ответсвенный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум Цик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, в каждый из входило первоначально по семь человек. Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие органы власти Союза. Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было.

Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. К 1922 году в основном была отменена карточная система. В октябре 1921 года восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. В конце 1922 года с выпуска советского червонца начиналась денежная реформа. 8 марта 1921 года Х съезд партии одобрил постановление о замене разверстки меньшим по размеру налогом. Земледельцам предотставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйгтвенного производства. В октябре 1922 года был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из обшины и выбора форм землепользования. Был провозглашен курс на индустриализацию. Почти сразу же обострился вопрос хлебозаготовок. Повышение цен на промышленные изделия привело к тому, что крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству, сокращались посевные площади, крестьянское хозяйство снова становилось "натуральным". В результате хлеба было заготовлено мало. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 года в городах снова появились продовольственные карточки.