26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император. Члены Совета назначались императором. Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты. Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний.
В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.
Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое — в 1828 г., пятое — в 1836 г., шестое — в 1842 г.
1) контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.
2) осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
3) было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями.
4) занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
5) было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.
6) занималось подготовкой материалов относящихся к управлению территорией Кавказа.
После создания новых центральных органов управления окончательно определилась роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства (с 20 гг.).
В 1802 г. Учреждение министерств. Было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения (библиотеки, музеи). Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась как высшая исполнительная, подчиненная верховной императорской власти. Аппарат министерств подразделялся на департаменты (в которых принимались решения) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами.
В 1812 г. Создание Комитета министров. В комитет входили министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь. Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, различные вопросы, связанные с управлением страной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.
С усилением роли Канцелярии значение Кабинета министров снижается.
Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов).
В 1826 г. Министерство внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии. Оно: ведало полицией, высылка и размещение "подозрительных людей", управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.
В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах. Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы. Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах.
Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды (дела о торговой несостоятельности и др.). Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции.
- 1. Предмет и метод, периодизация курса истории отечественного
- 2. Государственный строй Киевской Руси.
- 3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
- 4. Правовая система Древнерусского государства. Источники пра-
- 5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древ-
- 6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древ-
- 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов
- 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодаль-
- 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской суд-
- 10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по
- 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
- 12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.).
- 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
- 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
- 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
- 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
- 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г. 57
- 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
- 20. Государственные реформы Петра I.
- 21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, кресть-
- 22. Судебные и прокурорские органы России в XVIII в. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.).
- 23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
- 24. Изменения в общественном строе России во второй половине XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
- 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
- 26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
- 27. Изменения в правовом положении населения России в первой половине XIX в. Законы о состояниях.
- 28. Кодификация русского законодательства в первой половине XIX в. Роль м. М. Сперанского.
- 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
- 30. Крестьянская реформа 1861 г.
- 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
- 32. Военная реформа 1864–1874 гг.
- 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по Судебной реформе 1864 г.).
- 34. Уголовный и гражданский процессы (по судебным уставам 1864 г.).
- 35. Контрреформы 1880–1890 гг.
- 36. Социальные изменения в начале XX в. Аграрная реформа п. А. Столыпина.
- 37. Государственная Дума и Государственный Совет в начале XX в. (порядок выборов, структура, функции).
- 38. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
- 39. Третьеиюньский государственный переворот: суть и значение. Дума в условиях нового избирательного закона
- 40. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
- 41. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
- 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917–1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
- 43. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
- 44. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
- 45. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
- 46. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
- 47. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
- 48. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
- 49. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
- 50. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
- 51. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
- 52. Военная реформа 1924–1925 гг.
- 53. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
- 54. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
- 55. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о тру-
- 56. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 и 1926 гг. Уголовный кодекс рсфср
- 57. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
- 58. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 г.
- 59. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы рсфср 1923 г.
- 60. Конституция ссср 1936 г.: структура и особенности.
- Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста.
- 61. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
- 62. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
- 63. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
- 64. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
- 65. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период Великой Отечественной войны.
- 66. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
- 67. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
- 68. Конституция ссср 1977 г.