logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)

«Экономическим чудом» стали называть во всем мире период необы­чайно быстрых темпов экономического роста Японии: по 11 % в год. Вы­соки были и темпы роста промышленности (10% ежегодно), в основ­ном за счет развития тяжелой индустрии и химического производства. Это были очень высокие темпы даже по сравнению с высокими темпами промышленного роста США (5%) и стран Западной Европы (Франция — 6%, Германия — 5%, Англия — 3%). В отдельные перио­ды (1956—1960) темпы промышленного роста достигали 16% в год, а темпы развития машиностроения — 28%.

Высокие темпы роста наблюдались не только ввиду более низкого исходного уровня экономики. Быстрыми темпами росла и производи­тельность труда. Например, в период 1966—1970 гг. в обрабатывающей промышленности Японии ежегодные темпы роста производительно­сти труда составляли 14,6%, в то время как в США — лишь 1,4%, т. е. в 10 раз меньше.

Быстрые темпы прироста капиталовложений, внедрение передовых технологий позволили Японии уже в начале 1960-х гг. вступить в ряды Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что стало международным признанием ее экономического веса. Япо­ния стала быстро развиваться в регионе мира, состоящем преимуще­ственно из слаборазвитых стран. Она сумела стать лидером в организа­ции регионального экономического сотрудничества.

В 1956 г. были заключены соглашения о выплате репараций Бир­ме и Филиппинам, в 1958 г. — Индонезии; успешно развивались тор­говые связи с Тайванем. В 1960-х гг. японские премьер-министры со­вершали регулярные визиты в Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, страны Юго-Восточной Азии, повсюду играя роль эконо­мического лидера. Япония стремилась поставлять своим соседям вы­сококачественные товары производственного назначения и широко­го потребления. Торговля с Австралией, например, приобрела такой размах в 1960-х гг., что превысила объем торговли Австралии с Вели­кобританией. Япония стала для Австралии и ведущим инвестором, причем сумма японских инвестиций там превосходила совокупные инвестиции Англии, США и Германии. Также наращивали объемы торговли с Японией Новая Зеландия и Канада.

К концу 1960-х гг. Япония по общему объему валового продукта своей экономики вышла на 2-е место в мире, уступая лишь США. По ряду позиций она была бесспорным мировым лидером. В частности, почти половина всех судов (в общем тоннаже) в конце 1960-х гг. схо­дила со стапелей японских верфей. Япония уверенно занимала вто­рое место в мире по производству стали, пластических масс, синтети­ческих волокон, телевизоров, электроприборов, вышла на 3-е место в мире по развитию автомобильной промышленности.

В 1965 г. Япония буквально вырвалась на внешние рынки, начав там массированное наступление. Именно в этот год в разных странах мира прошли японские промышленные выставки, где впервые было продемонстрировано высочайшее качество японской продукции. С тех пор японские товары постоянно теснят продукцию конкурентов. Но при­мечательно, что Япония начала с освоения своего внутреннего рынка и только затем, повысив качество продукции, успешно стала действо­вать на внешних рынках. В 1970 г. Япония уже производила более 5 млн. автомобилей. Свои достижения Япония блестяще продемонст­рировала на международной выставке «ЭКСПО-70», проходившей в 1970 г. в Токио.

Чем же объяснить столь стремительный прорыв Японии в число экономически самых развитых стран мира — ведь известно, что «эко­номическое чудо» обусловлено вполне конкретными факторами.

  1. Коренная техническая реконструкция проводилась в Японии очень быстрыми темпами: машиностроение, например, в 1956—1960-х гг. воз­растало ежегодно на 28,8%. Причем внедрялись новейшие научно-тех­нические достижения и конструкторские разработки, приобретенные по лицензиям и патентам, но усовершенствованные в период внедре­ния с учетом японских условий. На приобретение патентов Япония за­тратила сравнительно небольшие суммы, сэкономив время на новые разработки.

  2. Система государственного регулирования поощряла этот процесс через сеть правительственных учреждений, а также через многочис­ленные фонды, центры, лаборатории, консультационные пункты, на­учно-исследовательские институты. Государство предоставляло разно­го рода льготы на внедрение передовых технологий и оборудования, в частности специальные займы, дотации, скидки в налогообложении, страхование от возможных убытков.

  3. Велика была роль государственного сектора: он охватывал 22% национального состояния, в том числе одну четвертую часть земель­ной собственности. Государство взяло на себя львиную долю капита­ловложений, в отдельные годы они доходили даже до 70%, а в конце 1960-х гг. составили около 25%. В государственном секторе создава­лись, главным образом, объекты инфраструктуры: железные дороги, авиация, средства коммуникаций (телефон, радио, почта, телеграф).

  4. Государственное планирование носило рекомендательный, кос­венный характер. Оно напоминало планирование Жана Монне во Франции и ничего общего не имело с директивным планированием.

  5. Внутренний рынок стал главным фактором расширения спроса. Во-первых, за счет роста доходов населения повысилась покупатель­ная способность (повышение заработной платы, увеличение социаль­ных льгот). Во-вторых, в условиях массового технического перевоору­жения возрос спрос на все виды промышленной продукции, а не только на продукцию машиностроения. В-третьих, аграрная реформа породила огромный спрос на сельскохозяйственную технику, химиче­скую продукцию (удобрения, средства борьбы с вредителями и т. д.), подняла покупательную способность сельских жителей, составляв­ших в 1950 г. 80% от общего числа населения. Государство создавало препятствия притоку иностранных товаров на внутренний рынок. Фактически до 1970-х гг. страна была закрыта для импорта ввиду вы­соких таможенных пошлин и ввода разного рода квот на ввозимые то­вары. Тем самым внутренний рынок был закреплен за отечественны­ми производителями.

  1. Расширение сбыта на внешних рынках стало возможным по мере повышения качества японских товаров, а также протекционистских мер правительства. Экспортеры всячески поощрялись: им выплачи­вались разного рода экспортные премии (при условии расширения экспорта до определенной суммы), давались субсидии, вводилось страхование от возможных убытков при освоении новых рынков. Из­вестны случаи, когда производители сбывали свою продукцию на международных рынках по ценам ниже себестоимости, до тех пор по­ка возросший спрос не делал ее рентабельной даже по этим ценам. Удержаться на плаву им помогали государственные субсидии и другие меры поддержки. Правительство строго контролировало превышение импорта над экспортом, вводя жесткие лимиты на импорт; конверти­руемость иены как национальной валюты введена только в 1971 г.

  2. Улучшение общеобразовательной и профессиональной подготовки также сыграло важную роль. Введя сразу после войны обязательное 9-летнее образование, Япония стала страной сплошной грамотности. Это позволило ей расширить систему профессионального образова­ния, причем частично за счет самого бизнеса, а также систему выс­шей школы. Японцы подсчитали, что вложение средств в образова­ние и профессиональную подготовку дает наивысшую отдачу, поэтому постоянно увеличивали финансирование этих сфер. В на­стоящее время расходы на образование составляют до 40% нацио­нального дохода — это абсолютный мировой рекорд. Сказались и на­циональные черты характера японцев: стремление к заимствованию нового, к учебе и совершенствованию, усидчивость, упорство и дис­циплинированность.

  3. Высокий уровень накоплений: японцы откладывали i/j часть сво­их доходов за счет строгой экономии.

  4. Существенным был также значительно более низкий уровень за­работной платы японцев в 1960-х гг. (в 1969 г. — в 4 раза ниже, чем в США; на 40% меньше, чем в странах Западной Европы).

  1. Небольшие отчисления на социальные нужды объясняются япон­скими традициями, где, в отличие от Европы, принято жить больши­ми семьями, вместе с престарелыми родителями. Это позволяет значи­тельно снизить уровень отчислений на социальные нужды.

  2. Особые методы организации производства связаны с распростра­нением на производственный коллектив атмосферы семейного клана, где старшие всегда заботились о младших, а младшие стремились об­разцово выполнять свой долг. В Японии сложилась так называемая си­стема пожизненного найма, которая практикуется в наиболее известных фирмах и стала элементом социального престижа. Это означает, что; человек с первого своего трудового дня работает в одной фирме, он; чувствует себя членом большой семьи, получает ежегодную прибавку к жалованью, разного рода льготы: квартиру, услуги юристов фирмы, организацию отдыха и досуга за счет учреждения. Попасть в эту систе­му непросто: необходимо поручительство нескольких человек. Кроме того, любому претенденту дается испытательный срок, в течение кото­рого он должен на своем рабочем месте предложить несколько усовер­шенствований, проявить свои способности и стремление добиваться наилучших результатов. Даже если в дальнейшем человек разочаруется в профессии и не сможет добиваться лучших показателей в труде, так:; как он достиг потолка своих профессиональных возможностей, он. уверен, что его никогда не бросят (работающего по системе пожизнен­ного найма нельзя уволить), ему будут ежегодно повышать жалованье и позволят доработать до пенсии. Ничего удивительного, что отдача от этой системы перевешивает расходы: человек работает на совесть, его! не надо контролировать, он выкладывается полностью, стремится вне­сти свою лепту в благополучие компании.

12. Низкие военные расходы позволяют государству оказывать широкую поддержку японским производителям. Благодаря Договору безопасности ответственность за оборону Японии взяли на себя США — они и несут основную долю расходов. Военные расходы Японии не превышают 1% валового национального продукта (ВНП) и находятся в среднем на уровне 0,9%, хотя в абсолютных цифрах постоянно растут и составляют около 6% расходов государственного бюджета.

Общественность Японии не испытывает особого беспокойства по поводу нахождения на территории страны иностранных войск. Когда в начале 1970-х гг. начались споры — не следует ли Японии превра­титься в ядерную державу, — сторонники этой точки зрения оказались в явном меньшинстве. Страна, пережившая трагедию Хиросимы и На­гасаки, была настроена против ядерного оружия. Антиядерные настроения усилились в 1954 г. в связи с инцидентом с японским рыболов­ным судном «Фукуру мару», на которое попали радиоактивные осадки во время испытаний американской водородной бомбы на атолле Би­кини.

Все вышеперечисленные факторы сыграли решающую роль в эконо­мическом возрождении Японии. На протяжении жизни одного поколе­ния страна возродила промышленность, реформировала сельское хо­зяйство, добилась ощутимых успехов в расширении внешней торговли, восстановила свою финансовую систему и валютные резервы. Она ста­ла единственной страной в мире, не имеющей ядерного оружия, но с полным основанием претендующей на статус великой державы.