logo
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Начало модернизации

В 1923 г. президентом Турции был избран Мустафа Кемаль. Он пользо­вался колоссальным авторитетом в стране, по праву считался освободи­телем Турции от европейской интервенции. Ореол спасителя отечества, отца нации помог ему провести радикальные реформы в кратчайшие сроки, невзирая на сопротивление приверженцев старых традиций. Главное направление, цель реформ — модернизация страны.

Это означало заимствование всего прогрессивного у европейской цивилизации и последующую его адаптацию к местным, турецким ус­ловиям. Подобные попытки не раз предпринимались в прошлом и все­гда кончались неудачей, вступая в противоречие с канонами исламской религии, которая полностью господствовала в сознании людей.

Именно мусульманский менталитет, который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии.

3 марта 1924 г. меджлис принял решение о ликвидации халифата. Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, лик­видировалось Министерство по делам религии и вакуфов. Сами ваку-фы национализировались. Началось сужение сферы религиозного су­допроизводства. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Ми­нистерства просвещения.

Так проявил себя первый принцип реформ лаицизм, т. е. свет­скость, отделение религии от государства. Правда, в принятой 20 апреля 1924 г. первой Конституции Турецкой Республики ислам был еще назван государственной религией. Впоследствии, 9 апреля 1928 г., этот пункт был изъят из текста Конституции.

Согласно основному закону, Турция являлась республикой с одно­палатным парламентом, избираемым посредством двухступенчатых выборов по мажоритарной системе. Были продекларированы основ­ные демократические права и свободы граждан, но все это было лишь фикцией.

В стране устанавливалась жесткая диктатура во главе с президен­том М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в общест­ве, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народ­но-республиканскую партию. Была усилена централизация. Страна разбита на округа-вилайеты. М. Кемаль был настроен решительно проводить реформы, при необходимости используя силу для подавле­ния сопротивления.

Ликвидация халифата вызвала огромное возмущение не только в Турции, но и во всем мусульманском мире. На М. Кемаля обруши­лись обвинения в покушении на основы ислама. Даже в Турции воз­никла оппозиция в лице Прогрессивно-республиканской партии. Не­довольные были и среди недавних соратников, генералов. Они даже вынудили уйти в отставку, правда, на короткое время, премьер-мини­стра Исмет-пашу.

В феврале 1925 г. в Турции началось восстание курдов. Формаль­ным требованием стал лозунг «восстановление халифата», но на са­мом деле все было значительно сложнее. Курды составляли особую этническую группу, проживающую не только в Иране и Турции, но и на подмандатной в то время Англии территории Ирака. В годы Пер­вой мировой войны курды оказали англичанам немалую поддержку в борьбе с турками и надеялись на получение независимости. Англия отторгла от Турции часть территории, населенной курдами, в пользу Ирака (район г. Мосул на севере Ирака). М. Кемаль выдвинул пре­тензии, которые, однако, были отвергнуты окончательно в 1925 г. Ли­гой Наций, признавшей район Мосула территорией Ирака.

Несмотря на официальный лозунг — требование восстановить ха­лифат — главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания всех национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ — национа­лизм. В Турции живут только турки — такой же политики правитель­ство придерживалось еще до Первой мировой войны.

Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят за­кон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подав­лено.

Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные га­зеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и не­которые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар — «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным рефор­мам М. Кемаля.