II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
В 1980—1990-е гг. для всех государств Юго-Восточной Азии были характерны высокие темпы экономического роста, что позволило им уже в начале 1990-х гг. войти в число так называемых новых индустриальных стран, которые имеют существенное влияние в современном мире. Бурный экономический подъем позволил в 1980-е гг. Малайзии преодолеть острый внутриполитический кризис, связанный с коррупцией и активизацией исламских фундаменталистов на Севере полуострова. С 1981 г. премьер-министром страны стал Мохаммад Махат-хир, выдающийся политик, которого можно назвать малайзийским де Голлем. Он столкнулся со многими трудностями, но в конце концов сумел удержаться на политической арене страны. На выборах в апреле 1995 г. ему удалось вновь одержать убедительную победу над своими политическими конкурентами, блокировав влияние фундаменталистов на Севере, в Келантане. В настоящее время М. Махатхир возглавляет коалицию из 12 политических партий.
Темпы экономического роста составили в 1990-е гг. 8% в год, Малайзия вошла в число индустриально развитых стран. Ныне она не только производит важнейшие виды сырья (половину мирового производства пальмового масла, 20% мирового производства натурального каучука, является крупнейшим производителем олова), но и экспортирует промышленную продукцию в огромных масштабах. Только электронная промышленность Малайзии дает стране половину доходов от экспорта. Она входит в число крупнейших в мире производителей интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратуры; хорошо известны на мировом рынке малайзийские автомобили «Протон», одежда и обувь.
Страна успешно преодолела «Азиатский кризис» 1997—1998 гг., уже через год валютные резервы превысили 30 млн. долл.
В настоящее время М. Махатхир уверенно возглавляет правительство страны, умело сочетая интересы различных общин — малайцев, китайцев, индийцев. Это непростая задача, ведь против так называемого «засилья китайцев в экономике» периодически выступают исламские фундаменталисты, в основном выходцы из малайской общины. На этом пытаются играть враждебные элементы из организации «Джемаа Исламийе», пытаясь подвигнуть малайских мусульман на восстание, как это произошло в 2002 г.
Отношения с Россией усугубляются в связи с проблемой Чечни; МИД России неоднократно обращался к правительству Малайзии с просьбой воспрепятствовать сбору денег для сепаратистов.
В Индонезии, после подавления коммунистического мятежа в 1965 г., был установлен фактически авторитарный режим генерала Сухарто. Он
сохранялся более 30 лет. За это время удалось обеспечить политическую стабильность, добиться внушительных темпов экономического развития — 7—10% в год.
Хотя страна пока не вышла на уровень развития новых индустриальных стран, это планируется достигнуть к 2020 г. Экономическое развитие было неровным: так, в 1989 г., когда снизились доходы от продажи нефти, Индонезии пришлось даже девальвировать валюту. В том же 1989 г. удалось восстановить нормальные отношения с КНР и СССР, однако с этого времени постоянной проблемой стала борьба против проявлений исламского фундаментализма.
Политическое затишье сохранялось в Индонезии до начала 1990-х гг., затем оппозиции были сделаны послабления, разрешили активизироваться исламским партиям.
В 1997 г. Индонезию поразил «Азиатский кризис»: резко сократились темпы роста, а в 1998 г. произошло даже падение экономики на 15—20%. Это вызвало массовые выступления населения: раздавались требования возврата к политической демократии, Сухарто обвиняли it злоупотреблениях и коррупции. 21 мая 1998 г. он вынужден был уйти со своего поста в отставку.
Президентом Индонезии стал Б.Ю. Хабиби; ему пришлось принять меры для стабилизации положения. В октябре 1999 г. на выборах президентом Индонезии был избран Абдуррахман Вахид. Но к тому времени страну охватила волна исламского фундаментализма: начались волнения среди мусульман, погромы христиан, сепаратистские выступления в разных районах страны.
Президент А. Вахид готовил реформу региональной автономии: предполагалось разделить страну на 23 субъекта автономии и передать местным властям ряд полномочий. Но весной 2001 г. против него выдвинуты обвинения в хищении государственных средств. В июне парламент начал процедуру импичмента президента.
23 июля 2001 г. парламент Индонезии единогласно отправил А. Ва-хида в отставку, назначив его преемником дочь бывшего президента Индонезии Сукарно — Мегавати Сукарнопутри, ранее занимавшую пост вице-президента. Вахид пытался воспрепятствовать этому, объявив чрезвычайное положение, но армия и полиция ему не подчинились. Приверженцы Вахида получили на выборах всего 10% голосов. Иго престиж был подорван и двумя коррупционными скандалами, и обвинениями в личной нечистоплотности, а также неспособностью положить конец потрясениям на финансовых рынках и предотвратить резкое падение курса национальной валюты.
М. Сукарнопутри возглавила страну в атмосфере кризиса; она намерена опираться на высокопоставленных генералов. Тем не менее деловой мир позитивно отреагировал на отстранение Вахида: курс рупии подскочил вверх, активизировался фондовый рынок. Новое индонезийское правительство стало энергичнее вести международные дела — М. Сукарнопутри успешно выступила в роли посредника между Северной и Южной Кореей. 11 июня 2002 г. она встретилась с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.
В течение долгого времени ущерб международному престижу Индонезии наносился оккупацией Восточного Тимора в 1975 г. Индонезийские войска взяли его под контроль после крушения фашистского режима в Португалии и стали подавлять движение местного населения за независимость. До 1979 г. в мире старались не замечать происходивших там событий. В течение последних 20 лет сопротивление местного населения подавлялось индонезийскими военными с большой жестокостью. В сентябре 1999 г. вспыхнула самая настоящая резня, к которой причастны многие военные и гражданские чиновники Индонезии. Всего за 1990-е гг. погибла '/5 часть населения острова. В Восточный Тимор были направлены миротворческие силы ООН. Сейчас в Джакарте проходят судебные процессы над причастными к этой трагедии, но общественное мнение настроено против вынесения обвинительного приговора. В конце 1999 г. был проведен референдум ООН, режим индонезийской оккупации ликвидирован.
12 октября 2002 г. на острове Бали, в городе Куте, произошла страшная трагедия: прогремел взрыв в центре отдыха иностранных туристов, погибло 180 человек, граждане 21 государства. Правительство Сукарнопутри срочно провело расследование, уже арестовано 29 человек, причастных к взрыву.
Восточный Тимор стал независимым государством, президентом избран Шанана Гуджмау. 3 мая 2002 г. он встретился с президентом Индонезии Мегавати Сукарнопутри и пригласил ее на празднование независимости Восточного Тимора. Премьер-министром назначена Мари Аркатири.
На Филиппинах президент Ф. Маркое к 1980-м гг. стал настоящим диктатором. Его режим обвиняли в коррупции, в семейственности. Огромную роль в жизни страны играла его жена — Имельда Маркое. В 1981 г. он отменил военное положение, но продлил срок своего пребывания на президентском посту. В стране мало что изменилось.
В 1983 г. был убит Бенитко Акино, самый видный противник режима, когда он проходил курс реабилитации в США после заключения в 1973—1979 гг. Это событие окончательно подорвало доверие населения к властям. В 1986 г. в результате мощных демонстраций Ф. Маркое вынужден был уйти в отставку. Он уехал в США, где и умер в 1989 г.
Победившая на президентских выборах 1986 г. вдова Б. Акино Карасон Акино получила незавидное наследство: на Юге ширилось восстание мусульманских сепаратистов, платежи по внешнему долгу поглощали треть всех поступлений от экспорта, происходил спад в экономике. К тому же ее внутриполитические позиции были ослаблены ввиду зависимости от армии.
На рубеже 1980—1990-х гг. шли напряженные переговоры о продлении присутствия на Филиппинах американских военных баз, но в 1991 г. сенат страны проголосовал против. В 1992 г. базы были ликвидированы. Президент К. Акино официально отказалась также от филиппинских притязаний на Сабах.
В 1992 г. президентом Филиппин избран генерал Фидель Рамос. Он пытался разгромить мусульманских повстанцев на Юге, но потерпел неудачу. В 1996 г. заключено соглашение с мусульманскими партизанами о прекращении военных действий на острове Минданао, но оно неоднократно нарушалось. Мусульман на Филиппинах около 6 млн. человек, свое происхождение они ведут от легендарного пророка, иы шедшего из ствола бамбука. Существует несколько мусульманских организаций. Основная из них — Фронт Народного освобождения Минданао (ФНОМ). Он настаивает на расширении Автономного района мусульман Минданао (АРММ), включающего 4 провинции с преобладанием мусульманского населения, до 14 провинций, в том числе и тех, где большинство составляют католики. Но есть и более радикальные организации, например Исламский фронт освобождения (ИФОМ), «Абу Сайяф», Совет исламского командования. Они располагают многими десятками тысяч хорошо вооруженных боевиков, приобретающих боевой опыт в Афганистане и на Северном Кавказе.
19 ноября 2001 г. вспыхнул очередной мусульманский мятеж на Филлиппинах. Hyp Мисуари, бывший лидер Фронта освобождения Моро, объявил войну правительству, опираясь на 600 повстанцев. Он заявил о поддержке «Абу Сайяф». Президент Филиппин обратилась за помощью к США; те откликнулись, и в настоящее время идут контртеррористические операции с участием спецподразделений США.
Экономическое развитие в 1990-е гг. удалось ускорить: темпы роста достигли 5—7% в год. Филиппины стали одним из крупнейших производителей продукции электронной и химической промышленности.
30 июня 1998 г. президентом страны стал Джозеф Эхерсито Эстрада. Киноактер в прошлом, он был очень популярен в стране, имел кинематографический образ местного Робин Гуда. Но затем в прессе появились сведения о его финансовых махинациях. Начались слушания в конгрессе Филлиппин об объявлении ему импичмента. В городах состоялись многотысячные демонстрации с требованиями его отставки.
В начале 2001 г. Верховный суд Филиппин признал пост президента вакантным и возвел на эту должность вице-президента Глорию Ма-гапагал Арройо. Она является президентом Филиппин и поныне. Главная проблема правительства страны — это борьба с террористами, которые берут в заложники как местных жителей, так и иностранцев. США прислали спецподразделения для участия в контртеррористических операциях совместно с вооруженными силами Филиппин.
Д.Э. Эстрада находится в тюрьме, но не оставляет попыток переворота — 3 апреля 2002 г. он попытался поднять бунт в армейских частях, но неудачно.
Таиланд в 1980— 1990-е гг. имел самые быстрые темпы экономического роста в мире, до 12% ежегодно. Он привлекал в огромных масштабах иностранные капиталовложения, расширял производство, туризм, торговлю. Его ежегодный экспорт превышает сегодня 60 млрд. долл., причем его полностью составляют промышленные изделия. Таиланд находится в числе наиболее развитых новых индустриальных стран.
Таиланд — активный член АСЕАН, образованной в 1967 г., а также один из инициаторов создания Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС). Эта общерегиональная организация ставит целью создание к 2010 г. зоны, открытой для торговли и инвестиций для развитых стран, а к 2020 г. — для развивающихся стран—членов АТЭС.
С завершением эвакуации вьетнамских войск из Камбоджи Таиланд старается сохранять нейтралитет во внешней политике; никакого военно-политического договора с США в настоящее время он не имеет.
Во внутренней политике начиная с 1976 г. правили генералы, которые поддерживали тесные связи с бизнесом и старались придерживаться Конституции. После назначения в 1994 г. нового премьер-министра без санкции парламента в Таиланде начались массовые беспорядки. Это заставило короля Бумипола вмешаться, отстранить генералов от власти и назначить гражданское правительство.
С тех пор кабинеты формируются, как правило, на коалиционной основе, после утверждения их парламентом. В ноябре 1997 г. в результате правительственного кризиса пришел к власти кабинет во главе с Ч. Ликпаем и была принята новая Конституция. Планируется принятие новых законов о всеобщих выборах, о политических партиях. Согласно Конституции, обе палаты парламента будут отныне избираться.
Тайцы являются приверженцами буддизма южной ветви. Это обстоятельство и местные традиции, вероятно, отразились на этнопсихологии тайцев, отличительными чертами которых являются уравновешенность, оптимизм, доброжелательность и гостеприимство. Это создает хороший международный имидж Таиланду.
5 февраля 2002 г. в Таиланде избран новый премьер-министр. Им стал лидер политического движения «Тайцы любят тайцев» Таксин Шинаватра.
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины в 1967 г. объединились в организацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа. Ежегодно страны АСЕАН проводят встречи на уровне министров иностранных дел. Страны АСЕАН активно участвуют в работе Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС). Ныне на страны — члены этого совета приходится 60% мирового ВНП и половина объема мировой торговли. Россия также вступила в эту организацию в 1998 г. и приняла активное участие во встрече стран АТЭС в Брунее в ноябре 2000 г.
Страны АСЕАН создали в 1990 г. Восточно-азиатский экономический совет. Они также участвуют в Тихоокеанской конференции по торговле и экономическому развитию и Экономическом совете бассейна Тихого океана. Упор делается на экономическое, а не на военно-политическое сотрудничество.
После 1976 г. по инициативе Таиланда и Филиппин блок СЕАТО был распущен. Новым многосторонним институтом является действующий с 1995 г. Региональный форум по вопросам безопасности, в котором сотрудничают девять стран АСЕАН, а также США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, КНР, Россия; участвуют в его работе также представители Южной и Северной Кореи, Европейского союза. Эта организация не является военно-политической в обычном смысле, но дает возможность ее членам поддерживать диалог, привлекать внимание к своим проблемам и опасениям, а в случае появления реальных угроз сформировать неформальную коалицию для их устранения.
В настоящее время страны Юго-Восточной Азии оказались перед угрозой деградации окружающей среды — сказались последствия бурного промышленного развития последних десятилетий. Сейчас это самый загрязненный регион в мире; ежегодно площадь лесов там сокращается на территорию, равную Швейцарии. Только ущерб от страшных лесных пожаров 1997—1998 гг. составил свыше 14 млрд. долл., а в атмосферу выделилось двуокиси углерода больше, чем производят предприятия всей Западной Европы. Треть населения региона лишена доступа к чистой питьевой воде. Энергозатраты местных предприятий на выпуск продукции в десятки раз превышают энергозатраты развитых странах. Все эти проблемы волнуют ныне правительства и общественность Юго-Восточной Азии.
С начала 2002 г. страны Юго-Восточной Азии показывают фантастическую деловую активность: их фондовые индексы с января 2002 г. увеличились на 20%. Это должно способствовать повышению темпов экономического роста с 2 до 4%.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии