logo
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

III. Проблемы внешней политики Турции

Основные проблемы внешней политики Турции традиционно связа­ны со взаимоотношениями с Грецией. А главной причиной греко-ту­рецких раздоров после окончания Второй мировой войны стал Кипр.

Занимая выгодное стратегическое положение в Восточном Среди­земноморье, Кипр еще в 1878 г. был оккупирован английскими вой­сками, хотя формально входил в состав Османской империи. После Первой мировой войны Кипр был аннексирован Великобританией, и по Лозаннскому договору 1923 г. Турция это признала. Свыше 80% населения острова составляли греки. Они рассчитывали, что рано или поздно англичане уберутся с Кипра и тогда произойдет воссоедине­ние острова с Грецией.

После окончания Второй мировой войны англичане дали понять, что готовы остаться на острове в прежнем качестве. Началось их про­тивостояние с греческим населением. Борьбу греков за независимость Кипра возглавил глава автокефальной православной церкви Кипра архиепископ Макариос III. Он стал одновременно энтархом, или ли­дером, греческой общины.

Хотя греки не притесняли турецкое меньшинство, правительство Турции было озабочено перспективой присоединения острова к Гре­ции, ведь Кипр находится всего в 60 км от турецкого побережья. Но и правительство Греции не желало ссориться с Турцией, тем более что обе страны одновременно были приняты в НАТО.

В 1951 г. на Кипре, в порту Фамагуста, размещены английские во­енные базы — военно-воздушная и военно-морская. В 1954 г. сюда был переведен штаб вооруженных сил Великобритании на Ближнем Востоке. В том же году греческое правительство поставило в ООН во­прос о самоопределении Кипра, но, очевидно, не проявило должной настойчивости — вопрос о Кипре был оставлен без внимания. На ос­трове состоялись демонстрации протеста греческого населения, жес­токо разогнанные англичанами.

В 1955 г. Англия официально пригласила Турцию и Грецию на кон­ференцию в Лондон для обсуждения кипрского вопроса, но в результа­те стороны лишь рассорились окончательно. Греки в Турции подверг­лись гонениям, Греция отказалась участвовать в маневрах НАТО.

Начиная с 1955 г. делаются попытки вести переговоры между анг­лийскими властями и архиепископом Макариосом, но в марте 1956 г. англичане депортировали Макариоса на Сейшельские острова. В ап­реле 1955 г. на Кипре начались боевые действия террористических групп греков во главе с неким офицером Гривасом против англичан. В 1956 г. произошли первые столкновения между киприотами: грека­ми и турками; впоследствии они переросли в широкомасштабный ме­жобщинный конфликт.

Попытки посредничества НАТО не удались. Но все же в феврале 1959 г. представители Турции и Греции заявили в Цюрихе о своем со­гласии провозгласить независимость Кипра. Президентом будущего государства должен быть грек, вице-президентом — турок. Прави­тельство должно состоять из 7 греков и 3 турок; это же соотношение 7:3 необходимо соблюдать при распределении всех административ­ных должностей. С августа 1960 г. Кипр стал независимым.

Но Конституция острова была явно надуманной, неэффективной. В декабре 1963 г. на Кипре начались новые столкновения между грека­ми и турками. Дело чуть не дошло до войны между Турцией и Грецией. Очевидно, лишь присутствие американского 6-го флота вблизи Кип­ра помешало турецкому вторжению на остров в начале 1964 г.

В дело вмешалась ООН: в марте 1964 г. по ее решению на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. С тех пор они беспрерыв­но находились на острове, решение об их пребывании там автоматически продлялось. Попытки посредничества ООН также успеха не имели.

Между тем в 1967 г. в Греции власть захватила военная хунта. Гене­ралы поддерживали наиболее авантюристически настроенных поли­тиков, выступавших за присоединение Кипра к Греции. В 1971 г. на Кипр прибыл Гривас, который стал проводить террористическую дея­тельность против правительства Макариоса. Но в 1973 г. Макариос был избран вновь на пост президента; его отношения с хунтой в Афи­нах зашли в тупик.

15 июля 1974 г. дворец Макариоса подвергся нападению нацио­нальных гвардейцев, находившихся под влиянием греческих офице­ров. Сам Макариос бежал и был перевезен в Англию, а повстанцы провозгласили «президентом» некоего Самсона.

Перед лицом непосредственной угрозы присоединения Кипра к Греции вооруженные силы Турции 20 июля 1974 г. вторглись на ост­ров. Через три дня военная хунта в Афинах пала. Турки захватили 40% территории Кипра, вынудив 200 тыс. греков превратиться в беженцев. В конце 1974 г. на Кипр вернулся Макариос, но остров был фактически разделен. Попытки наладить межобщинный диалог предпринимались неоднократно — велись переговоры между лидерами общин Клавкосом Клеридисом и Рауфом Денкташем. Они хорошо знали друг друга еще с детства, но позиции сторон принципиально не совпадали.

Преемником Макариоса, умершего в 1977 г., стал Спирос Киприа-ну. Вновь в роли посредника пыталась выступить ООН, но перегово­ры шли с большим трудом, так как греки настаивали на статусе феде­рального центра и на освобождении большей части захваченной Тур­цией территории:

В конце 1983 г. турки объявили о независимости северной части ост­рова. С тех пор переговоры идут неспешно: стороны обсуждают про­цент мест для каждой общины в общем парламенте Кипра, турки на­стаивают на праве выхода из федерации и т. п. Тем временем факти­чески закрепляется существующее положение: в турецкой части острова проводятся выборы, создаются новые органы власти, растет турецкое население, греки вытесняются с занимаемых земель. Одним словом, идет «кипризация» — этот термин вошел в международный лексикон.

Есть и другие причины обострения отношений между Турцией и Гре­цией. В частности, во время турецкой экспансии Кипра Греция укре­пила свое военное присутствие на островах в Восточной части Среди­земного моря, демилитаризованных согласно Лозаннскому договору 1923 г. Турция тогда выразила протест.

Существует и проблема территориальных вод. Пока обе стороны со­блюдали традиционный 6-мильный рубеж, Греция контролировала 35% Эгейского моря, Турция — 10%. Проблема возникла в 1994 г., ког­да Греция, ссылаясь на решения конференций по морскому праву, по­требовала 12-мильную зону территориальных вод. Это давало бы ей суверенитет над 75% Эгейского моря, с чем Турция категорически не согласна.

С этим связана и проблема континентального шельфа. Обострилась она в конце 1973 г., когда в Турции была опубликована карта конти­нентального шельфа Эгейского моря и в соответствии с ней стали выдаваться лицензии на изыскательские работы. В начале 1974 г. де­ло чуть не дошло до конфликта, когда турецкое гидрографическое судно «Кандарли» с мощным эскортом военных кораблей пыталось приступить к изыскательским работам. На протяжении 1974—1975 гг. между двумя странами проходили бурные дискуссии по этим вопро­сам. В феврале 1976 г. другое турецкое судно, также в сопровождении военного корабля, попыталось проводить исследования. Это обост­рило отношения между двумя странами.

Ситуация несколько разрядилась в 1978 г., когда лидеры Греции и Турции встретились и договорились о регулярных консультациях. Только в 1980 г. новое турецкое правительство пошло на уступки, ста­ло проявлять сдержанность по отношению к Греции. Правда, в 1987 г. между двумя странами вновь вспыхнул конфликт из-за работ по раз­ведке нефти, но он был быстро погашен в ходе неожиданного визита премьер-министра Т. Озала в Афины в 1988 г.

Распад СССР в 1989 г. способствовал возникновению независимых тюркоязычньгх государств в Центральной Азии: Казахстана, Узбекиста­на, Туркмении и Киргизии. Тургут Озал посетил эти страны и также при­гласил их лидеров в Турцию. Президент С. Демирель выбирал альтер­нативу между двумя возможностями: объединиться с этими государст­вами и Ираном в единый исламский блок или без Ирана и в какой-то мере против него как фундаменталистского государства. Разумеется, идеи пантюркизма в духе Риза Нури и Нихаля Атсиза весьма заманчи­вы. Однако Турция вынуждена проявлять сдержанность, поскольку де­ло касается не только Запада, но и ближайших соседей Турции, преж­де всего России и Ирана, с которым у турок тесные экономические связи. Турция поддержала Договор об экономическом сотрудничестве государств бассейна Черного моря, подписанный 11 странами в 1992 г., а также договоры о сотрудничестве в бассейне Каспийского моря и об экономическом сотрудничестве с Ираном и Пакистаном.

Турция сыграла важную роль в проведении международной операции против Ирака в 1991 г., предоставив свою территорию в распоряжение вооруженных сил США. После войны в Заливе президент Д. Буш посетил Турцию и заявил, что США хотели бы видеть ее членом Евро­пейского союза (ЕС). С официальной просьбой о приеме в члены со­юза Турция обратилась еще в 1987 г., но рассмотрение заявления отло­жено на неопределенное время. Турция стала лишь членом Западно­европейского союза в 1992 г., а с 1 января 1996 г. действует Соглашение о таможенном союзе с ЕС.

В 2003 г. новый парламент Турции отказал американцам в праве пользоваться базами на Своей территории, что затруднило деятельность американской военной машины в условиях кризиса с Ираком. Это на­верняка осложнит в ближайшее время позиции Турции в переговорах о вступлении в Европейский союз.

Выводы

  1. Переход к гражданскому правлению занял в Турции более трех лет. За это время была подготовлена новая Конституция, в которой пытались учесть опыт прошлого, в частности, введен 10%-ный барьер против малых партий и видным политическим деятелям запрещено в течение 10 лет занимать вы­борные посты в государстве.

  2. С 1980 г. в Турции под руководством Т. Озала проводится новая экономичес­кая политика: свертывается государственное регулирование, идет привати­зация госсектора, привлекается иностранный капитал. В результате Тур­ция становится конкурентоспособной на мировом рынке.

  3. Социальные изменения в Турции влекут за собой и политические процессы: в конце 1980-х гг. сокращается влияние Партии отечества Т. Озала и начи­нается рост исламистских настроений. Партия благоденствия Н. Эрбакана добивается власти сначала на Местах, а затем успешно выступает на пар­ламентских выборах. В сентябре 1978 г. Н. Эрбакан становится главой пра­вительства. Армия вновь вынуждена вмешаться: в январе 1998 г. правитель­ство смещено и Партия благоденствия распущена.

  4. Во внешней политике главное место занимают проблемы взаимоотношений Турции с Грецией: проблема Кипра, проблемы территориальных вод в Эгей­ском море. В 1990-е гг. удалось несколько разрядить обстановку, ввести от­ношения в нормальное русло. В настоящее время Турция проявляет повышен­ный интерес к новым тюркским государствам Центральной Азии.