logo
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Становление послевоенной Турции

Благодаря реформам Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция накануне Второй мировой войны стала страной светской, ориентированной в основном на западные ценности. После смерти Ататюрка его преем­ником стал Исмет Инёню, друг и соратник Мустафы Кемаля. Он оста­вался на посту президента с 1938 г. по 1950 г.

Инёню был сторонником продолжения прежнего курса, нацелен­ного на развитие светских структур, заимствование европейских нов­шеств, осуществление опеки государства над экономикой и всеми сферами жизни людей. Но следует учитывать, что по крайней мере половина населения страны этот курс отвергала: она была более склонна обращаться к давней мусульманской традиции.

Мустафа Кемаль проводил свои реформы, опираясь на огромный авторитет и силу модернизированной им армии. Исмет Инёню про­должал эту линию, и в стране сохранялась однопартийная диктатура. Действовала лишь Народно-республиканская партия (НРП). Всякая прочая политическая деятельность пресекалась. Одновременно уси­ливалась тяга населения к исламу, к национальным традициям, осо­бенно среди сельских жителей.

Во время Второй мировой войны Турция придерживалась позиции формального нейтралитета, несмотря на сильное влияние в стране прогерманского лобби. В августе 1944 г. она даже разорвала диплома­тические отношения с Германией и в феврале 1945 г. объявила ей вой­ну. Таким образом, Турция успела присоединиться к победителям и да­же стать соучредителем Организации Объединенных Наций.

Однако отношения с СССР, одним из основных членов коалиции союзников, стали ухудшаться еще до окончания войны. В марте 1945 г. СССР денонсировал советско-турецкий договор от 1925 г. Турции были предъявлены территориальные претензии, а также требование пе­ресмотреть режим судоходства в черноморских проливах. В прессе СССР стали появляться гневные статьи, обличающие Турцию, что могло свидетельствовать о подготовке Сталиным военной акции.

Все это происходило на фоне усилившейся «холодной войны», в ко­торой Турция однозначно встала на сторону Запада. В 1945—1946 гг. главным спонсором Турции была Великобритания, но в 1947 г. Лон­дон признал невозможность дальнейшей поддержки страны в силу финансовых причин.

Эстафету перехватили США: в 1947 г. их экономическая помощь Турции составила 175 млн. долл. Страна была включена в «план Мар­шалла», что позволило ей с 1948 г. получать свыше 380 млн. долл. в ви­де поставок американского продовольствия, медикаментов, оружия и прочих товаров.

Стремясь теснее связать себя с Западным союзом, И. Инёню уже в конце 1940-х гг. предпринял усилия для вступления в НАТО. Офици­альная просьба была направлена 14 мая 1950 г., но Турция стала чле­ном Североатлантического блока лишь в феврале 1952 г. Вступлению Турции в НАТО противились США, которые были недовольны поли­тическим режимом в стране и закрытостью турецкой экономики, ве­дущую роль в которой играл государственный сектор. На официаль­ных лиц Турции американцы постоянно оказывали давление.

Участие в войне Потребовало от правительства огромных финан­совых расходов, что привело к серьезным экономическим затрудне­ниям. Социальное напряжение в 1945 г. нарастало. Это побудило власти провести ряд новых законов. В 1945 г. был принят Закон об аграрной реформе, который предусматривал скупку государством зе­мель и ее продажу крестьянам с рассрочкой на 20 лет. Впоследствии это привело к формированию фермерского уклада и стимулировало развитие экономики. Были приняты законы о создании Министер­ства труда, о профсоюзах, о страховании рабочих государственных предприятий.

В ноябре 1945 г. И. Инёню, выступая в парламенте, впервые выска­зался за отказ от однопартийной диктатуры. В январе 1946 г. группа вышедших из НРП депутатов провозгласила создание Демократичес­кой партии (ДП). Ее возглавили Джеляль Баяр и Аднан Мендерес. В от­личие от НРП, новая партия выступила за соблюдение демократии и гражданских свобод, за большую свободу в развитии частного сек­тора, за привлечение в экономику иностранного капитала. Уже вско­ре после своего создания, на выборах 1946 г., ДП получила 61 место в парламенте, против 396 мандатов НРП.

Оживление исламских настроений в Турции было использовано Де­мократической партией: она постоянно проявляла недовольство лаи-цизмом, обвиняла НРП в «безбожии». В 1946 г. в Турции принят закон, разрешавший открытие частных религиозных школ и преподавание ре­лигии в государственных школах на факультативной основе. В 1948 г. разрешен хадж в Мекку. Все это вело к росту популярности ДП в обще­стве. В мае 1950 г. она одерживает победу на парламентских выборах, завоевав сразу 396 мест против 68 у НРП. Президентом страны стал Д. Баяр, премьер-министром — А. Мендерес.

Демократическая партия находилась у власти в Турции 10 лет. В сво­ей экономической политике она стремилась развивать частный сек­тор, улучшать инфраструктуру, субсидировала сельское хозяйство. Ей удалось расширить промышленный сектор: ежегодные темпы роста составляли 8%. Были сняты ограничения на иностранные капитало­вложения, доля ВНП, производимая частным сектором, к I960 г. впервые превысила 51%. Но существенно ограничить государствен­ный сектор не удалось; он по-прежнему занимал ведущие позиции, пользовался льготами. Государственные предприятия, например, бы­стрее получали валюту для оплаты импорта, поставляли частникам продукцию по более высоким ценам, брали кредиты у Государствен­ного банка под 1% годовых, в то время как частники платили 8—12% в год. Развитие сельского хозяйства было менее успешным — с 1956 г. пришлось даже импортировать в страну зерно.

Популярность Демократической партии постепенно снижалась: на выборах 1958 г. она получила уже меньше половины голосов, но благодаря мажоритарной системе сохранила 2/3 мест в парламенте.

В конце 1950-х гг. проявилась полная неспособность А. Мендере-са управлять экономикой, что привело к нарастанию внешней задол­женности и поставило Турцию на грань банкротства; лишь усилиями МВФ и иностранных кредиторов она была спасена от финансового краха.

За эти 10 лет в стране активизировалось исламское духовенство. Оно все чаще добивалось от правительства ДП уступок. В результате было введено преподавание ислама в школах, Коран регулярно читали по радио, велось широкое строительство мечетей. Власти поощряли раз­жигание национализма, распространение ислама среди необразован­ных слоев населения.

Как оппозиция, Демократическая партия критиковала политичес­кую диктатуру НРП, но, когда сама пришла к власти, стала проводить точно такую же политику: преследовать оппозицию, ее деятелей и ор­ганы прессы. В апреле 1960 г. была даже создана парламентская комиссия с чрезвычайными полномочиями для «расследования под­рывной деятельности оппозиции».

Нападки на курс Ататюрка давно уже вызывали беспокойство в ар­мии. После выборов 1954 г., на которых победу вновь одержала ДП, в структуре вооруженных сил была создана тайная организация «ата-тюркистов». Она планировала возврат к политике М. Кемаля.

27 апреля 1960 г. состоялся митинг студентов Стамбульского уни­верситета, за ним последовали демонстрации в Анкаре и других горо­дах. Начались массовые беспорядки на националистической почве, нападения на греков и других иностранцев. Воспользовавшись этим, командующий сухопутными войсками генерал Кемаль Гюрсель совер­шил 27 мая 1960 г. военный переворот. Власть перешла в руки Комите­та национального единства, состоявшего из 38 человек, во главе с са­мим К. Гюрселем. Прежние руководители страны были арестованы и преданы суду, 15 из них, в том числе Д. Баяр и А. Мендерес, казнены. Демократическая партия была распущена. Затем по решению Коми­тета было созвано Учредительное собрание, которое и приступило к разработке новой Конституции.

ІІ. Противоборство НРП с Партией справедливости в 1960-е гг.

В первые месяцы после переворота армия принимала жесткие меры по отношению к религиозным кругам и националистам. Полковник Аль-парслан Тюркеш, входивший поначалу в состав Комитета националь­ного единства, уже осенью того же 1960 г. был выведен из его состава вместе с группой националистически настроенных офицеров. Впос­ледствии им была создана националистическая организация «Серые волки», которая стала средоточием всех исламистских сил в Турции. Были арестованы все члены Демократической партии, 600 человек преданы суду.

В мае 1961 г. Учредительное собрание принимает новую Конститу­цию, которая была одобрена на референдуме. Вновь провозглашались демократические свободы и права граждан, отменена цензура. Рас­ширялись регулирующие функции государства. Устанавливался жест­кий принцип разделения ветвей власти: исполнительной, законода-' тельной и судебной; для контроля создавался Конституционный суд.

Одновременно Конституция 1961 г. предоставляла военным особый статус в государстве. Они получили право вмешиваться в политичес­кую жизнь, объявлять в стране чрезвычайное положение и даже создавать временные военные органы управления наряду с граждански­ми. Причем их полномочия были расписаны нарочито нечетко.

Разрешено воссоздание политических партий. Всего их возникло около 12, но крупнейшими были две: Народно-республиканская партия (НРП), созданная еще Мустафой Кемалем, и Партия справед­ливости (ПС), созданная вместо распущенной Демократической пар­тии. Они и получили большинство мест на выборах в октябре 1961 г. Президентом страны стал К. Гюрсель, а премьер-министром — Исмет Инёню, лидер НРП.

Таким образом, в Турции было восстановлено гражданское правле­ние. Но на протяжении 1960-х гг. шло бурное соперничество двух по­литических сил: НРП и ПС. На фоне внутриполитической борьбы все остальные проблемы страны как бы отступили на задний план.

До 1965 г. доминировала НРП. Правительство И. Инёню уделяло внимание развитию государственного сектора. В 1962 г. была создана Го­сударственная плановая организация, которой было поручено соста­вить планы экономического развития страны на ближайшие 15 лет. Был принят пятилетний план (1963—1967), темпы экономического развития выросли до 9,5% в год. Увеличивались капиталовложения как за счет государственного бюджета, так и за счет средств частных лиц.

В марте 1964 г. в Турции принят Закон о государственных экономиче­ских организациях (ГЭО). Он регламентировал работу государственных предприятий. Теперь все они подчинялись соответствующим минис­терствам, получали дотации из бюджета. Правительство подтвердило свое право устанавливать цены (так продолжалось вплоть до 1984 г.). В 1964 г. Турция стала ассоциированным членом Общего рынка.

В ходе выборов 1965 г. победу одерживает соперница НРП — Пар­тия справедливости, во главе с новым лидером Сулейманом Демирелем. Это очень умный политик, человек консервативного склада, прекрас­ный оратор, ему довелось оставаться одним из ведущих политических деятелей. Турции на протяжении 30 лет. Став премьер-министром, С. Демирель попытался ускорить развитие частного сектора, но так и не смог преодолеть тягу к этатизму. С конца 1960-х гг. в Турции на­чинается строительство нескольких крупных государственных пред­приятий, в том числе с помощью СССР.

Вместе с тем в конце 1960-х гг. — а это было время усиления заба­стовочной борьбы, студенческих волнений, оживления сепаратизма курдов■— Турция вновь оказалась на пороге анархии, что вынудило армию в очередной раз вмешаться в ход политических событий.

12 марта 1971 г. был совершен военный переворот, правительство С. Демиреля отстранено от власти. Контроль над страной сосредоточился в руках Совета национальной безопасности (СНБ), в его состав входили президент, глава правительства, все силовые министры, на­чальник генерального штаба и командующие родами войск. Полити­ческие партии запрещены не были, но армия вновь взяла на себя уп­равление страной в критический период.