logo
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Предпосылки быстрого экономического роста

Корейская война стимулировала экономическое развитие Японии: ее промышленный потенциал вырос вдвое, поступления от американ­ских спецзаказов превысили 2,4 млрд. долл., экспорт вырос в 10 раз. Но все же это было временное улучшение конъюнктуры за счет чрез­вычайных обстоятельств. За период, когда сбыт был гарантирован, японские предприятия не проводили смену оборудования, что затор­мозило процесс технического обновления, в то время как в других развитых странах техническое перевооружение уже завершилось. Можно констатировать, что техническое и технологическое отстава­ние японской промышленности только возросло.

В то же время произошли и позитивные сдвиги. Японские корпо­рации накопили финансовые ресурсы, завершился процесс реконвер­сии — перевода промышленности на выпуск гражданской продукции. С апреля 1952 г. Япония получила все права суверенного государства и смогла самостоятельно определять свою таможенную политику, со­здавать условия для развития своего производства за счет высоких та­моженных пошлин на иностранные товары.

В 1952 г. при правительстве Японии был образован Совет по вопро­сам экономики — орган, координирующий всю экономическую по­литику через соответствующие государственные институты, и созда­но Управление промышленных технологий. При нем существовала целая сеть научно-исследовательских институтов, лабораторий, кон­сультационных пунктов, которые оказывали разнообразные услуги частному сектору. Важную роль играл правительственный Центр на­учно-технической информации: в него стекалась со всего мира и ак­кумулировалась по отделам и департаментам разнообразная инфор­мация, касавшаяся изобретений и новшеств в конкретных отраслях.

При обращении предпринимателя ему оказывалась всесторонняя консультационная помощь: что надо внедрить, как изменить техно­логическую линию, где приобрести необходимое оборудование и т. д.

Кроме того, в Японии была создана сеть частных, неправительствен­ных организаций, призванных стимулировать рост качества японских товаров, повышение производительности труда. Так, в марте 1955 г. создан Японский центр производительности труда — неправительственная организация, которая приглашала в Японию иностранных специалис­тов для чтения соответствующих лекций, направляла японских инжене­ров за границу для учебы и освоения передового опыта.

Появились специальные издания, в которых размещалась объек­тивная информация о качестве и технических характеристиках япон­ской продукции, что, несомненно, способствовало их улучшению. Важную роль сыграл Центр патентной информации, который предлагал частным фирмам по их заявкам запатентованные технические новше­ства в целях увеличения выпуска продукции или улучшения каких-либо экономических показателей.

Японский бизнес должен был считаться и с новыми социальными ус­ловиями. В Японии были созданы профсоюзы, которые отстаивали ин­тересы рабочих, появилось трудовое законодательство, введен 8-часо­вой рабочий день, установлен минимум оплаты труда.

В этих условиях повышать интенсивность труда за счет экстенсив­ных факторов практически невозможно. Остается развивать покупа­тельную способность населения, осуществлять быструю техническую реконструкцию, создавать стимулы для постоянного технического обновления, повышать качество японских товаров, чтобы расширять их сбыт на внешних рынках.

После окончания Корейской войны темпы экономического разви­тия Японии заметно ускорились, началось так называемое «процвета­ние Дзимму» (1954—1957). К середине 1950-х гг. в Японии уже сложи­лась инфраструктура рыночной экономики, которая чутко реагировала на потребительский спрос, а это мощный стимулирующий фактор, с учетом большого процента накоплений в национальном доходе.