logo
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)

Раскол Индии на два государства оставил в наследство массу проблем. Массовые убийства, начавшиеся в момент раздела, на долгие десяти­летия определили враждебные отношения между Индией и Пакистаном.

Переселение коснулось миллионов: в официальных спорах в отноше­нии собственности тех, кто не смог продать оставленные земли, фигу­рировали 17 млн. человек (с обеих сторон). В результате взаимной резни многие погибли: только до января 1948 г. пострадало около 2 млн. человек.

К тому времени в разных районах Индии образовались огромные лагеря для вынужденных переселенцев: так, в окрестностях Дели был разбит лагерь на 400 тыс. беженцев из Пенджаба. Погромы мусуль­ман, провоцируемые шовинистическими организациями Хинду Махасабха и Раштрия Сваямсевак сингх, приняли огромный размах. Ис­пользовать армию и административные органы для ликвидации беспорядков было сложно, поскольку и там произошел раскол по ре­лигиозному признаку.

12 января 1948 г. М.К. Ганди объявил голодовку в знак протеста против резни. 18 января представители всех религиозных общин, со­бравшись в Дели, дали клятву: прекратить взаимные акты насилия. Но на М.К. Ганди, Д. Неру и других лидеров ИНК обрушились обви­нения в том, что они якобы выступают в защиту мусульман.

Начались покушения. М.К. Ганди запретил охранять себя, и 30 ян­варя 1948 г. был убит фанатиком-индусом из Хинду Махасабхи во вре­мя грандиозного митинга, в присутствии миллионной толпы народа.

Для Индии смерть М.К. Ганди была страшной национальной траге­дией — по сути, лишь она остановила резню, заставила людей одуматься.

Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры: останови­лись поезда на железных дорогах, были прерваны линии электропере­дач, поскольку зачастую производили энергию в одной стране, а по­требляли — в другой.

К Пакистану в итоге отошли основные районы производства сель­скохозяйственных культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — ос­новные промышленные мощности. С первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов питания и промыш­ленного сырья.

Правительству Д. Неру пришлось в срочном порядке проводить закупку всего необходимого за рубежом, благо на счетах Индии в Английском банке были сотни миллионов долларов. Пришлось принимать меры, чтобы срочно расширить посевы хлопка и джута (на 25—70%), чтобы дать работу текстильным фабрикам в Калькутте и Бомбее.

Серьезную проблему представляла интеграция княжеств: по плану Маунтбеттена князья сами должны были решать, к какому из двух го­сударств, они будут присоединяться.

Еще 15 июня 1947 г. ИНК принял резолюцию: а) княжества не мо­гут претендовать на независимость; б) необходимо учитывать мнение населения и соблюдать демократические процедуры; в) не могут при­соединяться к Пакистану княжества, со всех сторон окруженные тер­риторией Индии.

До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли решение войти в состав Индии. Некоторые были включены в состав штатов, прочие образовали особые союзные тер­ритории, или самостоятельные части федерации. Несколько десят­ков княжеств решили присоединиться к Пакистану. Среди них был и Джунагадх, хотя он был полностью окружен территорией Индии. Князь, однако, быстро понял свою ошибку и бежал в Пакистан, а Джунагадх стал частью Индии.

Были проблемы и на юге. С одним княжеством — Траванкор — де­ло обошлось без осложнений: князь понял иллюзорность своей «неза­висимости» и объявил о вхождении в состав Индии.

Самое крупное княжество Индии — Хайдарабад — также объявило о своей «независимости». Абсолютное большинство населения там со­ставляли крестьяне-индусы, но землевладельцы и правящая династия низама принадлежали к мусульманам. Там еще с 1945 г. происходили волнения на аграрной почве, из мусульман формировались отряды до­бровольцев «разакаров» с целью подавить выступления. Д. Неру неод­нократно обращал на это внимание, пока терпение правительства не истощилось. Под предлогом наведения порядка в Хайдарабад в сентя­бре 1948 г. были направлены индийские войска. После чего низам в начале 1949 г. объявил о присоединении к Индии.

С другим княжеством — Кашмир — ситуация была особенно на­пряженной, но это предмет отдельного разговора, поскольку затраги­вает проблемы внешней политики.

Перед государственным аппаратом новой Индии стояли непростые задачи: необходимо было наладить работу, преодолеть религиозные распри. Возглавить работу по решению этих задач было поручено вы­дающемуся деятелю ИНК Валлабхаи Пателю, ставшему первым заме­стителем премьер-министра Д. Неру и министром внутренних дел. Известно, что М.К. Ганди в свое время всерьез опасался, как бы со­перничество этих двух выдающихся людей в будущем не нанесло ущерба государству, — он взял клятву с обоих никогда открыто не вы­ступать друг против друга, они это обещание сдержали.

В. Патель занимался малозаметной, черновой, но очень важной работой и прекрасно справлялся с ней. Он сумел в короткое время преодолеть административный хаос в Индии, наладить работу «Ин­дийской гражданской службы» (корпуса чиновников). Уже к февралю 1948 г. был завершен вывод английских войск из Индии. Постепенно В. Патель заменял английских чиновников на индийцев, эта работа была закончена к исходу 1949 г. Во многом, именно благодаря его на­стойчивости и непреклонности, в состав Индии вошло абсолютное большинство княжеств.

Экономические трудности первых лет независимости были усугуб­лены неожиданными военными расходами: началась война из-за; Кашмира. Это осложнило ситуацию и выполнение задач, стоявших перед страной.

ІІ. Экономическая политика Д. Неру в первой половине 1950-х гг.

Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщен­ность двух экономических укладов: традиционного и современного.

В традиционном секторе экономики было занято подавляющее боль­шинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, рос­товщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка.

Современный сектор был представлен промышленными предприя­тиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйст­венным производством, ориентированным на экспорт — он работал,

В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад не­избежно подавлял традиционное производство, никаких коопераци­онных связей между ними не было.

Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было не­просто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современ­ного уклада, которые были им необходимы для использования ресур­сов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрика­тов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.

Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, что­бы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строи­лись колониальными властями с использованием трех разновиднос­тей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало за­тем перестройки.

Однако преодолеть экономическое отставание только за счет со­здания крупных предприятий современного сектора было невозмож­но. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, осво­божденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.

Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Уч­редительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышлен­ной политике». Экономика Индии делилась на несколько секторов, кото­рые были распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприя­тия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях.

Остальные отрасли закреплялись между различными предприяти­ями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было за­резервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные за­казы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными ви­дами товаров, сырья и т. д.

Такого рода экономическая политика проводится в Индии и сей­час. Это можно расценивать как сознательное торможение научно-технического прогресса, многие отрасли, по существу, закрыты для внедрения новых технологий, но правительство вынуждено это делать по социальным соображениям.

Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводи­лась она в районах, где действовала система заминдаров: землевла­дельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей числен­ности населении сократилась с 70% до 12%.

По Конституции аграрная реформа находилась в ведении прави­тельств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной си­лой, это привело к разного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитаю­щейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент по­правку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов.

Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движе­ние «Бхудан и Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии после­дователь М.К. Ганди — Виноба Бхаве. Он обращался напрямую к зем­левладельцам, убеждая их передать излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как госу­дарству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли. Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях Индии, с ее огромным населением, бывшие вла­дельцы стремились переписать излишки на своих многочисленных родственников.

Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным: крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудить­ся. В сельском хозяйстве для развития товарного производства поми­мо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов.

Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспе­вая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ре­сурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.

Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономи­ческим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее В экономике — за государственным сектором, значит, следует стре­миться к его постоянному расширению.

Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулирова­нии экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регу­лирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к со­ставлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономичес­кую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной админи­страции.

В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось разви­тию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, ма­шиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.

Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иност­ранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы В налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.

Противодействие курсу на преимущественное развитие государст­венного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимули­ровал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работаю­щих по найму в промышленности).

Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраст­руктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.

В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конститу­ции, которая предоставляла право законодательным учреждениям го­сударства «экспроприировать любую собственность в интересах об­щества» и определять размер компенсации.

Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.