III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
Если восточная часть обоих заливов находится под контролем Ирана, то западная традиционно принадлежит различным княжествам. Англия издавно стремилась обеспечить себе господство в этих водах на путях в Индию и защитить их от пиратов, действовавших с территорий княжеств южной части Персидского залива.
С 1820 г. были заключены серии договоров, согласно которым Англия обязалась обеспечивать безопасность этих районов, вплоть до острова Бахрейн. В конце XIX в. Англия установила контроль и над внешней политикой, не принимая на себя никакой ответственности за внутренние дела княжеств. Внутренние сухопутные границы ее со-нсршенно не интересовали и в XX в., она собиралась контролировать лишь безопасность морских коммуникаций своими военно-морскими и военно-воздушными силами.
Утверждалось также, что присутствие английских войск в Персидском заливе поддерживает внутреннюю стабильность в этом регионе, не допуская пограничных конфликтов и защищая слабые княжества ОТ Саудовской Аравии.
В качестве примера можно сослаться на конфликт 1955 г. из-за оазиса Эль-Бурайми, на который претендовали Саудовская Аравия, Маскат и Абу-Даби: англичане силой вытеснили направленные туда саудовские войска и защитили шейхов. В то же время Англия отказалась оказывать помощь правителю протектората Катар в 1963 г. в ликвидации внутренних беспорядков. Военное присутствие Великобритании в Персидском заливе сохранялось до середины 1960-х гг.; затем начался постепенный уход, который и завершился в 1970 г.
Кувейт — самое северное из государств Персидского залива. В отличие от остальных, он вызывал озабоченность Великобритании не по причине пиратских набегов, а из-за возможной германской экспансии в результате предоставления железнодорожных концессий Османской империей. В связи с этим были заключены специальные соглашения в 1899 г. и 1913 г., а после Первой мировой войны Кувейт стал английским протекторатом.
С 1951 г. эмир Кувейта заключает соглашение с компанией «Кувейт ойл компани» о разделе всех доходов от нефти поровну. Это стало источником обогащения страны.
В апреле 1961 г. Кувейт стал полностью независимым государством, но ему сразу же пришлось столкнуться с угрозой нападения со стороны Ирака — диктатор Касем заявил о территориальных претензиях своей страны. Ранее претензии Ирака на Кувейт предъявлялись еще в 1930-е гг. Правитель Кувейта обратился за помощью к Англии; небольшое подразделение английских войск срочно прибыло в Кувейт. Это заставило присмиреть иракцев; спустя два года Ирак признал независимость и суверенитет Кувейта.
В 1968 г. Кувейт вошел в состав так называемой «Организации арабских стран—экспортеров нефти» вместе с Саудовской Аравией и Ливией. Страна стала оказывать активное влияние на нефтяной рынок.
В период ирано-иракской войны (1980—1988) Кувейт предоставил значительную финансовую помощь Ираку. Но за это время общие военные расходы С. Хусейна составили 100 млрд. долл., внешний долг превысил 60 млрд. долл. Решение Ирака захватить Кувейт было продиктовано желанием поправить свои дела за счет богатого соседа. Казалось бы, ситуация полностью благоприятствовала: 20-тысячная армия Кувейта не представляла серьезной угрозы. К тому же иракцы учитывали внутреннюю ситуацию: в 1986 г. эмир распустил парламент и отвергал все просьбы о возобновлении его деятельности. Абсолютное большинство населения было иностранцами (1316 тыс. против 827 тыс. уроженцев Кувейта); они не имели никаких гражданских прав, даже если и родились в Кувейте.
2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт; эмир и его семья бежали из страны; сам Кувейт был объявлен иракской провинцией «Аль Саддамия» (в честь Саддама Хусейна). Но реакция мирового сообщества оказалась быстрой и резкой. Агрессия была осуждена, 7 августа 1990 г. началась переброска американских войск в Восточную провинцию Саудовской Аравии. К ним присоединились войска Франции, Великобритании, Египта, Сирии и других стран — всего 780 тыс. человек. Командовал международными силами американский генерал Норман Шварцкопф. Коалицию государств составили свыше 30 стран.
С. Хусейн объявил заложниками 25 тыс. европейцев и американцев, оказавшихся на территории Кувейта и Ирака. 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принимает резолюцию № 678, требуя безоговорочного вывода из Кувейта иракских войск к 15 января 1991 г.
После истечения срока ультиматума многонациональные силы начинают 17 января 1991 г. операцию «Буря в пустыне», которая завершилась полным разгромом 547-тысячной группировки иракских войск. Только убитыми они потеряли свыше 100 тыс. человек. Боевые действия прекратились 28 февраля — Кувейт был освобожден.
Захватив Кувейт, иракцы подвергли его полному разграблению; впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения — 240 млрд. долл. Была создана специальная комиссия ООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный Кувейту ущерб. К тому же были убиты 12 тыс. заложников и еще 15 тыс. пропали без вести. В ноябре 1994 г. иракское правительство официально признало суверенитет и территориальную целостность Кувейта, согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.
Иракская агрессия заставила правительство Кувейта пересмотреть концепцию региональной безопасности: в сентябре 1991 г. подписано соглашение с США о сотрудничестве в военной области сроком на 10 лет; в 1992 г. аналогичные соглашения заключены с Англией и Францией.
Экономические последствия агрессии были крайне тяжелыми, тем более что С. Хусейн поджег нефтяные месторождения — главное богатство страны. Но уже в 1993 г. поступления от экспорта нефти превысили довоенный уровень и составили 9,9 млрд. долл. К середине 1994 г. удалось восстановить пострадавшие во время войны мощности нефтеперерабатывающих предприятий. В последние годы экономическая ситуация заметно улучшилась. Кувейт активно экспортирует капиталы за границу, помещая их в ценные бумаги и акции зарубежных предприятий и банков. К концу 1990-х гг. доходы Кувейта от продажи нефти достигли 13,5 млрд. долл.
Отношения Кувейта с Россией складываются успешно: в 2001 г. закуплено российского оружия на сумму 850 млн. долл.; Кувейт предоставил России кредит на 1 млрд. долл.
После 11 сентября 2001 г. Кувейт стал союзником США в контртеррористической операции: в страну прибыло 4 тыс. американских морских пехотинцев; в феврале 2002 г. Кувейт приобрел у США 16 боевых вертолетов «Алачи».
К югу от Кувейта расположен Катар. Некогда он был частью Османской империи, а после Первой мировой войны стал английским протекторатом. Независимость Катар получил 3 сентября 1971 г. Во внешней политике государство ориентируется на Саудовскую Аравию; территориальные разногласия с ней урегулированы соглашением в декабре 1992 г.
С населением менее 1 млн. человек Катар входит в число самых развитых государств в мире по доходам на душу населения — его богатства базируются на добыче нефти и газа. Лишь 20% среди работающих составляет коренное население, иностранцы — абсолютное большинство, среди них много выходцев из Индии и Пакистана.
Глава Катара эмир шейх Хамад бин-Халифа аль-Тани поддерживает хорошие отношения с Россией. В декабре 2001 г. он совершил визит в Москву, где встречался с президентом В. Путиным и одобрил российскую политику в Чечне. Примечательно, что 95% населения Катара — мусульмане-ваххабиты.
Вблизи побережья Катара, на архипелаге из 30 островов расположен Бахрейн. Он также был английским протекторатом еще с 1871т.; независимым государством Бахрейн стал 14 августа 1971 г.
Там расположен один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих комбинатов, работающих на нефти, поступающей по нефтепроводу из Саудовской Аравии, а также сухой док по ремонту супертанкеров водоизмещением до 500 тыс. т. Развитию торговли способствует новый порт Сульман. На привозном глиноземе работает крупный алю-миниево-плавильный завод «Алиминиум Бахрейн».
Глава государства — эмир, шейх Иса бен Сальман Аль Халифа; в декабре 1992 г. создан Консультативный совет — совещательный орган из 45 человек, назначаемых эмиром. На 2004 г. намечены выборы в парламент. По преданию, здесь жил знаменитый Синдбад-мореход, персонаж сборника сказок «Тысячи и одной ночи» — памятника средневековой арабской литературы. Прославился Бахрейн крупным центром ловли жемчуга.
Страна стремится показывать пример другим странам этого региона. Бахрейн стал финансовым и торговым центром Персидского залива. Иностранцам разрешено создавать в стране предприятия и даже приобретать земельную собственность. Под сельское хозяйство используется лишь 5% территории. Главное достоинство Бахрейна - солнце в течение 360 дней в году и теплое море, все побережье — гигантский пляж; развивается туризм, идет строительство отелей. 33% населения составляют иностранцы.
На Бахрейне располагается штаб-квартира 5-го флота ВМС США. Страна имеет территориальные споры с Катаром, из-за притязания последнего на группу островов Хавар. Иран отказался от своих претензий на Бахрейн еще при шахе. 14 февраля 2002 г. государство стало королевством, а его глава — королем.
С Россией отношения развиваются нормально; в апреле 2002 г. состоялся визит делегации Русской православной церкви во главе с архимандритом Елисеем. В стране утверждается дух веротерпимости, диалог с представителями христианских конфессий.
Далее к югу расположены княжества, когда-то входившие в английский протекторат Договорный Оман. После эвакуации английских войск в декабре 1971 г. они образовали федерацию Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Ныне их 7: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайвайн. Крупнейшими среди них являются Абу-Даби и Дубай.
Руководящим органом государства является Высший совет, куда входят правители всех эмиратов. Из своего состава он избирает президента; в 1996 г. им стал в шестой раз подряд правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян. 20 апреля 2002 г. президентом ОАЭ стал Сайед бин Султан.
Благодаря доходам от нефти страна занимает ведущее место в мире по доходам надушу населения. Помимо нефти, в ОАЭ производится цемент, алюминий, в эмирате Дубай находится крупнейший в мире сухой док, рассчитанный на ремонт танкеров водоизмещением до 1 млн. т. Созданы свободные индустриальные зоны, куда привлекается иностранный капитал. ОАЭ является крупнейшим на Ближнем Востоке финансовым центром и центром транзитной торговли. Инцидент с захватом Кувейта напугал население эмиратов, и без того озабоченных территориальным спором с Ираном из-за трех островов в Персидском заливе. Страна активно участвует в антииракской коалиции.
На крайнем юге Аравийского полуострова находится государство Оман, объединяющее бывший султанат Маскат и имамат Оман. Англия установила там свой протекторат еще в начале XIX в. Впоследствии английские войска неоднократно вмешивались во внутренние распри, как это было, например, в 1955 г.
В июле 1970 г. в стране совершен государственный переворот: к власти пришел новый султан, Кабус бен Сайд. Но началась гражданская война, которую вел против султана Народный фронт освобождения Омана, опираясь на помощь СССР и КНР.
В 1975 г. султану удалось прекратить гражданскую войну, нанеся поражение повстанцам при помощи англичан и иранцев. Султан Кабус по сию пору является главой государства; страна имеет соглашение о сотрудничестве с США в военной области, поддерживает тесные связи с Западом.
В ноябре 1996 г. принята Конституция Омана, предусматривающая создание представительного консультативного органа — Совета Омана; его первое заседание состоялось в декабре 1997 г. Оман получает немалые доходы от нефти, которая дает 90% валютных поступлений; кроме того, страна экспортирует овощи, фрукты, мороженую рыбу.
Разумеется, ведущую роль в регионе играет Саудовская Аравия: в 1981 г. по ее инициативе был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который вошли Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Эта региональная организация сыграла позитивную роль в разрешении международного кризиса в связи с оккупацией Кувейта Ираком в 1990 г.
Выводы
/. Саудовская Аравия выделяется среди прочих стран региона прежде всего благодаря масштабам своей территории и финансовым ресурсам. В 1981 г. создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который вошли все государства региона; Саудовская Аравия играет в нем ведущую роль.
2. Северный Йемен стал независимым еще в 1918 г., но долгое время был яблоком раздора между Египтом и Саудовской Аравией: в 1960-е гг. обе страны оказались втянуты в гражданскую войну йеменцев. В 1967 г. образовалось еще одно государство — Народная Демократическая Республика Йемен. Между севером и югом начались конфликты, завершившиеся в 1994 г. окончательным объединением в единое государство — Йеменскую Республику.
Кувейт стал независимым от Англии еще в 1961 г., но страна подверглась угрозам со стороны Ирака. В августе 1990 г. Кувейт был оккупирован Ираком, но к февралю 1991 г. освобожден многонациональными силами. Это было первым испытанием эффективности реагирования международного сообщества после окончания «холодной войны».
Западная часть Персидского и Оманского заливов долгое время находилась под протекторатом Англии. К1970 г. английские войска покинули этот район, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман стали независимыми государствами. Ныне благодаря продаже нефти они находятся в числе наиболее богатых стран мира по доходам на душу населения.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии