II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
Завершение формального объединения страны
В январе 1928 г. Чан Кайши вернулся в Нанкин из Японии, где он женился на Сун Мэйлин (сестре жены Сунь Ятсена). В апреле 1928 г., во взаимодействии с Фэн Юйсяном, Чан Кайши возобновил военные действия против армии маньчжурского диктатора Чжан Цзолиня. Последний вскоре погиб во время взрыва железнодорожного вагона. Его наследник — сын генерал Чжан Сюэлян, признал национальное правительство в Нанкине.
Затем, в результате успешной войны против южных генералов и Ван Цзинвэя, Чан Кайши заставил признать свою власть и Ухань, и Гуанчжоу. Таким образом, уже к концу 1928 г. формально вся страна признала национальное правительство Гоминьдана в Пекине. ЦИК Гоминьдана принял специальное постановление о завершении военного этапа. В стране была установлена политическая опека на 6 лет начиная с января 1929 г.
К тому времени практически все ведущие государства признали правительство Чан Кайши, и ему удалось добиться укрепления суверенитета Китая. В 1928—1930 гг. был заключен ряд договоров, по которым европейские страны отказались от ряда концессий в Китае. Англия вернула порт Вэйхайвэй. С 1 января 1930 г. отменен режим экстерриториальности иностранцев. Китай получил право повышать таможенные пошлины, вводить протекционистские меры для защиты своей экономики.
Происходит устойчивое сближение Китая с США и Германией — именно эти страны оказывают огромную экономическую помощь, присылают многочисленных советников, экспертов и т. д.
Намного сложнее складывались отношения с СССР. В июне 1929 г. дело дошло до вооруженного столкновения в районе КВЖД. Военные действия с советской стороны возглавлял В.К. Блюхер. Ему удалось нанести ряд поражений китайским войскам, полностью установить контроль над КВЖД к декабрю того же года. Но дипломатические отношения между СССР и Китаем были восстановлены только в 1932 г.
Режим политической опеки в Китае внешне выглядел как диктатура Чан Кайши (формально сам он занимал около 70 постов в высшей иерархии). Однако власть Чан Кайши была откровенно слабой. Он вынужден был считаться с влиятельными генералами на периферии, зачастую не мог затронуть интересы какого-нибудь чиновника в столице, если у того были сильные родственные связи в какой-либо провинции. Клановость, семейственность, местничество, коррупция, неэффективность госаппарата — все это было характерно для нового режима.
В мае 1931 г. принимается «Временная конституция Китайской республики на период политической опеки». Китай разделили на 28 провинций и 2 национальных района (Тибет и Внутренняя Монголия). В каждом регионе действовало свое правительство — реально власть находилась в руках командующих войсками. Очень часто случалось, что интересы центральных структур правительства приходили в столкновение с интересами местных властей. После серии инцидентов (1928—1930) Чан Кайши пришлось уступить — в Манчжурии, Пекине и на Юге власть была передана в руки местных генералов.
Гоминьдан вовсе не стремился кардинально изменить систему управления, в рамках которой государство является верховным собственником и высшим субъектом власти. Мало того, Чан Кайши пытался усилить роль государства. Он национализировал крупнейшие банки и через них установил экономический контроль.
В 1931 г. был создан Национальный экономический совет и принят «6-летний план». Главные задачи плана сводились к созданию инфраструктуры и налаживанию производства экспортной продукции (цветные и редкие металлы, шелк, тунговое масло, соя). Почти половина бюджета ежегодно уходила на стимулирование государственного сектора экономики.
Национальное предпринимательство концентрировалось, в основном, в сфере торговли и мелкого производства. 60% всей китайской промышленности было сосредоточено в Шанхае, а местные предприниматели сами охотно вносили вклады в государственно-частные предприятия, пользуясь покровительством чиновников на родине Чан Кайши. Такое сращивание интересов вело к укреплению традиционной системы управления в Китае.
Наступил период быстрого экономического роста, изменений в жизни людей, сфере образования, культуры и т. д. В 1930 г. был принят аграрный закон с целью облегчить положение большинства населения. Закон ограничил размеры арендной платы, упорядочил отношения в этой сфере и был призван защитить крестьянина от произвола властей. Крестьянство страдало не только от военных реквизиций (часто они проводились под видом взимания налогов на несколько лет вперед; так, в провинции Фуцзянь в 1929 г. налоги были уплачены на 12 лет вперед). Отсутствие твердой власти поощряло грабежи бандитов, которым пытались противостоять отряды крестьянской самообороны.
Разобщенность страны вызывала провинциальный сепаратизм: запрещалось, например, продавать зерно даже в соседней провинции. Из бюджета отпускались огромные средства на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, строительство плотин, но, как вскоре выяснилось, большая часть денег бессовестно разворовывалось государственной бюрократией. Это подтвердило чудовищное наводнение на реке Янцзы в 1931 г., когда обрушились только что возведенные плотины. В результате около 5,5 млн. га плодородных земель было затоплено, многие районы оказались под водой в течение 4—6 месяцев, погибли 160 тыс. человек.
Одним из направлений политики Гоминьдана было поощрение переселения в малонаселенные районы — Синцзян, Шэньси, Ганьсу, Маньчжурию. В Маньчжурию массовая эмиграция китайцев началась еще в 1923 г. А в 1928 г. был принят специальный «6-летний план колонизации Северо-Запада и Северо-Востока», в котором предусмот-ривались льготы для китайских крестьян-переселенцев. Проводимая с конца 1920-х гг. миграционная политика быстро меняла ситуацию в колонизируемых районах, хотя и вызывала напряженные отношения приезжих с местными жителями. В той же Маньчжурии в 1930-е гг. население составляло около 30 млн. человек, из них 95% были китайцами. Так что коренные маньчжуры быстро растворились в этом людском океане.
Правительство практиковало традиционную для Китая опеку над людьми. В 1929 г. были созданы официальные государственные профсоюзы. Фактически вся их деятельность контролировалась властями, вплоть до утверждения повесток профсоюзных собраний и выборов активистов.
В 1930 г. принят закон «Об урегулировании конфликтов между трудом и капиталом». В соответствии с этим законом устанавливается минимум заработной платы, ограничивается продолжительность рабочего времени, рабочие получают право на забастовки, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями и получение доли прибыли. Были приняты и законы, гарантирующие право собственности, что должно было поощрить развитие частного предпринимательства.
Следует признать, что лично Чан Кайши всегда стремился демонстрировать на собственном примере образец поведения: он не употреблял алкоголь, не курил, был умерен в еде, прост в одежде, регулярно занимался физическими упражнениями и строго соблюдал правила гигиены. Этого же он требовал от своих соратников.
Еще в 1928 г. в Китае было запрещено употребление наркотиков, введены строгие наказания (вплоть до смертной казни) за распространение этого зелья. Постоянно пропагандировались официальные лозунги: «Пристойность, справедливость, честность, чувство собственного достоинства». Чан Кайши в своих выступлениях призывал к бережливости, скромности, опрятности («быть энергичным, подтянутым, стоять прямо, есть бесшумно» и т. п.). В Китае организовывались специальные кампании «За чистоту и порядок».
Став христианином в 1931 г., Чан Кайши издает указы об ограничении развлечений, о запрете работы ночных ресторанов. С февраля 1932 г. в стране начинается «движение за новую жизнь», направлять которую призвана созданная в марте организация «синерубашечников». Ее основу составили воспитанники школы на острове Ванпу.
В поисках примера для Китая Чан Кайши часто обращался то к опыту Германии и Японии, то к конфуцианству и христианству, то к марксизму, то к фашизму. В частности, у немцев он призывал заимствовать дисциплину, порядок, энергию, организаторские способности, у фашистов и коммунистов — диктаторские методы руководства, политику государственного обеспечения населения.
На протяжении долгих лет Чан Кайши пытался бороться с неэффективностью бюрократии, коррупцией, клановостью, казнокрадством чиновников, но ему это не удавалось. Руководство в Гоминьдане было слабым, разобщенным, связанным местническими отношениями. Попытка снять с должности откровенно слабого министра была чревата осложнениями взаимоотношений с его родственниками в других сферах. Будучи верховным главнокомандующим, Чан Кайши не мог отдавать приказы генералам, если в результате их исполнения нарушались личные интересы генералов. Все это ослабляло режим, тем более в условиях противостояния с коммунистами и при наличии внешней угрозы.
Конфликт с коммунистами
После неудачных попыток активизировать радикальные силы в Китае, спровоцировать СССР на вмешательство в междоусобицу в 1927 г. КПК оказалась в сложной ситуации. Ее руководство было разобщено и получало из Москвы взаимоисключающие директивы, что объясняется непониманием в Коминтерне сути происходивших в Китае событий.
В начале 1928 г. были образованы первые «освобожденные районы», самый крупный из них возник к лету 1928 г. на стыке провинций Хунань и Цзянси. Стали создаваться и части китайской Красной армии. Как правило, «освобожденные районы» возникали именно на стыках провинций с тем, чтобы можно было маневрировать в случае карательных операций. Связь этих районов с ЦК КПК, который работал в Шанхае, в глубоком подполье, а тем более с Москвой, где находился Коминтерн, была от случая к случаю. Поэтому власть там сосредоточивалась в руках военных руководителей, которые одновременно являлись и администраторами, и партийными работниками.
Активную роль в «освобожденнных районах» играли будущие руководители КНР Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Чжу Дэ, Пэн Дэхуай. Среди этих районов вскоре стал выделяться так называемый Центральный советский район. Там в 1931 г. в г. Жуйцзине состоялся съезд Советов, который провозгласил Китайскую советскую республику. Была принята Конституция и ряд социально-экономических законов, созданы высшие органы власти: Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров и Реввоенсовет, во главе которых встал Мао Цзэдун.
Что же касается ЦК КПК, то руководство там было слабым, часто менялось. Только за период 1927—1930 гг. сменилось три высших руководителя партии (Чень Дусю, Цюй Цюбо, Ли Лисань). На какое-то время инициатива перешла в руки эмигрантов.
В феврале 1928 г. Пленум ИККИ (Коминтерна) принял резолюцию по китайскому вопросу. В ней отмечалась актуальность сплочения китайских коммунистов. В июне 1928 г. в Москве начал свою работу VI съезд КПК. Он поставил 3 стратегические цели: 1) устранение диктатуры Гоминьдана; 2) установление в Китае власти Советов; 3) ликвидация «помещичьего землевладения». Были определены и тактические задачи: 1) расширение и укрепление «освобожденных районов»; 2) формирование там китайской Красной армии.
Как уже отмечалось, связь руководства КПК с «освобожденными районами» была слабой. В руководстве «советских районов» привыкли полагаться на собственную стратегию и тактику и в большей степени ориентировались на военные действия в сельских районах, чем на политическую борьбу в городах.
Разумеется, существование районов, неподконтрольных Гоминьдану, вызывало беспокойство правительства. Но попытки разгромить коммунистов долгое время оставались безуспешными. Так, в январе 1931 г. потерпела неудачу карательная акция в Центральном советском районе. Когда в марте того же года ее попытались повторить, неожиданно начались конфликты с южными генералами.
Наиболее серьезной оказалась экспедиция в июле 1931 г., когда против Центрального советского района была брошена целая армия в 300 тыс. человек, возглавляемая лично Чан Кайши. Но поход пришлось прервать. В сентябре 1931 г. началось вторжение японцев в Маньчжурию.
Японская агрессия и ее воздействие на внутреннее положение в Китае
Маньчжурия представляла для Японии особый интерес, прежде всего стратегический: Маньчжурия граничила с Кореей, которая с 1911 г. была в составе Японии. Да и в экономическом отношении Маньчжурия была крайне привлекательна. На ее долю приходилось 80% запасов железной руды, 50% нефти, 35% угля, 40% лесных ресурсов всего Китая. В Маньчжурии выращивалось 60% сои, она давала У4 часть сельскохозяйственного экспорта Китая.
18 сентября 1931 г. японцы вторглись в Маньчжурию, и уже на следующий день все крупные города оказались под их контролем. Войска Гоминьдана, оборонявшие этот район (под командованием генерала Чжан Сюэляна), были отброшены в глубь китайской территории. Правительство обратилось с жалобой на Японию в Лигу Наций, но международная реакция на агрессию Японии была вялой.
Ни одна крупная держава не желала конфликтовать с Японией, да, очевидно, и возможности оказать на нее силовое давление ни у кого не было. Лига Наций направила в Маньчжурию специальную комиссию Литтона. Она добиралась до Китая морем, неспешно, прибыла только в апреле 1932 г.
Тем временем, в январе 1932 г., Япония, стремясь оказать давление на Чан Кайши, высадила десант в Шанхае. Однако неожиданно для себя встретила на сей раз активное сопротивление. С юга к Шанхаю подошла 19-я армия, состоящая фактически из подростков, плохо обученных и экипированных, но охваченных патриотизмом и энтузиазмом. С ходу она вступила в бой с японскими войсками. Сопротивление, оказанное 19-й армией, было столь серьезным, что взять Шанхай японцам не удалось.
5 мая 1932 г. было подписано соглашение о прекращении военных действий на этом направлении и эвакуации японских войск из Центрального Китая. К этому времени произошло немало важных событий.
1 марта 1932 г. японцы объявили о создании государства Маньчжоу Го (Маньчжурия). Во главе этого марионеточного образования был поставлен потомок китайских императоров из династии Цин — Генри Пу И (с марта 1934 г. он был провозглашен императором Маньчжоу Го).
Комиссия Литтона наконец установила факт агрессии против суверенного государства, в чем официально и обвинила Японию в сентябре 1932 г. Япония отреагировала на это выходом из Лиги Наций (в марте 1933 г.). На территории Маньчжурии японцы разместили свою Квантунскую армию в 150 тыс. человек и воинские формирования Маньчжоу Го численностью 75 тыс. человек. Кроме того, в аппарате правительства Маньчжоу Го работало свыше 3 тыс. японских советников. Практически это было марионеточное, полностью зависимое от Японии «псевдогосударство».
К началу 1933 г. японцам удалось окончательно сломить сопротивление китайских войск на территории Маньчжурии — они отступили в район Пекина. Но правительство Чан Кайши все еще было настроено продолжать войну. В марте 1933 г. японцы предпринимают наступление на Пекин и Тяньцзинь. Их войска также вторглись во Внутреннюю Монголию, где традиционно были сильны сепаратистские устремления. Лишь 31 мая 1933 г. было заключено соглашение о взаимном отводе войск на границу Маньчжурии.
В руководстве Гоминьдана возникли разногласия по вопросу отношения к японской агрессии. Руководство правительства, Чан Кайши были настроены антияпонски, но питали большие надежды на помощь Запада и считали необходимым прежде захватить районы, контролируемые коммунистами. Левое крыло, к которому относились Фэн Юйсян, Чжан Сюэлян, Сун Цинлин (вдова Сунь Ятсена), руководство 19-й армии, было настроено оказать активное сопротивление и с этой целью даже требовало немедленно прекратить гражданскую войну.
Появилась в Гоминьдане и прояпонская фракция, ее возглавил Ван Цзинвэй. Правда, сам он был исключен из Гоминьдана еще в марте 1930 г., но в партии оставалось немало его сторонников, которые выступали за сотрудничество с Японией и были готовы заключить мир даже ценой уступки Маньчжурии.
Ряд генералов-милитаристов (в провинциях Цинхай, Ганьсу, Синцзянь, Сычуань и на юге) были настроены сепаратистски. Они не скрывали своей радости в связи с ослаблением позиций правительства в результате японской агрессии.
Подобные же настроения преобладали в руководстве КПК и «советских районов». С конца 1931 г. в «советской зоне» было создано Бюро ЦК КПК во главе с Чжоу Эньлаем, туда же были направлены члены Политбюро ЦК КПК Чжан Готао, Сян Ин. К весне 1933 г. руководство КПК окончательно перебралось в Центральный советский район, но к тому времени ситуация для коммунистов стала резко ухудшаться.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии