logo search
Петр из Дусбурга

9. Об использовании плотского и духовного оружия

Есть шесть причин, почему мы пользуемся плотским и духовным оружием. Первая — ради упражнения, чтобы мы упражнялись в битвах по воле Божией, который многих язычников разослал среди детей Израиля, чтобы Израиль и всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, искушать ими, и чтобы учились дети их биться с врагами и умели бы воевать 120. Кто же уцелеет в сражении, если не тот, кто умело владеет оружием? Вот почему в мирное время устраивают турниры и прочие военные игры ради упражнений, чтобы в случае войны, когда враги стоят у ворот, не было бы никого, кто, не умея обращаться с оружием, не сказал бы, как Давид: «Я не могу ходить в этом» 121, и не мог бы выступить против врагов, будучи безоружным. Но так как жизнь человека на земле есть воинствование, то как только человек приходит в мир, он вступает на поле битвы, чтобы сражаться против воздушных сил адских, и оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом 122. Посему, по учению, апостола мы должны облечься оружием Божиим, т. е. добродетелями, которые от единого Бога, дающего добродетель и силу народу 123 своему, и упражняться в них, чтобы мы могли противостать в день злый 124 искушения и чтобы в нас добродетели умножались упражнениями, как говорит Златоуст: «Как всякое плотское искусство упражнением поддерживается, [28] приумножается и пополняется, так и всякая добродетель упражнением приумножается, праздностью преуменьшается» 126. Вторая причина, по которой мы пользуемся плотским оружием, — это из-за вражеских козней. Вот почему сыны Израиля, боясь вражеских козней, взяв боевое оружие, сидели в местах, близких к дорогам, и проводили на страже день и ночь напролет 126. Написано и об Иуде Маккавее, что он поставил в нужных местах вооруженных сынов Израиля в готовности, дабы от врагов внезапно не последовало какого-нибудь злодейства 127. Именно для этого мы пользуемся духовным оружием, как говорит апостол: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» 128, который подкарауливает нас, словно лев в логове своем. Это тот лев, противник наш диавол, который ищет, кого поглотить, и которому мы должны противостать твердою верою 129. Третья причина, по которой мы пользуемся плотским оружием, — это из-за открытого вражеского нападения. Вот почему говорится в книге Маккавейской 130, что когда Лисий, полагаясь на количество воинов, нисколько не подумал о силе Божией, но, обладая необузданным духом, собрался разрушить святой град Иерусалим и храм Божий и уже обложил укрепление, Маккавеи, взявши оружие, и все, бывшие с ним, узнав об этом, в рыдании и слезах возопили к Господу, чтобы Он послал им во спасение доброго ангела. Они укрепились духом и силами и, бросившись на них, уничтожили 11 тысяч пеших из них и тысячу шестьсот конных, а всех прочих обратили в бегство; многие из них, быв ранены, спасались раздетыми, а сам Лисий спасся постыдным бегством. Это причина, по которой братья дома Тевтонского с прихода в Прусскую землю по сей день постоянно пользуются мечом, чтобы иметь под рукой чем защищаться, если против них со стороны врагов вдруг возникнут явные или тайные козни. Точно так же мы пользуемся оружием добродетели против явных козней диавола. Вот почему говорит апостол: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, глосса: т. е. преходящие, но могущественные, т. е. сильные Богом, т. е. через Бога, на разрушение твердынь, т. е. козней диавола, ими ниспровергаем замыслы, а именно злодеяния демонов, и всякое превозношение, т. е. глубину ума, восстающее против познания Божия, т. е. веры» 131. Итак, всегда будь готов во всеоружии добродетели против козней диавола, ибо, как писал епископ Паулин Августину, «этот наш враг имеет тысячу способов, чтобы нанести нам вред; мы должны бороться с ним таким же разнообразным оружием, как и то, каким он нас преследует» 132. Если явно или тайно он нападет на тебя с пороком гордыни, выставь [29] в защиту себе добродетель смирения, и он убежит от тебя. И так поступай во всех прегрешениях. Если выставишь для защиты твоей оружие добродетели, то выйдешь победителем. Четвертая причина, по которой мы пользуемся плотским оружием, — ради мира, чтобы мы могли в безопасности владеть нашими имениями 133. Вот почему говорит Господь: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение. Так только когда мы пользуемся оружием добродетели, мы живем в мире, нечестивым же нет мира» 134. Вот почему говорит Екклесиаст: «Люди богатые, одаренные силою, они мирно обитали в жилищах своих. Все они были уважаемы между племенами своими, и во дни свои были славою» 135. Вот почему говорит Варух: «Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки» 136. Почему говорит и Соломон: «Когда Господу угодны пути человека, он и врагов его примиряет с ним» 137. Пятая причина — та, чтобы мы отвоевали утраченное. Так дети Израиля в полном вооружении вошли в землю обетованную, которую Бог дал отцам их, и ее, занятую врагами, отвоевали из рук врагов. Так царство небесное, которое теряем по грехам, берется силою добродетели, и употребляющие усилие восхищают его и владеют вечно 138. Глосса такова 139: требуется великое усилие родиться на земле и добродетелью обрести небо, которым от природы владеть мы не можем. Шестая причина — для устрашения, чтобы враги, видя оружие, убоялись, как сказала Иудифь, убив Олоферна: «Когда солнце взойдет, возьмите каждый боевое свое оружие, выйдите стремительно, не для того, чтобы сойти на равнину, но словно совершая натиск, чтобы стража Олоферна услышала это и, будя его, нашла бы его плавающим в своей крови, и оттого нападет на них страх и они побегут» 140. Так и мы пользуемся оружием добродетели, чтобы показать, что мы находимся на службе того, кто есть Царь царствующих и Господь господствующих 141. К этому увещевает нас апостол, говоря: «Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении и т. д. с оружием правды в силе Божией» 142. Оружие силы Божией — это правда, которая учит нас воздавать каждому по заслугам, а именно мир и все мирское оставить и прилепиться к Богу, который на хоругви своей, которую оставил нести нам, поставил знак, о котором сказал при рождении Господа ангел волхвам: «Вот знак; вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» 143. Чем отмечены три добродетели, а именно: смирение (младенчество) в противоположность гордыне, нищета (пелены) в противоположность жадности и строгость (ясли) в противоположность распущенности плоти. Поднимите эту хоругвь и выставьте перед диаволом, и обуяет его страх, и он убежит.[30]