190. Об убийстве многих погезан
В то время брат Дитрих фон Лёдла, фогт самбийский, вернувшись из Алемании, увел самбов, нежно его любивших, от такого заблуждения. Когда об этом узнали наттанги и вармийцы, то и они отступили от задуманного зла, обещая в доброй вере преданно присоединиться к братьям. Итак, собрав большое войско, брат Конрад фон Тирберг, магистр, и братья вторглись в землю Погезании и, убив без числа мужчин и опустошив землю огнем и Мечом, увели в плен женщин и детей. Когда же они совершили это, то и мужчины и женщины бранили одного самба по имени Бонсе, камерария 416 волости Побетен, полагая, что он совершил это ужасное преступление, был его первопричиной и источником. Этот Бонсе хотел, не скрывая, иметь двух жен, а поскольку братья это запрещали, он, разгневавшись, подстрекнул к вероотступничеству почти всех пруссов. Посему он, как и заслуживал по Грехам его, был осужден на смерть. [128]
191. К ЭТОМУ ЖЕ
В тот же год, осенью, братья снова с оружием в руках вторглись в вышеупомянутую землю Погезании и, снова опустошив ее огнем и мечом, взяв в плен и убив всех, кроме немногих, ушедших с челядью своей в Литву, в волость замка Гарты 417, обратили ее в пустыню.
192. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ И ВОЛОСТЕЙ ЗАМКОВ ГРАУДЕНЦА, МАРИЕНВЕРДЕРА, ЗАНТИРА, ХРИСТБУРГА И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА КЛИМЕНТА
В то время был в земле Кульмской один брат, Бертольд фон Нортхаузен 418, комтур провинции, который, хотя был рачительным управителем в мирных делах, однако к военному делу был менее способен (ибо способности у людей неодинаковы к разному), посему он не противостоял натиску язычников, как следовало. Вот почему судовы не раз вторгались в Кульмскую землю и, совершив великое побоище народа Божиего и опустошив землю огнем и мечом, уходили, и когда они почувствовали, что никто не дает им отпора, то дерзнули с небольшим войском враждебно проникнуть в упомянутую Кульмскую землю. Наконец магистр назначил брата Германа фон Шёненберга 419, человека, закаленного в сражениях, комтуром провинции в упомянутой земле, который оказал им мужественный отпор, ибо сколько бы раз ни вторгались судовы с небольшим войском в Кульмскую землю, он со своими оруженосцами смело выступал им навстречу и, нападая на них, побеждал в битве и, убив многих, прочих обращал в бегство, и это повторялось им столько раз и столько было убитых, что судовы больше не решались приходить без большого войска. Итак, из-за такого побоища их и весьма многих напастей, нахлынувших на Кульмскую землю, Скуманд, вождь судовов, с 4 тысячами язычников своих и силой войска литвинов мощным натиском вторгся в Кульмскую землю в день 11 тысяч дев 420 и многократно отомстил за своих. При первом натиске они мощным ударом обрушились на замок одного феодатария, называемый Пловист 421, стоящий на реке Оссе, и непременно разрушили бы его, но наконец они договорились на тех условиях, что жители замка дадут двух сведущих людей, которые проведут языческое войско через пределы христиан и обратно, и так они остались целыми и невредимыми. После этого они пошли на замки, а именно — на Редин, Липу 422, затем — на замок Вельсайс 423, предместье которого они до основания сожгли. После этого они мощнейшим ударом обрушились на замок Турниц 424 одного феодатария, а жители замка со своей стороны выступили против них, и, хотя в тот день они штурмовали безуспешно, однако провели ту ночь в осаде его. Но на другой день, когда почувствовали, что замок охраняется большим числом оруженосцев, чем прежде, они, не предприняв [129] другого штурма, отступили. После этого они пришли к замку Климента 425, принадлежавшему одному феодатарию, и, окружив со всех сторон, штурмовали его; наконец, разложив огонь, они дотла сожгли его, и в нем сгорели сто христиан, кроме женщин и детей, которых они увели в плен. Наконец они выступили против этих замков и городов, а именно — Грауденца 426, Мариенвердера, Зантира и Христбурга, и, что бы ни попалось им на пути, они или убивали, или брали в плен, или превращали в пепел. Затем с огромной человеческой добычей, состоящей из христиан и прочего, они ушли. Ни один нормальный человек не может без слез подумать о том, сколько зла и какое великое побоище народа Божиего содеяло и сколько ущерба причинило это войско святыням церкви и ее служителям.
193. О ВОЙНЕ С СУДОВАМИ И О ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ
Когда с помощью Господа Иисуса Христа все племена земли Прусской были побеждены, оставалось еще одно, а именно — судовское, сильнейшее из всех, на которое братья не человеческой силой и не множеством воинов, но уповая на то, что Господь охранит и поможет, мужественно напали, полагая, что не только голова и прочие части тела, но и хвост врага, по назиданию Господа, предназначено принести в жертву. Итак, чтобы окончательно уничтожить своего врага, братья начали войну с землей Судовии, и вот как.
194. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ КИМЕНОВ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
Брат Конрад фон Тирберг, магистр, и многие братья с 1500 всадниками вторглись в землю Судовии и в волости, называемой Кименов 427, уничтожили всех людей, и, кроме убитых, которых было множество, они увели в плен тысячу человек с прочей, почти бесчисленной, военной добычей. На другой день, когда войско братьев, отступая, пришло в лес, называемый Винсе, судовы с тремя тысячами отменных людей погнались за ними; братья, мужественно напав на них со своими людьми, многих убив и смертельно ранив, прогнали их до самой границы их земли. В этой битве из войска братьев пали только шесть человек, остальные вернулись невредимыми.
195. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ ПОЛЬШИ
В это время сильное войско литвинов вторглось в Польшу 428 и, опустошив огнем и мечом пограничье Брестское, Ленчицкое и Добжиньское, произвело такое побоище христиан, убивая и захватывая в плен, что никто не мог точно установить количества их. [130]
196. К ЭТОМУ ЖЕ; О ГИБЕЛИ 800 ЛИТВИНОВ
Вскоре после 800 всадников из Литвы разрушили в той части Польши, которая называется Керсов, 10 деревень и, убив многих христиан, ушли с большой добычей. Между тем благочестивый муж Лешек, князь краковский 429, собрав много тысяч людей, поднялся на одну гору и сказал: «Кто не из робких, пусть поднимется ко мне, чтобы ныне отомстить за поругание Распятого». Одним словом, он, как Гедеон, из многих рыцарей получил только 300 человек, с которыми пошел в сражение 430 и мужественно напал на врагов по милости Бога, который не покидает никого, уповающего на Него, и, освободив сначала пленных христиан, он учинил великое побоище врагов веры, так что из 800 человек едва ли десять спаслись бегством.
197. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ МЕРУНИСКИ 431
Брат Конрад, магистр, всегда подвизающийся 432 за сокрушение язычников, собрав великую силу, войско всадников и пехотинцев, вторгся с всадниками в волость Судовии, называемую Меруниска, прочих оставив у входа в вышеупомянутую землю, и убил 18 господ этой волости. Из прочих людей обоего пола он убил и взял в плен 600 человек и опустошил упомянутую волость огнем и мечом.
198. О НАЕМНИКАХ 433
Чудные и необычные дела были совершены христианскими наемниками, а именно — Мартином из Голина, Конрадом по прозвищу Диавол и неким человеком по имени Стовемел, и Кударом 434 из Судовии и Накамом из Погезании и многими другими; всех их невозможно перечислить. Этот Мартин с четырьмя мужами тевтонскими и 11 пруссами захватил одну деревню в земле Судовии, взяв в плен и убив людей. И когда после долгого пути он пришел в такое место, где, отбросив все страхи, сидя за столом с товарищами своими, он подкреплялся после битвы, враги, внезапно напав на него, убили четырех его товарищей тевтонов; прочие спаслись, бросив там все, что у них было из оружия и припасов. После этого судовы сильно возрадовались; Мартин же, разгневанный, бродил по лесу, пока не созвал своих уцелевших товарищей, и поскольку они лишились всего оружия, то ему удалось, когда враги спали, выкрасть у них щиты, мечи и копья, завладев которыми он подкрался со своими людьми и убил всех на ложе их, кроме одного, которого Мартин убил, встав на его пути, когда тот думал убежать; и вот с прежней добычей и оружием упомянутых язычников и прочим он вернулся. [131]
199. К ЭТОМУ ЖЕ
Тот же Мартин с горсточкой других снова вошел в одну деревню в земле Судовии и в сумерках, когда одни были в бане, другие — за трапезой, прочие занимались разными делами, они напали на них и всех их убили. А Мартин убил в бане 10 человек, и так они забрали коней и скот и прочее, а также женщин и детей.
200. О БЕГСТВЕ СУДОВОВ
В то же время судовы, собравшись отомстить за случившееся, с небольшим войском вторглись в землю Наттангии, и, когда небольшая часть ее обезлюдела, они ушли. Братья со своими оруженосцами решительно преследовали их, многих убив и смертельно ранив; прочие в страхе бежали.
201. О БРАТЕ КОНРАДЕ, МАГИСТРЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ В ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1279
Брат Конрад фон Фейхтванген 435, Х магистр Пруссии, возглавлял орден один год. Когда по смерти брата Конрада фон Тирберга, магистра земли Прусской, и брата Эрнста 436, магистра земли Ливонии, убитого язычниками, послы от обеих земель обратились к великому магистру, он был дан в магистры братьям и Пруссии, и Ливонии в год от Рождества Христова 1279. Но, когда по прошествии года он почувствовал, что ему не хватит сил управлять обеими землями, отказавшись от своей должности в Пруссии, остался только магистром земли Ливонии.
202. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ПОКИМЫ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
В это время по повелению магистра брат Конрад фон Тирберг-младший 437, маршал земли Прусской, собрав всю силу войска своего, вторгся в волость земли Судовии, называемую Покима 438, и, когда уходил, совершив великое разорение огнем и мечом, взяв в плен и убив многих людей, с наступлением темноты перешел со своим войском по льду то озеро, которое называется Ноготин 439. Когда же наступило утро, лед растаял, так что следы, оставленные его войском, исчезли.
203. О БРАТЕ МАНЕГОЛЬДЕ, МАГИСТРЕ ПРУССИИ В ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1280
Брат Манегольд был XI магистром Пруссии два года. Он был прежде комтуром в замке Кёнигсберг 440, где совершил много добрых дел, и стал магистром земли Прусской; когда он возглавлял орден [132] уже почти два года, то, будучи призванным в капитул, после торжественного избрания брата Бурхарда фон Швендена 441 великим магистром ордена дома Тевтонского, умер на обратном пути.
204. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ САМБИЙСКОЙ
При этом магистре брате Манегольде судовы, наказанные братьями за вышеизложенные и прочие беды, чрезвычайно разгневались и, затаив против них сильное возмущение, собрали совет, каким образом отомстить за такое угнетение, и поскольку сами они этого сделать не могли, то, заручившись помощью литвинов, решительно вторглись в землю Самбии. Братья заранее обезопасили себя от этого. Вот почему они не могли сделать ничего другого, но только в течение 10 дней прошли по пределам упомянутой земли и дома, и все, что находилось за пределами замков и укреплений, сожгли и так, потеряв убитыми пять человек из своего войска, ушли.
205. О НАПАДЕНИИ НА ЗЕМЛЮ СУДОВИИ И О ВЗЯТИИ В ПЛЕН И ГИБЕЛИ МНОГИХ СУДОВОВ
В то время как это войско язычников было в земле Самбии, брат Ульрих Баувар, комтур Тапиова с 12 братьями и 250 всадниками вошел в Судовию, и помимо прочего ущерба, нанесенного ей огнем и мечом, он взял в плен и убил 150 человек, взял в плен жен нобилей, чад и домочадцев, так что судовы здесь потеряли больше, чем нажили в Самбии.
206. О БИТВЕ БРАТА УЛЬРИХА С СУДОВАМИ
Этот брат Ульрих был воплощением мужества. Ведь он отваживался на трудные дела, на которые трус и взглянуть боялся. Он нанес судовам бесконечно большой урон. Он столько раз ходил на них войной, что магистр, опасаясь, как бы это не окончилось для него какой-нибудь серьезной неприятностью, запретил ему впредь нападать на них без его особого позволения. И когда у него спросили, почему он так суров с ними, он ответил: «Мне было все равно, что делать, лишь бы получить от них пять ран, как Христос получил за меня». Так с ним и случилось, ибо судовы наконец убили его, нанеся ему в битве пять ран.
207. ОБ ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО ОДНОГО СУДОВА И ЧУДНОМ ДЕЯНИИ
В то время один нобиль из Судовии по имени Руссиген 442, со всеми чадами и домочадцами пришел к комтуру Балги и, выразив желание присутствовать при службе, получил отказ. Узнав о причине [133] отказа, он крестился со всей челядью своей и сразу после крещения заболел и, после того как слег, послал за одним братом, священником из Балги, крестившим его, смиренно прося его соборовать. Что этот священник со всем тщанием исполнил и, осмотревшись, увидел в ногах его сделанный из дерева крест, который этот судов повелел для себя изготовить. Священник, удивившись тому, что этот, в тот день крещенный, возымел такую любовь к вере Христа, стал спрашивать, совершил ли он что-либо доброе до принятия веры? Тот ответил, что убил многих христиан; из прочего он не помнил иного доброго деяния, кроме того только, что, когда он с большим войском вошел в Польшу, один судов похитил образ Пресвятой Девы Марии, с сыном на руках, и, когда на обратном пути они стали метать копья свои в этот образ, он, сжалившись, силой отнял его и дал одному христианину, говоря: «Возьми этот образ Бога твоего и отнеси его туда, где бы он обретался в должном почитании». После чего явилась ему во сне Пречистая Дева, прекрасная ликом и в красивейшем одеянии, и сказала: «За ту услугу, что ты оказал мне в образе моем, воздается тебе в царствии Сына моего». Когда этот судов рассказал это священнику, то почти в тот же день счастливо почил в Бозе.
208. О СООРУЖЕНИИ ЗАМКА МАРИЕНБУРГ
В год 1280 замок Зантир, изменив название и место, перенесен был туда, где стоит ныне, и было дано ему название Мариенбург, то есть замок Святой Марии, к чьей похвале и славе это перенесение было совершено.
209. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ, НАЗЫВАЕМОЙ КРАСИМА 443
Брат Манегольд, магистр, чтобы война судовская, мужественно начатая его предшественником, не затихла в его время, но ширилась бы всякий день 444, собрал всю силу войска своего и в день Сретения Господня 445 вошел в волость Судовии, называемую Красима, опустошая ее огнем и мечом. А дом этого могущественного человека Скуманда, вождя упомянутой волости, он обратил в пепел и, взяв в плен и убив 150 человек, возвратился с великой добычей. Когда это войско готово было войти в упомянутую волость, оно сбилось с пути и в этом блуждании, случившемся по провидению Господа, которым ничто не совершается беспричинно, оно рассеялось и, так войдя, заняло и разорило всю волость. В этом сражении пали брат Ульрих Баувар, комтур Тапиова, и четыре человека, а брат Людвиг фон Либенцель 446 был взят в плен. [134]
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Автор «Хроники земли Прусской»
- 2. «Хроника земли прусской» Петра из Дусбурга в культурно - историческом контексте эпохи ее создания
- 3. Источники «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга
- 4. Идеология Тевтонского Ордена в Пруссии современной немецкой историографии
- Послание
- О построении этой книги
- О начале ордена дома тевтонского
- 1. Об учреждении ордена дома тевтонского 19
- 2. О брате генрихе вальпоте, I магистре госпиталя святой марии тевтонского дома
- 2. О разорении польской земли
- 3. О дарах, поднесенных пруссам, чтобы умерить их жестокость
- 4. О братьях ордена рыцарей христовым
- 5. О пожаловании земли прусской, кульмской и любавской братьям ордена дома тевтонского
- 6. О закреплении вышеизложенного и об обращении к братьям господина папы
- 7. О новой войне братьев дома тевтонского с народом прусским
- 8. Об оружии плотском и духовном
- 9. Об использовании плотского и духовного оружия
- 10. О первом замке братьев дома тевтонского, который назывался фогельзанг 144
- 11. О приходе многих братьев дома тевтонского и о сооружении замка нессау 151
- О войнах братьев дома тевтонского с пруссами
- 4. Об опустошении земли галиндии
- 5. Об идолопоклонстве и обрядах и нравах пруссов
- 6. Об одном чуде
- 7. О разрушении двух замков и смерти пиппина 52
- 8. О пилигримах и о сооружении замка и града кульмского
- 9. О войне братьев с помезанами и о сооружении замка мариенвердер
- 10. О строительстве града мариенвердер
- 11. О победе христиан, когда было убито пять тысяч пруссов
- 12. О сооружении замка редин 78 и чудном видении там одного брата
- 15. О некоторых военных кораблях и уходе маркграфа
- 16. О войне с погезанами и сооружении замка эльбинг
- 17. Об одном чуде
- 18. О войне братьев с вармийцами, бартами и наттангами и о гибели многих братьев и христиан
- 19. О замке балга
- 27. О покорении вармийцев, наттангов и бартов и сооружении многих замков
- 28. Как земля ливонская перешла к братьям дома тевтонского
- 32. О гонении святополка на веру и христиан в пруссии
- 33. О легате апостольского престола
- 34. Об опустошении внутренних пределов земли прусской
- 37. Об осаде замка сартовице и убийстве 900 померан
- 38. О падении замка накло и разорении земли прусской
- 39. О восстановлении мира между святополком и братьями
- 40. О новой войне святополка и сражении при рензене
- 41. Об одном чуде
- 42. О раздоре двух вдов из-за одного мужчины
- 45. О мире, снова восстановленном и нарушенном, и о сооружении замка зантир 165
- 46. О сооружении замка швец и штурме его
- 49. Об одном воине святополка
- 50. О сражении на кораблях
- 51. Снова о том же
- 54. Об одном чуде
- 55. Также о победоносном сражении братьев, в котором снова было убито 1500 человек из померании
- 56. О восстановлении мира между святополком и братьями
- 57. О брате генрихе, III магистре. 1247.
- 58. О взятии одного замка и о замке христбург
- 63. О восстановлении замка христбург
- 64. О святой жизни братьев из христбурга
- 65. О гибели многих померан и пруссов
- 66. О битве в наттангии, где были убиты 54 брата со многими христианами
- 67. О пилигримах и о мире, возвращенном прусской земле
- 68. О войне братьев с самбами. О разорении волости гирмов 228
- 71. О покорении самбов
- 72. О сооружении замка КёНигсберг, или тувангсте
- 73. О разорении земли самбии и о воздвижении замка вилов 245
- 82. О брате гартмане, магистре пруссии
- 83. О сооружении замка на горе святого георгия в карсовии
- 84. О сражении в земле куронии, где пали 150 братьев и множество народа христианского
- 88. О сожжении замка ленценберг 272 и многих пруссов
- 91. О битве при покарвисе 280 где были убиты многие христиане
- 102. О том, как трудно было доставлять провизию в замок кёнигсберг
- 103. О разрушении моста, построенного пруссами на реке прегель
- 104. О штурме замка кёнигсберг
- 105. Снова о нем же и об одном чуде, происшедшем с чьей-то баллистой
- 108. О победе братьев над самбами в волости бетен
- 117. О разгроме замка висенбург
- 122. О штурме замка вилов
- 123. О гибели брата хельмерика, магистра, и 40 братьев и многих христиан
- 126. О брате ульрихе и гибели 50 пруссов
- 131. О восстановлении замка бранденбург и о достойной похвалы жизни в нем одного брата
- 137. Об отдельных сражениях всех замков и городов земли прусской во время второго вероотступничества, сначала о балге
- 141. О битве братьев из христбурга во втором вероотступничестве и об одном чуде и уничтожении многих пруссов
- 144. О гибели многих пруссов
- 145. О том, как трудно было доставлять провизию в замок христбург
- 148. О втором разрушении упомянутого города мариенвердер
- 149. О сооружении замка штаркенберг и гибели многих христиан
- 150. О взятии замка штаркенберг и о гибели многих братьев и христиан
- 157. Снова о мартине из голина и о его чудесной битве
- 166. О взятии двух замков нескольких феодатариев земли кульмской, а именно хемсота и еще одного
- 167. О коварстве пруссов, знающих тевтонский язык
- 170. О взятии мельницы лиефарда и гибели многих горожан из эльбинга
- 176. О взятии двух замков земли надровии в области ретов 398
- 177. О взятии замка отолихии 399
- 182. О взятии замка раганиты
- 186. Об одном предательстве, совершенном против братьев
- 190. Об убийстве многих погезан
- 210. О первом пленении брата людвига фон либенцель
- 213. О разрушении замка поттенберг и сооружении замка гимевы
- 218. О гибели брата фридриха холле и 30 человек
- 223. О разрушении замка гарты
- 224. О смерти скуманда
- 225. О возвращении бартов и гибели многих литвинов
- 228. О наемниках, убивших 70 корольков 467 земли литовской
- 233. О жизни другого брата там же
- 236. О брате бертольде по прозвищу брухаве, комтуре кёнигсберга, и его жизни
- 239. О гибели брата эрнекона, комтура раганиты
- 240. Об убиении 25 литвинов братьями из раганиты
- 241. О гибели почти 500 литвинов
- 242. Об утешении братьев и христиан
- 246. О разорении волостей пастовии и гесовии 491
- 247. Об опустошении области оукайм
- 248. О разорении земли польши
- 249. О чудесном избавлении братьев в одном войске
- 250. О невыносимом разорении земли польши и убийстве и пленении многих тысяч христиан
- 251. О чудесном избавлении христиан из рук язычников
- 259. О брате людвиге фон либенцель и его войне с литвинами
- 260. О гибели брата дитриха фон эсбеха и троих братьев и многих христиан и язычников
- 266. О разорении волости и предместья замка гарты
- 267. Снова о том же
- 281. О гибели брата гундрама и многих литвинов
- 282. О разорении земли любавской и гибели 65 литвинов
- 285. Об опустошении земли карсовии
- 290. О втором разрушении оукайма и разорении его волости
- 291. О победе братьев над королем литвинов
- 292. О разрушении предместья замка гарты
- 293. Снова о том же
- 311. Об опустошении волости пограуды
- 312. Об одной измене
- 313. Об опустошении волости сальсеникки 591
- 314. О брате карле, великом магистре и магистре земли прусской в год от рождества христова 1312
- 315. О сооружении христмемеля 596
- 321. К тому же
- 322. Об опустошении кривичской земли 604 и взятии города малая ногардия 605
- 332. О сожжении предместья замка гедимина и прочих
- 333. Об одном случае
- 334. О сожжении предместья юнигеда
- 338. О гибели маршала и 29 братьев и многих людей самбийских
- 357. О разорении земли мазовии
- 360. О строительстве многих городов и замков
- 361. Об опустошении земли маркграфа бранденбурга и гибели и пленении шести тысяч христиан 657
- 79. Плач о запустении святой земли
- Дополнения
- 10. О разорении земли кульмской
- 11. О предзнаменовании воины
- 12. О разрушении замка вышегрод
- 13. О разрушении замков накло и других
- 20. О смерти великого магистра
- Библиография
- Исследования
- Список сокращений