logo
Петр из Дусбурга

11. О приходе многих братьев дома тевтонского и о сооружении замка нессау 151

Когда этот замок был построен, вышеупомянутый брат Конрад послал гонцов к почтенному и благочестивому брату Герману фон Зальца, великому магистру дома Тевтонского, сообщая ему обо всем, что было сделано относительно порученного ему дела, смиренно и нижайше прося, чтобы он прислал ему еще братьев и [31] оруженосцев. Он, вняв его мольбам, послал ему в магистры брата Германа по прозвищу Бальке 152, говоря ему, словно Господь Иисусу: «Будь тверд и мужествен, ибо ты ведешь сынов Израиля, т. е. братьев твоих, в землю, которую Господь клялся дать им, и будет с тобой Бог» 153. Также брата Дитриха фон Бернхейма 154 в маршалы 155, брата Конрада фон Тейтлебена, некогда камерария святой Елизаветы 156, брата Генриха фон Берга 157, тюринга, и брата Генриха фон Кица из деревни Витткендорф со многими оруженосцами и конями дал ему в помощники. Когда они прибыли в замок Фогельзанг, то в нижнем течении Вислы построили замок Нессау. И когда братья жили в этом замке, пруссы враждебно вторглись в Польшу и, когда они увидели, что вооруженные братья преследуют их, то чрезвычайно удивились тому, откуда они и зачем пришли. Им ответил один поляк, которого они вели, захватив в плен, что это благочестивые люди и доблестные рыцари, посланные из Алемании господином папой, чтобы воевать с ними, пока не подчинят их упрямую и непокорную выю священной Римской церкви. Услышав это, они, ухмыляясь, отступили.

12. О БРАТЕ ГЕРМАНЕ, I МАГИСТРЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ ОРДЕНА ДОМА ТЕВТОНСКОГО

Брат Герман по прозвищу Бальке, I магистр госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома в земле Прусской, возглавлял его 12 лет. Он был также I магистром земли Ливонской, где стоял во главе ордена почти 6 лет 158, и, приведя обе земли в доброе состояние и весьма успешно проведя войну, как будет рассказано ниже, отягощенный старостью и трудами, вернулся в Алеманию и там умер и погребен. Насколько славен он был во всех делах своих, свидетельствуют чудные дела его.

13. О КРЕСТЕ И ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ КРЕСТОНОСЦЕВ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ И ЛИВОНСКОЙ

Между тем брат Герман фон Зальца, великий магистр, муж прозорливый и во всем осмотрительный, пришел к господину папе и среди прочих просьб просил и получил крест, чтобы проповедовать от имени апостольского престола в королевствах и провинциях, назначенных тогда в помощь земле Прусской, и дал тот папа, а после — папа Иннокентий IV 159 пилигримам 160, посещающим Пруссию и Ливонию, привилегии и индульгенции, как давались они идущим в Иерусалим.

Окончена вторая часть книги

Комментарии

1 ...князь Конрад — Конрад I Мазовецкий (1187/88 — 1247) (Balzer O. Genealogia... S. 262 — 264). Конрад получил в 1205 г. Мазовию и Куявию вместе с землями Хелминской и Добжиньской от своего брата Лешека, а после его смерти в 1227 г. получил также Краков с относящимися к нему владениями. При жизни он отдал одному своему сыну, Казимиру, Куявию, другому, Болеславу, — часть Мазовии (SRP. I. Р. 33). В отличие от польских хронистов (например Длугоша), дающих весьма негативную характеристику князя Конрада Мазовецкого, Петр из Дусбурга называет его «славным христианнейшим правителем» (II, 1), «человеком, вполне благочестивым и ревнителем веры» (II, 10).

2 Христиан (ум. 1245) — первый епископ Пруссии (1216 — 1245). Родился ок. 1180 г. По происхождению немец или поляк. Ок. 1205 г. был монахом в цистерцианском монастыре в Лекне (Великая Польша) (об Ордене цистерцианцев см.: ч. IV, гл. 14). В задачу миссии цистерцианцев, обосновавшихся в канун II крестового похода в Польше, входило создание военной организации для борьбы с язычниками (Manteuffel Т. Papiestwo... S. 90). Цистерцианские миссионеры в Пруссии имели перед собой пример Ливонии, где цистерцианцам удалось создать церковное государство и основать Орден меченосцев. Однако планы их были нарушены немецкими крестоносцами, ставившими перед собой те же политические цели (Manteuffel Т. Rola... S. 197). Начало миссионерской деятельности Христиана относится к 1209 г., в 1215 — 1216 гг. папа Иннокентий III назначил его епископом прусским. Заключенный Конрадом Мазовецким в 1230 — 1231 гг. договор с Тевтонским орденом имел следствием утверждение немецких крестоносцев на землях, прежде находившихся под властью епископа, и вытеснению Христиана с политической арены, чему способствовало пятилетнее пребывание (1233 — 1238) Христиана пленником у пруссов (Grodecki R. Crysnan... S. 456; Brachvogel. Christian von Preussen // AB. Bd. I. S. 104).

3 Из-за весьма лаконичного изложения событий в 1 — 6 главах они зачастую не поддаются точной датировке. М. Теплен полагал, основываясь на документальных источниках, что нападение пруссов на Хелминскую землю могло произойти в 1218,1222 или 1223 гг. (SRP. I. S. 34).

4 ...уставные и мирские клирики (или каноники). — Начало их существования восходит к Латеранскому собору 1059 г., предписавшему аскетический идеал: «Клирики... хранящие целомудрие, должны сообща спать и есть, иметь общие доходы и вести апостольскую жизнь». Со второй половины XI в. возникают каноникаты, строящие «апостольскую» жизнь клириков на так называемом уставе Августина. В 1066 г. каноники Камбрэ торжественно принесли три монашеских обета: бедности, целомудрия и послушания, обязуясь соблюдать устав Августина, и этим положили начало существованию «уставных каноников» (canonici regulares), названных так в отличие от «мирских каноников» (canonici saeculares), торжественных обетов не приносивших (Карсавин Л. П. Монашество... С. 107).

5 Сведения, содержащиеся в данной главе, не поддаются точной датировке, Вероятно, речь идет не об одном, а о многочисленных набегах пруссов на польские земли (SRP. I. S. 34). Последняя война поляков с пруссами окончилась 18 октября 1166 г. битвой, в которой пал князь Генрих (1127/31 — 1166). Поход Казимира Справедливого (1138 — 1194) в 1191 г. был направлен против помезан и ятвягов, стоявших особняком по отношению к пруссам и литовцам (Ketrzynski W. О powolaniu... S. 150). Причиной призвания крестоносцев были экспансионистские планы самого Конрада Мазовецкого, надеявшегося осуществить их с помощью чужеземной военной силы (Ketrzynski W. О powolaniu... S. 162). О тенденциозности Петра из Дусбурга в безосновательном утверждении того, что призвание крестоносцев было вызвано необходимостью обороны Мазовии, писал и Т. Мантейффель (Manteuffel Т. Papiestwo... S. 106).

6 Братья рыцари Христовы — меченосцы. Орден имел устав по образу и подобию Ордена тамплиеров, но его рыцари имели на плаще изображение красного меча (отсюда их название). Орден меченосцев был основан в 1202 г. по инициативе цистерцианца Дитриха. Он должен был выполнять роль военной силы епископа, обеспечивающей ему спокойное владение завоеванными землями и перспективы дальнейшего их расширения (Manteuffel Т. Proba... S. 161; Mugurevics E. Die militarische Tangkeit... S. 125). Это был первый рыцарский орден, основанный и функционирующий за пределами Средиземноморья (Lowmianski H. Poczatki i rola... S. 241). Великий магистр Герман фон Зальца, пользуясь влиянием в папской курии и при дворе императора, в 1237 г. осуществил объединение Ордена меченосцев с Тевтонским орденом. Объединение орденов имело большие последствия для народов Прибалтики. В сфере немецкой экспансии оказались Литва и Жемайтия, препятствующие непосредственной связи между Пруссией и Ливонией, а в дальнейшем — и древнерусские княжества, которые не желали примириться с немецким господством в бассейне Зап. Двины. По инициативе папского легата Вильгельма Моденского был разработан план захвата Пскова и Новгорода, закончившийся поражением крестоносцев в битве на Чудском озере в 1242 г. Часть меченосцев получила в 1228 г. пожалование Конрада Мазовецкого в Добжиньской земле и с тех пор носила название добжиньцев (Lowmianski H. Poczatki i rola... S. 263). Сходство уставов, а таким образом — целей и способов их достижения орденов добжиньцев и меченосцев привело к тому, что в современной им историографии они нередко принимались за один и тот же орден (Zielinski G. О ziemi Dobrzynskiej. S. 526 — 527).

7 ...братья из Добжиня. — Добжиньский орден, «milites Christi», «milites Prucie» или «fratres de Dobrin». Он состоял из немцев, и, возможно, его магистр Бруно был из Ордена меченосцев (Ketrzynski W. О powolaniu... S. 169). План основания Добжиньского ордена обсуждался при дворе Конрада Мазовецкого в декабре 1227 г. или в январе 1228 г. (Zachorowski S. Studia do dziejow... S. 171). Добжиньские рыцари переняли свой устав от меченосцев, а к знаку меча присоединили звезду. Предположительно деятельность добжиньцев сводилась к защите польских земель от набегов пруссов (Zachorowski S. Studia do dziejow... S. 175). В 1235 г. Тевтонский орден вобрал в себя Орден рыцарей Христовых, но по достижении своих военных целей изгнал их из своего состава. В 1237 г. добжиньцы вошли в Орден св. Иоанна (Ketrzynski W. О powolaniu... S. 181 — 182, 186 — 187).

Добжинь (Dobrin) — замок, дарованный добжиньцам князем Конрадом и используемый ими против пруссов наряду с Плоцком и Фогельзангом, имел важное стратегическое значение (Zielinski G. О ziemi Dobrzynskiej. S. 561).

Седльце (Cedelicze) (Шадловице близ Иновроцлава). — Его пожалование относится к 1228 г. (SRP. I. S. 35).

8 Map. 16, 20.

9 2 Мак. 8, 7.

10 Факт основан на Крушвицком привилее Конрада от 1230 г., который Петр из Дусбурга по ошибке относит к 1226 г., и грамоте его сына Казимира, но эти документы считаются поддельными (Ketrzynski W. О powolaniu... S. 160). О пожаловании Любавской земли в Крушвицком привилее не говорится. Призывая на помощь немецких крестоносцев, Конрад Мазовецкий преследовал прежде всего свои экспансионистские цели, связанные с завоеванием Пруссии. Эти политические планы столкнулись с планами папства, вынашивавшего идею создания на прусских землях независимого от Польши цистерцианского епископского государства. Стремлением к реализации этих планов в немалой степени объясняется создание Добжиньского ордена, впоследствии поглощенного Тевтонским орденом. Детальное исследование этого вопроса содержится в работе: Wlodarski В. Polityczne plany...

11 Лук. 24, 45.

12 Агафья (Agafia) (1207 — 1242) — жена Конрада Мазовецкого, дочь Святослава Игоревича, князя перемышльского (Balzer О. Genealogia... S. 268 — 275).

13 «Хроника Оливского монастыря» ничего не сообщает об этой битве. Детальное описание битвы и имена некоторых ее участников, отсутствующие у Петра из Дусбурга, содержатся в «Хронике» Симона Грунау, VI, 3, § 2, 3.

14 Болеслав (Boleslaus) — Болеслав I, старший сын Конрада, князь мазовецкий в 1236 — 1248 гг.

Казимир — Казимир I, сын Конрада, князь хелминский в 1236 — 1267 гг., а с 1247 г. также князь ленчицкий.

Земовит — Земовит I, сын Конрада, князь черский и мазовецкий в 1245 — 1262 гг. (Balzer О. Genealogia... S. 312 - 313).

Петр из Дусбурга называет сыновей Конрада в соответствии с Крушвицким фальсификатом (Pollakowna M. Kronika... S. 34). В «Донесении Генриха фон Гогенлоэ» (ок. 1247 г.) упоминаются лишь Болеслав и Земовит (SRP. V. S. 160. С. 3.), а жалованная грамота Конрада, являющаяся основой Крушвицкого фальсификата, называет четверых сыновей: вышеупомянутых и Земомысла (PUB. i/1. № 75).

15 Имена свидетелей подтверждают факт использования Петром из Дусбурга независимо от «Донесения Генриха фон Гогенлоэ» Крушвицкого фальсификата. Грамота скорее всего должна датироваться между 1226 и 1230 гг. (Pollakowna M. Kronika... S. 36).

16 Утверждение Тевтонского ордена папской курией для завоевания Пруссии произошло в 1230 г. В основе данной главы лежит булла папы Григория IX от 12 (или 10) сентября 1230 г. (SRP. I. Р. 38).

17 Фрагмент буллы папы Григория IX от 17 января 1230 г.: «vobis... in remissione peccaminum mjungentes, quatenus ad eripiendum de Prutenorum manibus ten-am ipsam... viriliter procedatis» («вам... во отпущение грехов, доколе будете мужественно выступать... за отвоевание земли сей из рук пруссов») (SRP. I. Р. 38).

18 1 Мак. 3, 58 - 59.

19 Втор. 20,1.

20 Там же, 20, 3-4.

21 2 Пар. 20, 15.

22 1 Мак. 4, 8-11.

23 Там же, 2, 62 - 63.

24 Там же, 2, 50-51.

25 Там же, 2, 64.

26 Там же, 2, 67 - 68.

27 Юлий Цезарь — Гай Юлий Цезарь (102/100 — 44 до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.

Сведения о войнах Юлия Цезаря носят характер типичной для средневековых авторов «ученой» легенды, относящейся к глубокой древности. Такие легенды о войнах и союзах Цезаря с поляками встречаются и в польских хрониках (Виниентий Кадлубек. «Великопольская хроника» // «Великая хроника»... Гл. 4).

28 По мнению издателя хроники М. Теплена, это сообщение наводит на мысль о сведении, содержащемся в «Деяниях готов» Иордана, о вторжении готов и гепидов из Швеции в район Вислы (SRP, I. Р. 39). Этого же мнения придерживался и М. Перльбах (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 110). Реминисценцией легенд о походе готов из Швеции через земли по Нижней Висле к Черному морю считает эти сведения и Я. Поверский (Powierski J. Hugo Butyr... S. 9). Эту точку зрения оспаривал С. Закржевский, склонный, усматривая в девяти братьях реальные исторические личности, считать их не выходцами из Швеции, а жителями Поморья, из замка Швец (Swiec) (Zakrzewski S. Nadania... S.239).

29 Гуго Потир (Hugo Potyre). — Судя по имени, Гуго был иноземцем, но, по-видимому, долго жил в Польше, о чем свидетельствует его прозвище. По мнению М. Перльбаха, Петр из Дусбурга подразумевал здесь какое-то историческое лицо, выходца, как и он сам, с Нижнего Рейна, из Голландии. Гуго Потир (Butynun) упоминается в источниках ХII в. О его походе на Пруссию нет никаких сведений (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 111). Я. Поверский подчеркивает прочные контакты, связывавшие феодалов северных Нидерландов с Тевтонским орденом. В Голландии существовало 15 комтурств Утрехтского баллея (Powierski J. Hugo Butyr... S. 21). С. Закржевский связывал с прозвищем Потир название горы у Хелмно (Butyri). Он полагал, что Гуго имел на горе под Хелмно свой замок, откуда осуществлял походы против пруссов. Возможно, он находился на службе у польских князей. Грамота Конрада Мазовецкого от 1218 г. упоминает Гуго (Hugo bucr или butr(?)), жившего во время правления Болеслава Кудрявого (Zakrzewski S. Nadania... S. 240).

30 Ср.: Суд. 5, 8.

31 Исх. 17,11.

32 Прем. 18, 22.

33 1 Мак. 4, 10 - 14.

34 Там же, гл. 6, гл. 9.

35 Приводимые стихотворные строки рассматривались М. Перльбахом как единое четверостишие. Первый дистих был найден им в сборниках крылатых латинских выражений XVI в. Происхождение второго дистиха установить не удалось (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 114).

36 Цитата из сочинения Григория In Evangelica, lib. II, homll. 35, с. 7 (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

37 Иероним (340 — 420) - один из «отцов церкви», получивший известность своими теологическими сочинениями. Цитируется его послание 22, с. 39 (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

38 Песн. П. 4, 4.

39 Там же, 3, 7 - 8.

40 Пс. 43, 7.

41 Там же, 43, 4.

42 Еф.6.11.

43 Макробий, Амброзии Феодосии (IV — V вв.). — Получил особую известность в эпоху Средневековья своим «Комментарием к “Сну Сципиона" Цицерона». В ХII в., когда известность Макробия достигла своего апогея, это сочинение стало одним из основных источников неоплатонизма, особенно в интерпретации представителей шартрской гуманистической школы (Strzelczyk J. Makrobiusz... S. 147).

Цитируется его «Комментарий к «Сну Сципиона» Цицерона» (I, 8) (Perlbach М. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

44 Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480 — 524) — римский философ, теолог и поэт. Занимал высокое положение на службе остготского короля Теодориха. Оказал широкое влияние на средневековую культуру. Как философ являлся эклектиком, находившимся под влиянием учений Аристотеля, Платона, неоплатонизма и стоицизма, которые он стремился сочетать с принципами христианского вероучения. Основное сочинение Боэция — «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»). Из него и приведенная цитата: «Atqui talia contuleramus anna, quae, nisi prior abiecisses, invicta te flrmitate tuerentur» (Boethius. Consolationes Philosophiae libri quinque / Ed. E. Gothein. Zurich, 1949. P. 42).

45 2 Пар. 9,15 - 16.

46 Сир. 29,16.

47 Еф.6,1б.

48 Августин (354 — 430) — раннехристианский философ. Основное сочинение — «О граде Божием» («De civitate Dei», ок. 418- 426), в котором он развил «теологическое понимание истории» (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 2. С. 636). Августин рассматривал жизнь общества как борьбу двух противоположных царств — грешного (языческого) и божественного. Петру из Дусбурга близка провозглашаемая Августином идея воинствующей церкви, выступающей носительницей добра и праведной войны с язычниками. Предположительно цитата взята из Посланий Григория (кн. IV, поел. 38).

49 Евр.11.6.

50 Map. 11, 23.

51 2 Пар. 20, 20.

52 1 Цар. 17, 45.

53 Там же, 14, 6.

54 Там же, 14,14 - 15.

55 Ср.: 1 Мак. 3, 23.

56 1 Иоан. 5, 5.

57 Иоан. 11,25.

58 Ср.: Мат. 9, 22; Map. 5, 34; Лук. 7, 50; 8, 48; 17, 19; 18, 42.

59 2 Мак. 15,16.

60 2 Цар. 1, 22.

61 Втор. 32, 25.

62 Суд. 7, 14.

63 Иак. 2, 20.

64 2 Пар. 23, 9.

65 Ср.: 2 Цар. 18,14.

66 Кол. 3, 17.

67 1 Кор. 10, 31.

68 Ис. 21, 5.

69 Иис. Н. 8, 18.

70 Там же, 8, 26.

71 2 Цар. 1, 21.

72 Прит. 30, 5.

73 2 Мак. 15,11.

74 Ис. 55, 11.

75 Там же.

76 1 Мак. 3, 3.

77 Еф. 6, 14.

78 Мат. 3, 15.

79 Цитата из сочинения Григория: «In Evangelia», lib. II, homil. 34, с. 2 (Peribach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

80 Сир.2,1.

81 Там же, 4, 32.

82 Пс. 84, 11.

83 Гал. 5,17.

84 Быт. 27, 3.

85 Иер. 51,11.

86 Втор. 32, 23.

87 Быт. 27, 29.

88 Плач 3, 12.

89 1 Цар. 15, 22.

90 Цитата из сочинения Григория «Moralia in Job», hb. XXXV, c. 28, III, 8 (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

91 ...sagio, sagis... (лат.) — тонко чувствовать. Петр из Дусбурга использует при толковании лат. sagitta (стрела) вульгарную этимологию.

92 Цитата из сочинения Исидора «Ethymologiae», lib. 8, с. 9, 14.

93 Ис. 40, 31.

94 Еф. 4, 22, 24.

95 Пс. 102, 5.

96 Ср.: 2 Цар. 1,22.

97 Иов. 6, 4.

98 Бернард — Бернар Клервоский (1090 — 1153), католический теолог, мистик. Монах цистерцианского ордена, с 1115 г. — настоятель основанного им монастыря в Клерво. Был вдохновителем II-го крестового похода (1147). Приводимая цитата — из сочинения «Рассуждения о нравах и обязанностях епископов» (II, § 8) (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

99 1 Тим. 5, 6.

100 Ис. 49, 2.

101 Цитата из Бернара Клервоского «hi adventu Domini sermo» (IV, § 5) (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

102 Мат. 5, 3.

103 Цитата из Бернара Клервоского «In quadragesima sermo» (V, § 7) (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

104 Источник приводимой цитаты не установлен (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 112).

105 Зах. 9, 15.

106 1 Цар. 25, 29.

107 Там же, 17, 49 - 50.

108 Ис. 10, 5.

109 Там же, 10, 24.

110 Ср.: 4 Цар. 4, 29.

111 Ср.: 4 Цар. 4, 29.

112 1 Цар. 17, 38.

113 Иер. 46, 3 - 4.

114 Еф. 6, 17.

115 Ис. 59, 17.

116 Там же, 49, 6.

117 Быт. 48, 22.

118 2 Пар. 15, 7.

119 Бьгг. 15,1.

120 Суд. 3, 1 - 22.

121 1 Цар. 1, 39.

122 2 Кор. 10, 4.

123 В тексте оригинала «plebi». — Единственный случай употребления понятия «plebs» в «Хронике земли Прусской» (Gorlich P. Zur Frage... S. 99).

124 Еф. 6, 13

125 Златоуст (Crisostomus) — Иоанн Златоуст (344/354 — 407) — патриарх константинопольский (398 — 404), проповедник греческой церкви и государственный деятель, одни из влиятельнейших церковных деятелей восточной церкви. Был причислен к лику святых (438). Его день отмечается православной церковью 13 ноября, католической — 27 января (Kunstle К. Ikonographie... S. 161). Приводимая цитата не принадлежит Златоусту. Источник не установлен.

126 Юдифь 7, 5.

127 2 Мак. 14, 22.

128 Еф. 6, 10-11.

129 Ср.: 1 Пет. 5, 8-9.

130 2 Мак. 11, 4-12.

131 2 Кор. 10, 3-5.

132 Паулин (ум. 431) — епископ Нолы. Цитата из послания к Августину (ер. 4) (Peter van Dusburg. S. 88).

133 Лук. 11, 22.

134 Ис. 48, 22; 57, 21.

135 Сир. 44, 6-7.

136 Вар. 3, 13.

137 Прит. 16, 7.

138 Мат. 11, 12.

139 Ансельм из Лана. Glossa ordinaria Mb 11, 12.

140 Юдифь 14, 2 - 3.

141 1 Тим. 6, 15; Отк.19, 16.

142 2 Кор. 6, 4-7.

143 Лук. 2.12.

144 Фогельзанг (Vogelsanck). — В немецкой историографии XIX в. поддерживалась версия, что это первый замок Тевтонского ордена, основанный ок. 1228 г. После сооружения замка Нессау (Nessovia) (см. ниже) был крестоносцами оставлен (Tumler Af. Der Deutsche Orden... S. 198). Расположение замка напротив Торуня подтвердилось документальными источниками (SRP. I. S. 46). Эта версия оспаривалась польским историком С. Куйотом, доказывавшим, что предание о Фогельзанге — всего лишь «этимологический миф», вымысел хрониста (Kujot S. О bajecznym zamku... S. 50 — 52). О роли замков в процессе завоевания Тевтонским орденом Пруссии см.: Arszynski M. Die Deutschordensburg...

145 ...брат Конрад... — Конрад фон Ландсберг.

146 По мнению M. Перльбаха, это поэтическое изречение напоминает строку одного из «Посланий» Горация: «Тот уж полдела свершил, кто начал» (1. К Лоллию. Пер. Н. Гинцбурга) (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 114). В процессе подготовки настоящего издания удалось установить, что это изречение полностью соответствует строке из поэмы Альберта Штаденского «Троил» (Troilus... P. 26).

147 Название Торунь (Thorun) возводилось немецкими историками XIX в. к топониму «Toron», замку Тевтонского ордена в Палестине (Prutz Н. Die Anfange... S. 10). В польской историографии название считается производным от польского «tor» (дорога) и означает «город у дороги» (Gorski К. Zakon Krzyzacki, s. 26 — 27). Замок построен в 1231 г. на правом берегу Вислы. Он был одним из важнейших стратегических пунктов Ордена на Висле в борьбе с Пруссией и Польшей (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 198). Почти одновременно с замком возник город, получивший городское право в 1233 г. от великого магистра Германа фон Зальца. Новый город был основан в 1264 г. Со второй половины ХIII в. он превращается в торговый центр, участвует в морской торговле (Beckherm С. Die Wappen... S. 308). По классификации Г. Бойка, причислялся к так называемой «мостовой» подгруппе «речного» типа (Bonk Н. Die Stadte... S. 124 - 125; Bahr E. Verkehrslinien... S. 57).

148 По мнению M. Перльбаха (Perlbach M. Preussisch-polnische Studien... II. S. 114), это выражение напоминает строки из «Писем с Понта» Овидия:

«Всех нас родная земля непонятною сладостью манит И никогда не дает связь нашу с нею забыть» (З. Руфину. Пер. А. Ларина).

149 Мат. 19, 21.

150 Ис. 51, 3.

151 Нессау (Нешава) — замок, сооруженный Тевтонским орденом в 1230 г. в нижнем течении р. Вислы, недалеко от Фогельзанга, напротив Торуня. Оба этих замка находились за пределами Пруссии. После того как крестоносцы оставили Фогельзанг, Нессау вплоть до XV в. оставался крепостью и комтурством Ордена (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 198).

152 Герман Бальке (Hermann Balk, или Baike) — магистр Славонии и Пруссии с 1233 г., иногда называют 1228 г. (Voigt J. Namen-Codex... S. 3). Предположительно, выходец из Нижней Саксонии. После заключения договора между Конрадом Мазовецким и Тевтонским орденом он в 1230 г. прибыл в Пруссию. С его деятельностью историографы Ордена связывают основание нескольких замков: Хелмно (1232), Мариенвердер (1233), Редин (1234). При его содействии в апреле 1235 г. папа римский объединил Добжиньский и Тевтонский ордена, а осенью того же года при участии папского легата Вильгельма Моденского было заключено соответствующее соглашение с Конрадом Мазовецким. В июне 1237 г. на общем капитуле в Марбурге Герман Бальке был назначен магистром Ливонии, после чего произвел объединение слабого в военном отношении Ордена меченосцев с более сильным Тевтонским орденом. В 1238 г. возглавлял поход против Руси, на Псков. Полагают, что незадолго до смерти он сложил с себя обязанности магистра Пруссии и Ливонии. Умер в Вюрцбурге (?) 5 марта 1239 г. (АВ. Bd. I. S. 28).

153 Иис. Н. 1, 6-9.

154 Дитрих фон Бернхейм (Theodoricus de Bernheim) — маршал Тевтонского ордена в 1230 — 1242 гг. Погиб в сражении при оз. Рензен в 1243 г. (АВ. Bd. I. S. 52). По другим источникам, маршал в 1228 — 1244 гг. (Voigt J. Namen-Codex... S. 5).

155 ...маршал — в Тевтонском ордене лицо, отвечавшее за всю военную сферу. Во время походов, в которых не принимал участия великий магистр, на него и великого комтура возлагалось командование войском и ведение военных операций. Позже резиденцией маршала был Кенигсберг (Die Statuten... S. 103; Milthaler T. Die Grossgebletiger... S. 18; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 425).

156 Елизавета, ландграфиня тюрингская (1207 — 1231) — дочь венгерского короля Эндре II (ум. 1235), жена Людвига IV, ландграфа тюрингского (ум. 1227).

157 Генрих фон Берг (Henricus de Berge) — один из первых братьев Тевтонского ордена, пришедших в Пруссию в 1229 — 1230 гг. Петр из Дусбурга называет его тюрингом. Идентичен ли он Генриху фон Бергове (Heinrich de Bergowe), упоминаемому в 1221 г. во Франконском баллее, точно не установлено (Wojtecki D. Studien... S. 127).

158 Ошибка в хронологии: Герман Бальке был назначен магистром Ливонского ордена в 1237 г., который после его смерти в 1239 г. (т. е. он был магистром не более двух лет) возглавлял Дитрих фон Грюнинген (SRP. I. Р. 48).

159 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) — папа римский (1243 — 1254). Далее цитируется фрагмент буллы, изданной в 1245 г. (CDP. Vol. I. P. 59 - 60)

160 Пилигримы (peregrini). — В Хронике повсеместно понятие «пилигримы» является синонимом понятия «крестоносцы» (crucesignati).

Начинается третья часть [книги]

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4