logo
Петр из Дусбурга

260. О гибели брата дитриха фон эсбеха и троих братьев и многих христиан и язычников

В год от Рождества Христова 1295, за шесть недель до дня Пятидесятницы, пять братьев и 150 человек из Самбии и Наттангии отправились верхом на замок Гарту, и, когда приблизились, хотели они, оставив коней, спуститься по Мемелю на судах; разорив там на берегу одну деревню литвинов, убив и взяв в плен много людей, они отправились дальше. Но язычники, видя это, встретили их с оружием в руках, и, когда завязался бой на воде, пали брат Дитрих фон Эсбех и один брат по прозвищу «из Веринги». Из литвинов же было убито 70 доблестных воинов. После этого братья снова пошли дальше почти до самого замка Юнигеда, а там, когда суда сели на мель и не смогли идти дальше, язычники, нагрянув, убили брата Хенемана по прозвищу Кинг и брата по прозвищу Лист и 25 человек. Прочие с Божией помощью спаслись. [153] Этот брат Дитрих фон Эсбех предрек гибель свою брату Конраду Рыжему, хотевшему, когда он уходил, дать ему своего коня, говоря: «Довольно мне и моего коня, ибо в живых меня больше не увидишь».

261. О ПОТЕРЕ КОНЕЙ БРАТЬЕВ ИЗ РАГАНИТЫ И СОЖЖЕНИИ ПРЕДМЕСТИЙ УПОМЯНУТОГО ЗАМКА И СКАЛОВСКОГО

В тот же год от Рождества Христова, в воскресенье перед Рождеством Иоанна Крестителя, литвины, незаметно и неожиданно придя к острову, находившемуся у замка Раганиты, захватили всех коней братьев и скот. И после, ближайшей осенью, они разрушили предместья обоих замков, а именно Раганиты и Скаловского.

262. О ПЯТОМ ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ И ОТМЩЕНИИ ЗА НЕГО

В тот год Болеслав, князь Мазовии, о котором уже говорилось, сожалея о разрушении замка своего Визны, с помощью литвинов восстановил его. Когда это узнал магистр, то, сильно разгневавшись (ибо он боялся, что для него и его людей, для веры и христиан снова возникнут новые неприятности), повелел всем своим подданным, от старшего до младшего 515, готовиться к войне, чтобы всеми силами препятствовать этому строительству. Но прежде чем войско братьев собралось и рассеялось по разным местам, наттанги по наущению диавольскому возобновили привычное зло, снова совершили грех вероотступничества на поношение Иисуса Христа 516, избрав вождем войска одного человека по имени Сабине. Зачинщиками и главарями этого преступления были Гаувина, Станто, Тринта, Миссино и многие другие, имена которых да будут преданы вечному забвению; для совершения такого злодеяния они устроили так, что вышеупомянутый Станто с несколькими своими сообщниками тайно и коварно пошел на замок Бартенштейн и взял в плен брата Рудольфа по прозвищу Бодемер 517 и брата Фридриха фон Либенцель 518 с их дружиной. А Миссино с людьми похитил из волости Склуниен 519 коней братьев из Кёнигсберга. Остальные, рассеявшись по земле, убивая мужчин тевтонских, захватывали их женщин и детей, нанося церквам и церковным святыням и служителям немалый ущерб. Но Бог, не допускающий, чтобы верующих в Него людей одолевали всякие страхи, но милостью Своей установив мир, обезопасил пределы христианские ото всех врагов; Он божественно просветил в этом вероотступничестве сердца некоторых, раскрывших все тайны этого злодеяния. После этого комтур Кёнигсберга с войском быстро ушел из [154] волости Вохеншторф, собираясь подавить восстание в Наттангии. Когда об этом узнали люди из волости Склуниен, то, движимые раскаянием, они вернули коней братьев из Кёнигсберга, обещая, что будут преданно принадлежать вере и братьям. Другие вернули пленников, и вот земля Наттангии успокоилась в мире. Но когда комтур Кёнигсберга со своим войском, как говорилось, ушел, то самбы, и особенно крестьяне, составили заговор, чтобы убить всех своих нобилей, а после с оружием в руках напасть на братьев и христиан, избрав себе в военачальники одного юношу по имени Наудиота, сына Йодуте 520, который на сей раз, не осмеливаясь перечить, нехотя согласился. Но спустя 14 дней в присутствии магистра и братьев в замке Кёнигсберг он выдал все тайны этого вероотступничества и поименно — главных зачинщиков. Вот почему магистр и прочие, полагая, что безнаказанность преступлений приумножает попытки к совершению проступков, повелел всех тех, кого счел участниками этого ужасного преступления, предать разным карам по праведному суду Божиему, и вот мир снова вернулся к христианам.

263. ОБ ОДНОМ БРАТЕ

В то время один брат в замке Вельсайс, умирая от недуга и преклонив голову на колена 521 священника брата Дитриха, долгое время находился в забытьи и видел многие чудеса. Наконец, придя в себя, он сказал: «Господин Дитрих, прочтите мне: "Иисусе Христе, сыне Бога!"» После этого он точно предрек день и час смерти своей.

264. О ПРИБЫТИИ БРАТА КОНРАДА, ВЕЛИКОГО МАГИСТРА 522

В то время, когда еще не прекратилось вероотступничество пруссов, брат Конрад фон Фейхтванген, великий магистр дома Тевтонского, пришел в землю Прусскую и, видя, что она одолеваема множеством волнений, укрепляя братьев словами и спасительными увещаниями, утешил их чудесными дарами.

265. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА КИМЕЛЬ 523

Вскоре после брат Людвиг фон Либенцель с несколькими братьями и 200 мужами пошел, чтобы штурмовать один замок, но предводитель войска, заблудившись, прошел мимо него, и, когда, возвращаясь, он вышел на верную дорогу, войдя в него, никого в нем не нашел, так как люди, жившие в нем, завидя войско братьев, ушли в леса, не будучи в состоянии и не имея желания выдерживать их штурм. Итак, спалив замок, братья в [155] гневе ушли. Но Бог, не желая, чтобы усилия их пропали даром, напротив — сочувствуя их пламенному желанию, устроил так, что невдалеке они увидели сильный замок, называемый Кимель, который братья не раз пытались всеми силами, своими собственными и своих людей, разрушить, хотя им это не удавалось. Мощным натиском войдя в него, убив жителей, они, разведя огонь, дотла сожгли его.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4