logo
Петр из Дусбурга

8. Об оружии плотском и духовном

Написано в Песни Песней, что на столпе Давида висело оружие сильных 38, а в Книге Премудрости, что 60 сильных из сильных Израилевых, все держащие по мечу и опытные в бою, окружали одр Соломона, у каждого меч при бедре его ради страха ночного 39. Из чего можно заметить, что стражи главы Иисуса Христа должны иметь оружие, которым бы они защищали оплот веры после изгнания покушавшихся и охраняли бы одр мира и покоя святой матери церкви. Но ведь Иудифь славится тем, что убила Олоферна не действием оружия, но добродетелью; кто уповал на лук свой и меч его спас его? 40 Или кто мечом своим приобрел землю? 41 Посему, как учит апостол, мы также должны облечься во всеоружие [22] Божие 42, т. е. в добродетели, которые только, как говорит Макробий 43, и создают блаженного человека, и силой охраняют обладателя своего. Этим оружием добродетели мы должны также оберегаться от врагов, как говорит Боэций: 44 «Мы принесли тебе такое оружие, которое, если только преждевременно не отбросишь его, будет оберегать тебя необоримой крепостью». Об отдельных же видах оружия, плотского и духовного, между собой символически соотносящихся, о которых упоминает Священное Писание и которыми надлежит сражаться в этой новой войне Господа, излагается здесь.

О длинном щите

О щите говорится, что Соломон сделал 200 больших щитов и 300 щитов меньших 45, и Екклесиаст говорит, что вера лучше крепкого щита защитит тебя против врага 46. Под щитом разумей веру, о чем Павел говорит: «А паче всего возьмите щит веры» 47, который есть основа всех добродетелей; без него, как говорит Августин 48, любая добродетель засыхает, словно ветвь без добродетели корня; и как говорит Павел: «А без веры угодить Богу невозможно»; 49 но когда она есть, то с нею приходят к нам все блага. Вот почему говорит Господь: «Имейте веру Божию; ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "Поднимись и ввергнись в море", и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет» 50. Вот какова сила веры. Это необоримый щит, которым Иосафат, царь Иудеи, ободрял трепещущий народ, говоря: «Верьте Господу, Богу нашему, и будете тверды и будет успех вам»; 51 вот почему случилось так, что Аммонитяне и Моавитяне, обратившиеся друг против друга, погибли от взаимно нанесенных ран, ибо не уцелел ни один, кто мог бы избежать смерти. Великой веры было исполнено слово, когда Давид перед сражением с Голиафом сказал: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа» 52, и предал его Господь в руки его. О, какова была вера в Ионафане и Иуде Маккавее, когда они сказали: «Для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих» 53. Здесь Ионафаном и оруженосцем его были убиты 20 человек на половине поля, обрабатываемого парой волов в день, и произошел ужас в народе 54 Филистимлян. И поражен был Сирон Иудой и войском его 55. Вот победа, побеждающая мир: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть сын Божий; 56 он говорит: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» 57. Итак, вновь и вновь обдумывай весь текст Евангелия, и словно обоюдное спасение плоти и духа ты найдешь, что приговор Господа утверждает: «Вера твоя спасет тебя» 58. [23]

О мече

Говорится о мече, что Иеремия простер десницу и дал Иуде меч, говоря: «Возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов 59 народа моего израильского». Этот меч, о могучие рыцари Христовы, словно меч Саула, никогда не вернется даром, 60 ибо наполнится врагами креста Христова: отвне будет губить их меч, в домах — ужас — и юношу, и девицу, и грудного младенца, и старца 61, чтобы когда бы ни встретился с ними кто-либо из врагов, они бы всегда сказали: «Это не иное что, как меч Гедеона» 62, т. е. рыцарства христианского. Под мечом разумей праведные дела, ибо вера без дел мертва 63. Если иное оружие защищает тело от вражеского удара, то меч направлен на дело, коим повергается противник, и так как он обоюдоострый, то и праведные дела, с одной стороны, защищают совершающего их от смертного греха, с другой — ведут к вечной радости.

О копье

Говорится о копье, что раздал Иодай, священник, начальникам сотен, стоявших на страже дома Господня, копья 64. Это копья, которые Иоав, предводитель войска, вонзил в сердце Авессалома 65, преследовавшего отца его Давида. Под копьем, которое прямо, разумей искреннее намерение, и по учению апостола: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа 66, и едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» 67. Посему копье выступает воздаянием и заслугой любого дела, ибо никогда злое намерение не породит благого дела, и наоборот.

О круглом щите

О щите повелевает Исайя: «Вставайте, князья, мажьте щиты» 68. И сказал Господь Иисусу: «Простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои» 69, и там же далее: «Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая» 70. Пусть избранные воители поступают так, а не как Саул, о котором говорится в Писании, что повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем 71 . Под щитом разумей слово Божие, наставляющее нас во всех благих делах, о чем говорится: «Слово Бога — это огненный щит всем, уповающим на Него» 72. Он потому называется огненным, что защищает ото всех огненных стрел диавола. Говорится об этом, что Иуда Маккавей каждого из своих людей вооружил не щитами и копьями, но убедительными добрыми речами 73. Но они потому называются убедительными добрыми, что слово Божие [24] исполняет то, что угодно Богу, и совершает то, для чего оно послано 74. Если оно не воздает одному, то приносит пользу другому; никогда не возвращается тщетным 75.

О броне

Говорится о броне, что Иуда Маккавей облекался бронею как исполин и защищал ополчение свое 76. Под броней разумей праведность, о которой говорит апостол: «Облекитесь в броню праведности» 77. Эта праведность воздает каждому свое, Богу — смирение покорности, о чем говорит Господь: «Так надлежит нам исполнить всякую правду»; 78 близкому — сочувствие, почему Григорий говорит: «Истинная праведность имеет сочувствие, ложная — негодование; себе — усмирение плоти, ибо праведно, что плоть словно служанка под ярмом души» 79, почему говорит Екклесиаст: «Сын мой, если ты приступаешь служить Богу, приготовь душу твою к искушению» 80, — и несколько далее продолжает: «Подвизаться ради истины значит жертвовать ради души твоей и подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» 81. И тогда дополнится это в псалме: «Правда и мир облобызаются» 82, в противном случае не будет мира, но плоть всегда желает противного духу, а дух — противного плоти 83.

О луке и колчане

О луке и колчане сказал Исаак сыну своему Исаву: «Возьми орудия твои, колчан твой и лук твой» 84.

О стреле

О стреле говорит Исайя: «Господь возбудил дух царей мидийских против Вавилона, наполняйте колчаны стрелами»; 85 да исполнится слово Господа над врагами креста Христова: «Соберу на них бедствия, и истощу на них стрелы Мои» 86. Под этими тремя разумей три те, что лежат в основе всякой религии, а именно: смирение, непорочность и нищету. Луком обозначается смирение, ибо как он гнется, сгибается и распрямляется, не ломаясь, так набожный среди удачливых и противников равнодушно и безропотно должен сгибаться и распрямляться смирением. Об этой гибкости смирения Исаак, благословляя сына своего Иакова, говорит: «Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей»; 87 как может сказать смиренный с Исайей: «Натянул лук Свой Господь и поставил меня как бы целью для стрел» 88. О, как упруго напрягается лук этого смирения там, где верующий в сражении, видя, что ему угрожает смерть, не смеет [25] отступить. Здесь послушание лучше жертвы 89, ибо, как говорит Григорий, жертвой чтится чужая, смирением собственная плоть 90. Под стрелами подразумевается непорочность, ибо как стрела, говорят, происходит от sagio, sagis 91, т. е. «действовать мудро» или «пророчествовать», так подобает человеку, чтобы он мог жить в непорочности, мудро направлять в соответствии с душой своей естественную силу против чувства плоти, всегда имеющего склонность к дурному, и надлежит ему пророчествовать, т. е. исполниться Бога 92, ибо стать непорочным можно только по воле Божией. Как стрела движется двумя перьями наподобие птицы, чтобы быстро поражать врага, так и непорочность, чтобы издревле непорочностью поражать врага, пользуется двумя стрелами, каковые суть обновление старой жизни и польза обновления. Об этих двух перьях говорит Исайя: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе» 93, а именно поменяют плотскую на духовную, оперятся, как орлы, которые, если хотят обновиться, сбрасывают старые перья и покрываются новыми. К этому нас призывает апостол, говоря: «Отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекитесь в нового человека, созданного по Богу» 94. И так обновится, подобно орлу, юность твоя 95, и ты полетишь в совершенстве непорочности и не погибнешь, ибо стрела Ионафана никогда не возвращается назад 96. Итак, может сказать плоть непорочного человека с Иовом: «Стрелы Вседержителя во мне, яд их пьет дух мой» 97, а именно роскоши. Каково возмущение непорочности против роскоши и как оно возмущается, знает только тот, кто это испытал. О пользе обновления говорит Бернард: «Что прекраснее непорочности, делающей чистого из зачатого в нечистом семени, близкого — из врага, наконец, — ангела из человека?» 98 Также Иудифь мужественно действовала и убила Олоферна и освободила народ Божий от опасностей, потому что любила непорочность. О как прекрасно и полезно непорочное поколение! Колчаном, который предназначается, чтобы хранить стрелы, обозначается нищета, ибо как стрела скрывается и сохраняется в колчане, так и непорочность — в нищете, ибо сластолюбивая вдова заживо умерла 99. Вот почему непорочность может сказать то же, что и Исайя: «И соделал Меня Господь стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня» 100. И недостаточно этой нищеты набожным, о чем говорит Бернард: «Они хотят быть нищими при условии, что ни в чем не будут терпеть недостатка, и так они почитают нищету, чтобы не испытывать никакой нужды»; 101 но та добровольная полная лишений нищета, о которой говорит Господь: «Блаженны нищие духом» 102, что, по Бернарду, означает с намерением и желанием духовным ради одного лишь благоусмотрения Божиего и спасения души 103. Это были колчаны рабов Адраазара, что означает [26] «главнейший разделитель», ибо он отделяет нищету от богатств. Эти колчаны нес Давид пред лицом Незабвенного, Христа, в котором и ангелы желают провидеть, т. е. перенес в этот мир и принес их в Иерусалим, где Он нагой был распят на кресте, чтобы мы шли по следам нищеты Его. Эта нищета врачующая, ибо, как говорит Григорий 104, тех, кого поразит болезнь гордыни, излечивает лекарство нищеты: ибо нищета убивает гордыню и душит двух адских пиявок — жадность и роскошь.

О праще

О праще говорится у Захарии: «Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни» 105. Читаем и в Книге Царств, что душу врагов Давида бросит Он как бы пращою 106. Это праща, из которой Давид бросил камень, и поразил Филистимлянина в лоб, и вонзился камень в лоб его, и он упал лицом на землю, и одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и убил 108 оглушенного Филистимлянина.

О жезле

О жезле говорит Господь через Исайю: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич»; 108 и несколько далее продолжает: «Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет» 109. О духовном значении жезла и пращи написано, что Давид, собирающийся сразиться с Голиафом, нес посох, который всегда имел при себе, и выбрал пять гладких камней, которые положил в пастушескую сумку, а пращу нес в руке, и убил вооруженного Филистимлянина 110. Под вооруженным Филистимлянином разумей диавола, готового к искушению. Будь же ты Давидом с крепкой рукой, кающимся, и всегда имей при себе жезл Святого креста и выбери пять камней, т. е. пять ран Христовых, и положи их в пастушескую сумку, т. е. в душу твою, и обмотай руку пращой, т. е. воспоминаниями всего этого, и порази его, чтобы он не одолел тебя во искушении. Более того, если только этот жезл Святого креста по совету пророка Елисея будет положен на лице мертвого ребенка 111, т. е. живущего как ребенок, во грехе, он оживет.

О шлеме

О шлеме говорится, что одел Саул Давида в свои одежды и возложил на голову его медный шлем 112. И сказал Господь через Иеремию: «Вступайте в сражение; седлайте коней и садитесь, всадники, и становитесь в шлемах» 113. Шлемом обозначается спасение, которое человек получает от Бога от этого оружия добродетелей. [27] О чем говорит апостол: «И шлем спасения возьмите»; 114 а Исайя: «Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою» 115. О, в какой безопасности будешь ты пребывать в сражении, если оградишься этим оружием, и будет тебе Господь Бог спасения твоего, спасение твое до концов земли 116. Это — оружие, которым один участок патриарх Иаков взял из рук Аморреев мечом и луком и дал его сыну своему Иосифу 117, которым и сыны Израиля Святую землю, разоренную захватчиками, обрели, а Давид победил врагов царства своего, а Маккавеи восстановили разрушенный святой град Иерусалим и очистили храм Божий, оскверненный нечистотами язычников, убив врагов. О доблестнейшие рыцари и славные воители, облекитесь этим оружием и отомстите за поругание распятого Господа и отвоюйте Святую землю, обетованную христианам, занятую язычниками! Укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши в битве. Потому что есть возмездие за дела ваши 118, то возмездие, о котором Господь сказал Аврааму: «Награда твоя будет велика» 119. Если вас пугают трудности, зрите награду, зная, что как пороки никогда не бывают безнаказанными, так и добродетели не остаются без награды, и наградой добродетели будет Тот, кто дал добродетель.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4