logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Саудовская Аравия

История Саудовского королевства уходит корнями в XVIII в., когда клан Саудидов и ортодоксальная исламская секта ваххабитов образо­вали союз. К началу XIX в. ему удалось не только овладеть святыми местами ислама — Меккой и Мединой, но и создать угрозу Сирии и Ираку, входившим тогда в состав Османской империи. Хотя еги­петский паша Мохаммед Али отбросил Саудидов обратно в пустыню, они не исчезли.

Молодой король княжества Неджд Абдель Азиз ибн Сауд начал в XX в. вооруженную борьбу с соседними кланами за объединение, и к январю 1926 г. ему удалось создать единое государство — Хиджас, Недж и присоединенные области. С 1932 г. оно стало именоваться Ко­ролевством Саудовская Аравия.

Страна занимает огромную территорию на Аравийском полуост­рове, свыше 80% общей площади, однако численность проживающе­го там населения сравнительно невелика — менее 20 млн. человек, из них свыше 7 млн. составляют иностранцы.

Саудовская Аравия стала символом богатства после Второй миро­вой войны, когда в 1950 г. правительство заключило с американской компанией «Арамко» соглашение о добыче нефти. Соглашение пре­дусматривало раздел прибыли в равных долях, что было значительно щедрее обычных условий, предлагавшихся нефтедобывающими ком­паниями. Очевидно за этим стояло стремление американцев любыми способами проникнуть в зону британских нефтяных интересов. Очень скоро в Саудовскую Аравию потекли несметные богатства, и страна стала преображаться.

Согласно саудовским традициям, трон передавался по наследству сыновьям Абдель Азиза, которые имели преимущественное право перед внуками. Абдель Азиз умер в 1953 г., ему наследовали король Сауд (1953-1964), король Фейсал (1964-1975), король Халед (1975-1982). С июня 1982 г. королем стал Фахд. Формально он является также пре­мьер-министром (Совет министров создан в 1954 г.), но непосредст­венное руководство правительством фактически осуществляет наслед­ник престола, принц Абдалла. Сейчас королевский клан в Саудовской Аравии насчитывает свыше 30 принцев и почти 6 тыс. родственников короля, занимающих важные места в административной иерархии го­сударства.

Консервативный характер режима, твердые антикоммунистичес­кие позиции, вероятно, определили стратегический союз Саудовской Аравии с США. Этому не могли помешать даже дружба США с Изра­илем и Ираном, хотя саудовцы неизменно выступали против полити­ки этих двух стран на Ближнем Востоке.

Характерной чертой внешней политики стала вражда королевского клана Саудовской Аравии с Хашимитами, королевской династией по­томков шерифа Мекки, свергнутого в свое время Абдель Азизом. Ха-шимиты правили в Ираке до 1958 г. и по сию пору правят в Иордании. Тем не менее консервативный характер хашимитской и саудовской ди­настий в моменты противостояния «социалистическим устремлениям» Г.А. Насера в Египте имел превалирующее значение. В 1957 г. саудовцы поддержали короля Иордании Хусейна в борьбе с пронасеровскими элементами в его стране.

Отношения Саудовской Аравии с Египтом были довольно прохлад­ными, особенно в годы правления президента Г.А. Насера. Среди главных причин можно выделить следующие: 1) антиамериканизм Насера, 2) гражданская война в Йемене, в которой оказались заме­шанными обе страны (Египет и Саудовская Аравия), 3) конкуренция за лидерство в арабском и мусульманском мире. Еще в 1958 г. король Саудовской Аравии был обвинен в подготовке покушения на египет­ского президента.

Во второй половине 1960-х гг. Насер явно утрачивал инициативу, особенно после неудач египетского экспедиционного корпуса в Йемене и войны 1967 г. с Израилем. В то же время король Саудовской Аравии Фейсал упрочивал свое положение в мусульманском мире. Он стал налаживать отношения с Ираном, совершив официальный визит в Багдад в 1965 г., принял шаха в Мекке в 1968 г. В 1969 г., на Совеща­нии арабских стран в Рабате по настоянию Фейсала, была создана Организация «Исламская Конференция» (ОИК).

С 1970-х гг. отношения Саудовской Аравии с Египтом улучшают­ся. В июне 1971 г. состоялся визит короля Фейсала в Каир, в мае 1973 г. на перевооружение египетской армии Саудовская Аравия вы­делила 250 млн. ф. ст.

После 1973 г. доходы от нефти резко возросли и уже через 4 года увеличились в 10 раз. Нефть стала грозным оружием, богатства Сау­довской Аравии достигли невиданных размеров: к 1977 г. по расходам на вооружение страна обогнала Иран. Только в 1980 г. было закуплено американского оружия на сумму 2 млрд. долл. В 1981 г. страна получи­ла доходов от нефти на сумму свыше 118 млрд. долл. К 1990 г. саудовцы сконцентрировали треть мировых финансовых ресурсов (без учета СССР). Они располагали четвертью разведанных запасов нефти всего мира при относительно низких затратах на добычу. Все это способст­вовало огромному росту международного престижа королевства среди мусульманских стран.

По времени это совпало с кэмп-дэвидской политикой А. Садата в Египте, в результате чего он был изолирован в арабском и мусуль­манском мире и даже исключен из Лиги арабских государств и ОИК. Место лидера прочно заняла Саудовская Аравия, что проявилось в на­чале 1981 г., когда в Мекке состоялась встреча глав 42 мусульманских государств Северной Африки и Южной Азии.

Однако в последние десятилетия наблюдаются симптомы неста­бильности. Появились сомнения, удастся ли сохранить исторический союз клана Саудидов с ваххабитским исламом. Еще в 1979 г. племя отенба захватило святые места в Мекке и удерживало их в течение двух недель, выражая таким образом протест против коррупции и на­рушений морали в обществе. Это совпало с волнениями шиитского меньшинства в стране; шииты составляют около 10% населения, но они являются основной рабочей силой на местных нефтепромыслах. Шииты были взбудоражены призывами иранского лидера Хомейни и требовали введения еще более жестких норм ислама. Правительство вынуждено соблюдать строгие нормы шариата, что затрудняет наем ра^ бочей силы из неисламских стран, а потребность в этом есть. Во вре­мя хаджа 1989 г. в Мекке возникли беспорядки, во время которых по­страдали несколько десятков паломников.

В ближайшем будущем могут возникнуть серьезные проблемы с престолонаследием, когда на смену поколению родных братьев при­дет куда более многочисленное поколение принцев — двоюродных братьев; будет несравненно труднее определить иерархию. В 1992 г. королем были изданы три указа — «Основы системы власти», «Поло­жение о консультативном совете» и «О системе территориального ус­тройства». Это — попытка закрепить общие принципы государствен­ного устройства и управления страной.

В 1993 г. созван Консультативный совет, состоящий из 90 членов, назначаемых королем на 4 года. Он призван разрабатывать рекоменда­ции правительству по вопросам социально-экономического развития, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям на предмет их соответствия установлениям ислама.

Но наибольшую озабоченность руководства страны вызывают во­просы обеспечения внешней безопасности. Страна, располагающая столь огромными богатствами, притягательна для любого агрессора. Поэто­му Саудовская Аравия вынуждена тратить на нужды армии 15% своего бюджета. Этим и объясняются ее четкие антииракские заявления в пе­риод кризиса в Персидском заливе. Страна занимает и стратегически очень важные позиции — практически контролирует Ормузский про­лив, по которому ежедневно проходит свыше 140 морских судов. Бес­покойство Саудовской Аравии вызывает политика, проводимая други­ми государствами Аравийского полуострова.

Доходы от нефти позволяют стране сохранять высокие темпы про­мышленного развития — экспорт нефти приносит свыше 50 млрд. долл. в год. Развивается промышленность, инфраструктура, производ­ство сельскохозяйственной продукции, страна экспортирует овощи, пшеницу, мясо птицы, куриные яйца и другие продукты. Экономиче­ские планы составляются при активном участии консультативных компаний США.

С 1996 г. Саудовская Аравия осуществляет VI пятилетний план. Его особенностями являются: курс на сокращение субсидий нерентабель­ным отраслям, сбережение водных ресурсов. Это привело в последние годы к резкому сокращению уровня сельскохозяйственного произ­водства. Иностранный капитал привлекается, но в стране действует правило: как минимум 51% капитала должен принадлежать саудовцам; впрочем, целью привлечения являются вовсе не финансовые ре­сурсы, а умение осваивать новейшие технологии.

Отношения с США имеют первостепенное значение для Саудов­ской Аравии. После известных событий 11 сентября в США, когда выяснилось, что 15 из 19 угонщиков оказались гражданами Саудов­ской Аравии, в прессе появились сообщения о связях руководителей теракта с представителями элиты Саудовской Аравии. Они знали, как утверждают американцы, и о подробностях терактов против американ­ских военнослужащих в ноябре 1995 г. в Эр-Рияде, и о взрыве жилого комплекса в Дахране в июне 1996 г. Имеются сведения о контактах секретной службы Саудовской Аравии с движением «Талибан» и «Аль-Каидой» еще с 1995 г., даже о том, что в 1996 г. было решено выплачи­вать «отступные» бен Ладену. Сообщается, что саудовцы обещали не выдавать членов «Аль-Каиды» США и не закрывать ее тренировочные лагеря, расположенные на территории страны. Эксперты Пентагона поговаривают об ультиматуме с требованием немедленного прекра­щения поддержки терроризма.

Разумеется, это еще не официальная политика Белого Дома, но яв­ный симптом охлаждения отношений. Подданные Саудовской Ара­вии уже отозвали из США свои капиталовложения, общей суммой 200 млн. долл., что весьма показательно. В настоящий момент амери­канцы — родственники погибших 11 сентября — подают иски на сот­ни миллионов долларов против членов саудовской королевской семьи.