III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
В Африке проживает около 500 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык. Когда европейцы делили Африку, создавая свои колониальные империи, они не обращали внимания на этническое многообразие. Но с обретением независимости бывшими колониями выяснилось, что в рамках новых независимых государств проживают различные народности, отношения между которыми в силу разных причин складывались напряженно.
Более того, некоторые крупные народы оказались разделенными государственными границами, что могло бы привести к территориальным спорам и конфликтам. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) в 1964 г. приняла решение утвердить границы, оставшиеся от колониальных времен. Этот принцип был признан всеми правительствами африканских стран, но межэтнические конфликты тем не менее, разгораются постоянно.
Если в сельской местности население в основном моноэтнично, то африканские города, наоборот, стали привлекать представителей разных народов и племен. Выходцы из деревень селились в городах землячески, т. е. племенными коллективами, образуя из «своих» соответствующие городские кварталы. Они оказывали поддержку политикам и военным родом из тех же мест и племен, что зачастую провоцировало внутренние конфликты.
За всеми внутренними конфликтами в Африке так или иначе стоит именно межплеменная рознь — трибализм, хотя внешне это может быть оформлено как «политические интересы». Так было, например, в Анголе, где длительное время шла борьба между властями Луанды (ориентировавшимися на социализм и СССР) и Жонасом Савимби, лидером УНИТА (ориентировавшимся на капитализм и поддержку Запада). Если присмотреться повнимательнее, за этим противостоянием можно увидеть именно межплеменные конфликты.
Став независимыми, африканские государства представляли собой такое многообразие языков, этнических групп, религиозных верований и культур, что мало походили на монолитные государственные формирования, которыми выглядели на политической карте.
Типичным для Африки примером межплеменного конфликта является бывшее Бельгийское Конго (Заир). Сразу же после провозглашения независимости в I960 г. там начались беспорядки, вызванные соперничеством политиков, опиравшихся на различные племена и народности.
Когда в 1964 г., казалось бы, было покончено с попытками отделения богатой провинции Катанга, возникли проблемы в других районах страны, в частности, произошел мятеж Пьера Мулеле в Восточной провинции, который был подавлен в 1966 г. диктатором Мобуту.
Но уже в 1967, г. в Катанге вновь была предпринята попытка отделиться. То же произошло через 10 лет, в 1977 г., когда в той же провинции восстала народность балунда, объявив о создании Фронта национального освобождения Конго. Этот конфликт вызвал международное вмешательство, в том числе были введены и контингенты войск Марокко, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Того и Габона.
Но это не могло устранить главной причины — страна все больше погружалась в хаос, экономика и инфраструктура разваливались, государственные сферы охвачены коррупцией, жизненный уровень населения беспрерывно падал, губернаторы провинций фактически стали независимыми; средняя продолжительность жизни сократилась до 40 лет.
В мае 1997 г. Мобуту был наконец свергнут в результате восстания. Во главе страны встал Лоран-Дезире Кабила, личный друг П. Лумумбы и Э. Че Гевары. Ему оказали поддержку соседние государства — Уганда, Руанда, Бурунди. Но в июле 1998 г. Кабила поссорился с представителями народа тутси, проживающим на Востоке Конго, среди которого было много беженцев из этих стран.
В августе 1998 г. против режима Кабилы начался мятеж, поддержанный Угандой, Руандой и Бурунди, которые направили в Конго свои войска. На помощь правительству пришли Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад и другие страны.
Так началась эта африканская война, которая тянется до сих пор. Почти половину территории Конго ныне контролируют мятежники. По некоторым данным, от военных действий уже погибли свыше 1 млн. 700 тыс. человек.
Проблема взаимоотношений между тутси и хуту давняя. Более высокорослые тутси всегда считали себя и более аристократичными. В Бурунди после выборов 1993 г. господство тутси было свергнуто, но началась резня народа хуту. В следующем 1994 г. тутси двинулись из соседней Уганды в Руанду и устроили резню хуту, по некоторым данным, погибли около 1 млн. человек. В настоящий момент тутси по-прежнему правят в Руанде и Бурунди и угнетают хуту.
В 2001 г. ситуация осложнились еще больше: в январе убит сам глава режима Л.-Д. Кабила; власть перешла к его сыну Джозефу Кабиле, командующему сухопутными войсками. Пока конца войне не видно, всякие попытки заключить перемирие кончаются неудачей. В 2002 г. Зимбабве объявила о выводе своих войск. Но в мае того же 2002 г. обострилась ситуация на востоке страны в связи с активизацией так называемой Патриотической армиии Руанды. Недавно СБ ООН продлил мандат международных сил до 30 июня 2003 г. (МООНДРК).
Не менее трагичной стала и судьба Нигерии, самой многонаселенной страны в Африке. Бывшая британская колония представляла собой смешение различных народов, религий и культур. На Севере проживали два народа — фулани и хауса, между которыми существовал давний конфликт; на Западе — народ йоруба; в южной части в основном проживали ибо — люди очень энергичные.
С начала XX в. ибо стали заселять и Север, и Запад. После провозглашения независимости в 1960 г. уроженец Северной Нигерии занял пост премьер-министра, представитель народа ибо — пост президента, а лидер Западной Нигерии — вождь Обафеми Аволово — сформировал оппозицию в парламенте.
Но вскоре такой расклад изменился: союз Севера и народа ибо распался; Аволово был смещен вождем Акинтолой, который стал склоняться к союзу с Севером. С января 1966 г. в столице Нигерии Лагосе прошла череда государственных переворотов, в результате которых власть захватил полковник Якубу Говон, уроженец Севера и христианин. Он начал осуществлять некоторую либерализацию режима, собрал в Лагосе конференцию представителей всех народов Нигерии.
В мае 1967 г. губернатор Восточной Нигерии Одумегву Оджукву объявил о создании независимого государства народа ибо -- Биафры. Началась долгая Гражданская война, в ходе которой погибли многие сотни тысяч мирных жителей. Федеральная армия Нигерии, численность которой возросла до 220 тыс., постепенно брала верх, но конфликт затянулся до 1970 г. СССР и Великобритания поддерживали правительство Нигерии, Франция и некоторые африканские государства — Биафру. В январе 1970 г. Биафра капитулировала.
Вскоре, казалось бы, наступили благодатные времена, поскольку Нигерия входила в шестерку мировых производителей нефти. После повышения мировых цен на нефть странами ОПЕК в 1973 г. темпы экономического роста в Нигерии достигли 7% в год. Но в 1980-е гг. последовал резкий спад, доходы на душу населения сократились в 4 раза. Это повлекло за собой обострение внутриполитической ситуации, Якубу Говон был свергнут уже в 1975 г. В настоящее время в стране беспрерывно происходят государственные перевороты, что отражает сложную этническую структуру общества.
Почти все африканские государства стали республиками, а в качестве национальных языков утверждены языки бывших метрополий. Это произошло ввиду сложной этнической структуры стран, иначе любой вождь, став королем, сразу же восстановил бы против себя все прочие племена и народы. Кроме того, во всех африканских государствах есть парламенты, через которые демократическим путем должны проявляться интересы различных народов и племен. Политические партии в Африке складывались в основном по этнически-племенному принципу. В этом — специфика общественных связей: любой человек, сделавший карьеру, должен был окружать себя родственниками и соплеменниками, которые составляли его политическую опору.
Казалось бы, парламентская демократия соответствует этническому многообразию Африки, тем более что представители элиты хорошо знакомы с историей парламентских традиций в Европе. Внешне в африканских странах присутствовали все атрибуты демократии: выборы, президенты, конституции, гарантирующие населению демократические свободы. Но на деле все обстояло иначе: почти повсеместно утверждались однопартийные режимы, значительная часть этнических групп отстранялась от власти, или им предлагалась лишь небольшая доля формального участия. Во всяком случае почти везде оппозиция низводилась до уровня зависимого младшего партнера.
Это предопределило частую смену власти в африканских странах, постоянные политические кризисы. Единственным хорошо организованным государственным институтом в Африке является армия. Она вынуждена постоянно вмешиваться в политическую жизнь, регулярно устраивая военные перевороты.
Первый успешный государственный переворот произошел в Того в 1963 г., когда был убит президент Сильванус Олимпио. Затем последовали аналогичные события в бывшем французском Конго, Бенине, Габоне, Заире, Верхней Вольте, Гане — до 1968 г. в Черной Африке произошли 64 военных переворота.
В конце 1960-х гг. ситуация усугубилась — лишь одна Дагомея (Бенин) пережила 6 переворотов; на них просто перестали обращать внимание. В 1970-е гг. военные перевороты были в Африке главным средством смены власти. Выборы же никакой роли не играли; как говорили на Западе, в Африке они проводились по принципу: «Один человек — один голос — один раз».
Поскольку длительное время сохранять военный режим практически невозможно, через определенное время армия передает власть гражданским лицам или организует выборы, где побеждает ее ставленник. Через несколько лет ситуация вновь повторяется — таковы реалии политической жизни в странах Африки. Даже когда военные не становились арбитром в конфликте политиков, парламентская демократия западного типа сворачивалась уже через несколько лет. Примерно в тридцати самых бедных государствах мира в Африке была введена однопартийная система, а президенты обладали фактически абсолютной властью.
В Африке утвердился авторитарный стиль правления; несколько такого рода руководителей находились у власти в течение почти трех десятков лет, вплоть до 1990 г.: Мобуту — в Конго, Уфуэ Буаньи — в Кот-д'Ивуаре, Хестинг Банда -— в Малави. Лишь в 1990-е гг. наметились некоторые перемены: в 1991 г. первые свободные президентские выборы проведены в Бенине; в Замбии в том же году президент Кеннет Каунда, находившийся у власти в течение 27 лет, также не был избран на новый срок.
В политической жизни Африки уже в 1960-е гг. стали доминировать насилие, мракобесие и тирания. В Бурунди два премьер-министра были убиты один за другим. Президент Бенина лично убил своего министра внутренних дел. В Народной Республике Конго по телевидению был показан труп высшего военного чина с заткнутым долларами ртом. В Экваториальной Гвинее, где в 1968 г. президентом стал Франциско Масиас Нгуэма, началась настоящая резня: президент лично избил до смерти своего министра внешних сношений; так он поступал и отношении других подчиненных вплоть до своего свержения в августе 1979 г.
Еще более одиозный случай произошел в Центрально-Африканской Республике. Командующий армией Бокасса в 1966 г. был провозглашен пожизненным президентом, а в 1977 г. он объявил себя императором, а страну — империей. По сему случаю в декабре 1977 г. была устроена пышная церемония коронации, на которой присутствовали 35 тыс. иностранных гостей. Шикарный трон в виде орла, корона, украшенная 2 тыс. бриллиантов, императорские регалии и пр. — все это обошлось стране в одну пятую часть ее годового дохода.
Бокасса «прославился» безудержным насилием и самодурством: в 1979 г. он лично участвовал в убийствах 80 детей, ударил императорским скипетром по голове личного посланника президента Франции. Только после вмешательства французских войск он был свергнут 9 сентября 1979 г. Диктатор получил политическое убежище в Береге Слоновой Кости, но был заочно обвинен в каннибализме, убийствах, махинациях с золотом и бриллиантами.
Во многих африканских странах распространены колдовство и связанные с этим ритуалы. В Уганде, например, некоторые народы с мусульманского Севера пили кровь своих жертв и съедали их печень, многие калечили тела своих врагов, отправляя таким образом религиозные ритуалы. Времена правления угандийского диктатора Иди Амина и поныне вспоминаются с ужасом. Еще до предоставления независимости Уганде в 1963 г. он приобрел репутацию крайне жестокого человека, был замешан в многочисленных убийствах и пытках людей. Но британские колониальные власти не стали судить одного из немногих черных офицеров. При президенте Мильтоне Оботе Амин постепенно выдвинулся как главнокомандующий армией. Выходец с Севера, Амин еще в 16-летнем возрасте принял ислам. Впоследствии он установил связи с ливийским президентом Каддафи и руководителями палестинских организаций.
В 1971 г. Амин сверг Оботе и установил свою власть в Уганде. Мусульмане составляли лишь 5% населения страны, но тем не менее Амин, опираясь на поддержку ливийцев и палестинцев, установил настоящую диктатуру. Его режим стоил жизни 300 тыс. угандийцев, Амин уничтожал всех недовольных, лично расправился с несколькими министрами.
Многие бежали из страны уже в 1971 г., так что суть происходящего была известна миру. Амин был ритуальным каннибалом; известно, что он убил свою жену, расчленил ее труп и затем съел его. По совету одного шамана он убил сына и съел его сердце. Доказано, что он имел коллекцию иллюстраций из руководства по анатомии и хранил специально подобранные человеческие органы в холодильнике. Амин лично расправился с высшими полицейскими чинами, расследовавшими его преступления. Главным орудием в его руках стала организация под названием Государственный исследовательский центр (ГИЦ), где работали советники из Ливии и палестинцы. Она была центром пыток и расправ с недовольными или подозреваемыми в противодействии диктатору.
Поражает тот факт, что, даже когда о преступлениях Амина в Уганде уже было широко известно, он пользовался широкой международной поддержкой, и прежде всего в Африке. В ОАЕ вообще никто не критиковал Амина вплоть до 1978 г., когда он напал на соседнюю страну — Танзанию. Мало того, в 1975 г. он был избран председателем ОАЕ и в этом качестве выступал на Генеральной Ассамблее ООН 1 октября 1975 г., после чего в его честь был устроен обед видными лицами. Амин был свергнут 4 марта 1979 г. танзанийской армией, нашел убежище у Каддафи в Ливии. Но насилие в Уганде отнюдь не прекратилось.
Серьезную угрозу представляют и другие проблемы, в частности, крайне остро стоит проблема СПИДа. В некоторых странах Тропической Африки им поражена значительная часть населения. Специалисты говорят о так называемом «поясе СПИДа», куда относят такие страны, как Замбия, Мозамбик, Ботсвана, Свазиленд, Намибия. Периодически возникают нехватки продовольствия и голод в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Заире и в других странах.
Проблемой Африки остается и расизм, но не в плане дискриминации черных белыми. В той или иной форме все африканские государства проводили расовую политику. Арабские страны еще в 1950—1960-е гг. изгнали евреев со своей территории или загнали оставшихся в гетто.
Танзания в 1960-е гг. изгоняла арабов или лишила оставшихся равных прав. В 1970-е гг. из Восточной Африки началось изгнание выходцев из Азии, даже в Кении они были дискриминированы в 1982 г. Большинство африканских стран с негритянским населением после получения независимости осуществляли дискриминацию белого меньшинства на уровне государственной политики, исключение составили лишь две страны: Кения и Берег Слоновой Кости.
С начала 2000 г. в Зимбабве начались нападения на белых фермеров, правительство объявило, что около 3 тыс. фермерских хозяйств будет передано бедным черным крестьянам, но были захвачены и многие фермы, которые экспроприации не подлежали. Сейчас власти ничего не могут поделать с этими насильственными захватами. Фермеры подали судебные иски на президента Р. Мугабе, но столкновения на фермах продолжаются, льется кровь. В стране воцарился хаос. Экономика переживает кризис, США угрожают экономическим бойкотом, а президент Р. Мугабе тем не менее выиграл новые президентские выборы (в марте 2002 г.). В августе 2002 г. он отправил в отставку правительство, свалив на него вину за постигший страну политический и экономический кризис.
Получили распространение концепции типа негритюда, подчеркивающее расовое превосходство негритянских народов. В разных странах их лидеры пытаются превозносить самобытность африканцев, разрабатывают доктрины, доказывающие эту самобытность. Так, в Заире диктатор Мобуту разработал доктрину мобутизма, относя к чисто африканским ценностям, например, однопартийные режимы, обожествление власти президента. Он распорядился изменить на африканские все географические названия в стране, запретил все христианские имена. Даже свое имя он сменил на Мобуту Сесе Секо Куку Игбенду Ва За Банга, что в переводе означает «Петух, который не оставляет ни одну курицу без внимания». С аналогичными проповедями выступают ныне и многие другие руководители африканских государств.
Что касается Южной Африки, где велик процент белого населения, то там ныне сохраняется баланс между интересами разных групп, благодаря чему и гарантировано экономическое развитие. Впрочем, в будущем все может измениться, учитывая огромную разницу в доходах. То, что подобное может произойти, доказывают события 2000 г. в Зимбабве, бывшей Южной Родезии, где началось бегство из страны европейского населения.
Выводы
Главной проблемой стран Арабской Африки стало формирование после провозглашения независимости стабильных политических режимов. Либеральный режим утвердился лишь в Тунисе. В Ливии установилась диктатура М. Каддафи, в Судане власть захватили исламские фундаменталисты, обе страны в настоящее время поощряют деятельность международных террористов. В Алжире с 1990 г. военным с трудом удается сдержать натиск Исламского фронта спасения, фактически фундаменталистами развязана война против иноверцев. Лишь в Марокко сохраняется стабильный режим, но королевские власти решительно пресекают всякую оппозицию, умело играя на национальных чувствах населения.
В первые годы независимости в Тропической Африке был отмечен некоторый экономический рост, затем он прекратился, а в 1980-е гг. в экономике произошел резкий спад. Это повлекло за собой и упадок социальных систем, свертывание образования, здравоохранения, разрушение коммуникаций. Главная причина — в упоре на государственный сектор; это было повсеместным явлением в Черной Африке, что вело к неэффективности экономики. Ныне большинство африканских стран выживает только благодаря международной помощи, которая превышает 25 млрд. долл. в год. Лишь в 1990-е гг. в развитии африканской экономики появились некоторые позитивные тенденции.
Многие проблемы Тропической Африки проистекают из пестрого этнического состава и межплеменной розни. Именно это становится причиной многих внутренних конфликтов. Метрополиям не удалось закрепить в Африке институты парламентской демократии, вместо них возникли однопартийные диктатуры, обычным явлением стали военные перевороты.
В политической жизни Африки широко распространились насилие и тирания. Наиболее одиозные режимы были провозглашены полковником Бокассой в Центрально-Африканской Республике и Иди Амином в Уганде. Эти режимы творили такие чудовищные преступления, что до сих пор заставляют содрогнуться от ужаса многих.
Серьезную опасность таят в себе и попытка распространения в Африке разного рода теорий, проповедующих самобытность африканцев, и концепции негритюда, что по сути есть проявление расизма.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии