III. Реформы Фредерика де Клерка
Фредерик де Клерк стал лидером Националистической партии только 2 февраля 1989 г., а уже 8 июля встретился в тюрьме с Нельсоном Манделой и провел с ним переговоры. Сразу же после избрания президентом ЮАР он освободил Уолтера Сисулу и других политических заключенных, отменил чрезвычайное положение, разрешил легальную деятельность ИНК и других африканских организаций, в том числе митинги протеста и организованные демонстрации. Затем был освобожден Нельсон Мандела, это произошло 11 февраля 1990 г.
Перед Ф. де Клерком и Н. Манделой встала задача разработать новую Конституцию, заручиться поддержкой основной массы своих сторонников, оттеснив в сторону экстремистов. В ответ на отмену чрезвычайного положения АНК согласилась не прибегать к насилию, с августа 1990 г. АНК отказалась от вооруженной борьбы. Следующим шагом стало разрешение черным вступать в Националистическую партию, а белым — в АНК.
В конце 1989 г. Организация Африканского единства (ОАЕ), Содружество наций и ООН подтвердили, что санкции против ЮАР будут отменены в случае глубоких конституционных реформ в этой стране. Это побудило де Клерка еще в 1990 г. начать процесс отмены многих законов апартеида. В начале 1991 г. были отменены последние три закона апартеида, в том числе и закон о регистрации населения по расовым группам.
В 1991 г. созвана Конференция за демократическую Южную Африку (КОДЕСА). Она работала до конца 1993 г., в ней участвовало более 20 партий. Ее цель — разработка новой Конституции. Переговоры шли сложно, мешали многочисленные экстремистские партии как белых, так и черных.
Ф. де Клерк пытался обеспечить гарантии белому меньшинству путем права вето; АНК настаивала на принципе правления большинства. Одно время казалось, что Ф. де Клерк надеется создать при участии «Инкаты» и ее лидера М. Бутелезе коалицию партий правого крыла, но укрепление личного авторитета лидера АНК Н. Манделы и линия поведения «Инкаты» не дали осуществиться этим планам.
В марте 1992 г. позиции Ф. де Клерка неожиданно укрепились: он одержал победу на референдуме, в ходе которого большинство белой общины (69%) высказались в поддержку скорейшей передачи властных полномочий африканцам.
Дальнейшие переговоры проходили более энергично. Сказались и отказ США поддержать требования белой общины о праве вето, и неуклюжая политика экстремистских партий (Африканерский народный фронт, Консервативная партия и Африканерское движение сопротивления), и события в двух бантустанах — Бопутотсване и Сискее, перешедших фактически под контроль южноафриканской армии, и непоследовательная позиция М. Бутулезе в отношении Конституции и предстоящих выборов.
В 1992 г. участники КОДЕСА приняли наконец Временную Конституцию. Был создан Переходный исполнительный совет, который существовал наряду с действующим кабинетом. Правительство и АНК договорились, что в ЮАР будет единая армия и гражданская администрация, никого не станут увольнять со службы и правительство не будет проводить конфискацию земель.
26—29 апреля 1994 г. состоялись всеобщие выборы, которые были признаны международным сообществом свободными и честными. Победу одержал АНК, набравший 62,6% голосов (252 места в парламенте). Националистическая партия получила 20,4% голосов и 82 места, «Инка-та» — 10,5% голосов и 43 парламентских мандата. По результатам выборов было создано коалиционное правительство, в котором АНК получила 18 мест, Националистическая партия — 6, «Инката» — 3 места.
АНК одержал победу на выборах в Законодательные собрания 7 провинций, Националистическая партия — в провинции Западная Капская, а «Инката» — в провинции Квазулу-Наталь. 9 мая 1994 г. Нельсон Мандела избран президентом ЮАР, а 8 мая 1996 г. утверждена и ныне действующая Конституция ЮАР. В стране создан двухпалатный парламент: Национальная Ассамблея (400 депутатов, избираемых на 5 лет) и Национальный совет провинций (90 мест). После выборов Националистическая партия покинула правительственную коалицию.
Несмотря на ликвидацию апартеида, перед ЮАР стоит еще немало сложных проблем. Прежде всего, в стране насчитывается 11 основных языковых групп. Не существует так называемого «черного большинства», а есть различные народности африканцев. Самой крупной из них являются зулусы (38,5% населения), далее следуют сото (27,5%), коса (11,6%). В стране также проживают 5,1 млн. человек белой общины, 3,4 млн. цветных и свыше 1 млн. индийцев.
Еще в 1984 г. между черными африканцами начались кровавые стычки (главным образом, между зулусами и коса), погибли свыше 10 тыс. человек, В сентябре 1991 г. удалось собрать мирную конференцию с участием АНК, «Инката» и Националистической партии. В провинции Квазулу-Наталь, где «Инката» стала правящей партией в 1994 г., ее лидер М. Бутелезе добивался расширения автономии. Сепаратистские настроения существовали и в белой общине.
Еще одна проблема — усиление леворадикальных настроений среди черного населения ЮАР, особенно среди неимущих слоев, недовольных огромным разрывом в доходах белого и небелого населения страны. Именно из этих слоев черпали поддержку Панафриканский Конгресс и Народная организация Азании, выдвигая радикальные лозунги типа: «Один белый — одна пуля». Пока удавалось сохранять в стране гражданский мир, но кто мог поручиться за будущее, ведь в ЮАР — 40%-ная безработица, высокий уровень преступности.
С середины 1996 г. в ЮАР работает «Комиссия по доверию и примирению» во главе с архиепископом Д. Туту. В целом она беспристрастно рассматривает преступления во времена прошлого режима как белых, так и черных.
После отмены экономических санкций против ЮАР, это произошло в 1993 г., экономика пошла на подъем: выросли ВВП, золотовалютные резервы, вновь усилился приток в страну иностранных капиталов. Ныне ЮАР входит в число самых развитых стран мира, занимая 1-е место по добыче золота, платины, ванадия, хрома и марганца, 4-е — по добыче алмазов, 5-е — по добыче угля, 7-е — по урану; объем ежегодного экспорта превышает 30 млрд. долл.
С июня 1999 г. президентом ЮАР стал Табо Мбеки. Правительство вкладывает солидные средства в социальную сферу, образование, здравоохранение, жилищное строительство, водоснабжение, электрификацию. Это вызывает доверие иностранных инвесторов, только за 2000 г. зарубежные капиталовложения возросли более чем вдвое. В том же году страна вступила в Всемирную торговую организацию (ВТО), что говорит о надежных экономических перспективах.
Табо Мбеки призвал «избавиться от наследства 300 лет притеснений по расовому признаку». Своей целью он назвал построение свободного от коррупции общества, в котором не будет огромного разрыва в доходах между богатыми и бедными. Серьезной проблемой ЮАР также является СПИД — каждый десятый житель инфицирован, а в том числе 9/10 общего числа военнослужащих. Президент Т. Мбеки лично участвует в дискуссии по этой проблеме, поддерживая позицию доктора Дюс-берга, который возглавляет комиссию ЮАР по СПИДу. Он, в частности, отрицает, что именно вирус иммуннодефицита вызывает СПИД.
В октябре 2000 г. Т. Мбеки провел в Кейптауне совещание по проблеме новых технологий; он призвал Запад к развитию в Южной Африке информационых технологий. В июне 2002 г. в Дурбане прошел Африканский экономический саммит, на котором присутствовали свыше 400 представителей бизнеса. Была продемонстрирована готовность бизнеса вкладывать деньги в Африку. В конце июня Т. Мбеки встретился в Канаде с представителями «большой восьмерки» для обсуждения плана практической помощи Африке со стороны развитых государств. Он призвал, в частности, российский бизнес обратить пристальное внимание на Африку, учитывая традиции многолетних дружеских отношений.
В последнее время ЮАР заметно активизировалась на международной арене, в частности, сейчас она добивается реформы ООН, настаивая на включении по крайней мере двух африканских стран в состав Постоянных членов Совета Безопасности. В марте 2001 г. Т. Мбеки совершил визит на Кубу, где встречался с Ф. Кастро.
В конце августа — начале сентября 2002 г. в ЮАР состоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию. Он проходил в Йоханнесбурге. Присутствовали свыше 100 руководителей стран мира, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Ряд лидеров развитых стран заявили на саммите о значительном увеличении экономической помощи развивающимся странам. На встрече обсуждались проблемы глобализации. Среди ораторов были премьер-министр Великобритании Тони Блэр, президент Франции Жак Ширак, канцлер ФРГ Герхард Шредер; лишь США прислали делегацию второстепенных деятелей. Цель саммита — повышение уровня жизни населения и защита окружающей среды.
Выводы
Режим апартеида сформировался в Южной Африке главным образом после победы Националистической партии на выборах 1948 г. Стремление обеспечить раздельное развитие рас вело к злоупотреблениям, насилию, пренебрежению законом.
Политика апартеида вызвала единодушное осуждение мирового сообщества, но долгое время международные санкции не давали нужного эффекта. Лишь в 1980-е гг. Питер Бота начинает понемногу смягчать режим апартеида, но по-прежнему отказывает африканскому большинству населения в праве участвовать в управлении страной.
Лишь Фридерик де Клерк, став президентом ЮАР в 1989 г., сумел за несколько лет отменить все законы апартеида и начать диалог с лидерами чернокожего населения. К 1994 г. в ЮАР принята новая Конституция, проведены парламентские выборы, на которых победу одержал АПК, а затем Нельсон Мандела был избран президентом.
Несмотря на ликвидацию апартеида, страна стоит перед решением серьезных проблем, главной из которых является сохранение гражданского мира. От этого будет зависеть положение не только в ЮАР, но и во всей Африке.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии