logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.

  1. Адаптация системы представительной демократии

к японским условиям

Навязав Японии систему демократии на основе Конституции 1946 г., апробировав ее в течение нескольких лет, США в апреле 1952 г. лик­видировали оккупационный режим и передали всю полноту власти правительству Сигэру Ёсида, который был ярым приверженцем тес­ного союза с США. Однако после инцидента в марте 1954 г. с судном «Фукуру мару» он вынужден был подать в отставку.

Главой правительства был назначен Итиро Хатояма. По настоя­нию министра иностранных дел Мамору Сигэмицу он выступил сто­ронником улучшения отношений с СССР и КНР. Именно в это вре­мя (1955) прекращено состояние войны между СССР и Японией; в страну вернулись, наконец, японские солдаты, взятые в плен еще во время Второй мировой войны.

Хатояму сменил Нубусукэ Киси, который добился заключения в I960 г. нового Договора (о взаимном сотрудничестве и гарантии безо­пасности) с США сроком на 10 лет. Он, впрочем, был непопулярен в японском обществе, его действия вызвали критику правительства: оно-де втягивает Японию в «холодную войну». Это мнение стало осо­бенно актуальным после инцидента с американским самолетом «У-2», сбитым СССР в мае 1960 г. В Японии начались беспорядки, приведшие к отмене визита президента США Д. Эйзенхауэра и отставке Н. Киси в конце 1960 г.

В 1960-е гг. произошла окончательная стабилизация политического режима в Японии: это стало возможным благодаря достигнутым успе­хам в экономическом развитии страны. Политическая демократия в Японии все более приобретала западные черты, хотя и сохраняла из­вестную специфику. Так сложилась система политических партий, среди которых условно можно выделить левые, правые партии и пар­тии центра, как на Западе.

К левым относились социалисты и коммунисты. Социалистическая партия считалась принципиально оппозиционной правительственно­му курсу. Она выступала за широкие социальные реформы на базе пе­ревода ключевых отраслей экономики в общественную собствен­ность. Социалисты также выступали за демократизацию общества, против возрождения милитаризма, а во внешней политике — за де­нонсацию Договора безопасности е США и улучшение отношений с СССР. В начале 1960-х гг. партия набирала на выборах до 30% голо­сов, позднее — до 20—25%. Главная ее опора — профсоюзы и населе­ние крупных городов.

Коммунистическая партия — одна из самых многочисленных в Япо­нии. Она создала широкую сеть печатных изданий, в том числе выпу­скала популярную газету «Акахата», которая пользовалась влиянием в некоторых профсоюзах и в крупных городах. На выборах партия полу­чала до 10% голосов. Уязвимым местом ее политики стало сотрудниче­ство с СССР, хотя руководство коммунистов не всегда было послушным Кремлю: председатель партии Кэндзи Миямото не раз демонстрировал независимую позицию перед лицом диктата Москвы. В программе ком­партии было много общего с программой социалистов, но некоторые аспекты сформулированы нарочито расплывчато, в частности идея «де­мократического коалиционного правительства» или «поворот к интере­сам народа» в экономической политике.

Центр представляли Партия демократического социализма (ПДС) и специфически японская партия «Комэйто». ПДС образовалась в 1960 г. в результате выхода из Социалистической партии деятелей правого толка. Она предлагала «третий путь»: «преодоление капитализма пу­тем реформ». На выборах эта партия получала 6—7% голосов, имея поддержку в профсоюзной организации «Домэй». Она выступала за развитие «производственной демократии»: за создание органов учас­тия работников в управлении производством, по образцу ФРГ. ПДС поддерживала Договор безопасности с США, но выступала с позиций пацифизма, т. е. добивалась неучастия Японии в каких-либо военных акциях. Она часто вступала в конфронтацию с Социалистической партией, блокируясь с правыми по различным вопросам.

Партия «Комэйто» создана в ноябре 1964 г. на базе буддийской сек­ты «Сока гаккай» (около 10 млн. семей). Партия «чистой политики», как она себя называла, ратовала за создание в Японии «общества все­общего благоденствия», свободного от всех пороков Запада. Она вы­ступала с острой критикой коррупции, с проповедями строгой религиозной морали, подчеркивала ценность национальных традиций — сдержанности, трудолюбия и т. п. В основе ее программы лежали три принципа: 1) гарантия прав человека, 2) суверенитет нации, 3) паци­физм. Ориентируясь на традиционные слои населения, «Комэйто» получала на выборах свыше 7% голосов и сумела создать в 1960-е гг. третью по величине фракцию в парламенте.

Правые силы представлены самой крупной — Либерально-демокра­тической партией (ЛДП). Партия возникла в 1955 г. в результате слия­ния Демократической и Либеральной партий, до этого формировав­ших коалиционное правительство. Будучи консервативной по духу, ЛДП с самого начала широко практиковала государственное регули­рование в экономике, опиралась на государственный сектор. Это бы­ло необычным для прочих развитых государств: по сути, ее политика более соответствовала левым взглядам. Другая отличительная черта партии состояла в стремлении стать правящей в условиях многопар­тийной системы, и это ей удавалось. ЛДП чутко улавливала новые ве­яния и, когда это было востребовано жизнью, быстро меняла свою экономическую стратегию. Это объясняет, в частности, ее интерес к экологическим проблемам (с начала 1970-х гг.), консервативный курс в экономике (в 1980-х гг.) и т. д.

Долгое время ЛДП сохраняла единство, не допуская раскола в сво­их рядах. Это объясняется наличием в структуре партии 5—6 фракций со своими региональными лидерами, что позволяло уживаться сразу нескольким видным политическим фигурам. Они поочередно сменя­ли друг друга на крупных государственных постах. Вопрос о председа­теле партии (он же автоматически становился новым главой японско­го правительства) решался на ежегодных съездах ЛДП. Там же фракции ставили вопрос о распределении министерских портфелей в правительстве в соответствии с результатами выборов в парламент.

Еще одна причина доминирующей роли ЛДП в политической жиз­ни Японии — существование системы разного рода фондов, позволяв­ших партии в нужный момент располагать финансовыми ресурсами. С помощью этих посреднических организаций ЛДП собирала до 80% своих средств и могла их использовать в политической борьбе. Это» было очень важно в Японии, ведь по Конституции 1947 г. правитель­ство могло распустить парламент досрочно, в любой момент, который правящая партия сочтет благоприятным для выборов, чем ЛДП неод­нократно и пользовалась. Другие партии, застигнутые врасплох этим неожиданным решением, попросту не могли за месяц, отводимый для подготовки новых выборов, мобилизовать достаточные финансовые ресурсы.

Групповая солидарность, характерная для японского общества, так­же отразилась на специфике политической системы. Преданность опре­деленным группам политиков, готовность «отблагодарить за под­держку» — все это вело к откровенным подкупам избирателей. Это it Японии отнюдь не считалось криминалом. Немыслимая, по запад­ным меркам, степень коррупции получила распространение и в ЛДП как партии, имевшей доступ к власти.