logo search
Петр из Дусбурга

282. О разорении земли любавской и гибели 65 литвинов

После этого какие-то другие разбойники из Литвы коварно напали на пять деревень в земле Любавской и убили 200 христиан, Некоторых других взяв в плен. Когда, гонясь за ними, братья из Христбурга зашли в пущу, то поняли по следам их, что они разделились [160] на две группы. Посему и они с людьми своими разделились на два отряда, один из которых настиг одну группу язычников и уничтожил в ней 65 человек и освободил 70 христиан. Другой отряд братьев нашел только пять мальчиков-христиан, которых они привели с собой. После братья узнали правдивое известие, что немногие из этих литвинов вернулись целыми. Ведь одни из них утонули на пути, другие умерли от голода, прочие повесились с тоски.

283. О ПРИБЫТИИ БРАТА ГОТФРИДА, ВЕЛИКОГО МАГИСТРА, И ОБ ОТРЕЧЕНИИ ОТ ПОСТА ЕГО И ОБ ИЗБРАНИИ БРАТА ЗИГФРИДА ФОН ФЕЙХТВАНГЕНА 552

В год от Рождества Христова 1302 брат Готфрид, великий магистр, пройдя с 50 братьями через Пруссию, пришел в землю Ливонии, и когда, оставив там братьев в помощь упомянутой земле, на другой год вернулся в Пруссию, то в Эльбингском капитуле отрекся от своего поста, хотя, когда вернулся в Тевтонию, снова бездумно его себе присвоил. После его отречения там сразу же великим магистром был избран брат Зигфрид фон Фейхтванген, который отправился в Венецию 553, в капитул.

284. О БРАТЕ ГЕНРИХЕ ФОН КУНЦЕ

В это время в Пруссии умер брат Генрих фон Кунце, выходец из Тюрингии. До тех пор, пока он был в миру, он проявлял удивительную жестокость, был известен как грабитель и слыл нечестивым человеком. Однажды в сумерках он увидел, что к нему приближается человек верхом на черном-пречерном коне, и он сказал ему: «Генрих, пойдем со мной на пару, я отведу тебя в такое место, где ты обогатишься большой добычей». Генрих согласился и, сев верхом на своего коня, последовал за ним по путям и перепутьям. Наконец он пришел в такое место, дальше которого конь его идти не желал, хотя он не раз пришпоривал его. Ибо конь видел опасность, которую он сам из-за мрака ночи видеть не мог. В конце концов Генрих сказал коню своему, еще сильнее пришпорив его: «Вперед, ради Бога!» Тогда спутник его, а это был диавол, стоя напротив, сказал: «Добро тебе, что ты назвал имя Бога твоего. Ибо не сделай ты этого, то, упав, уже лежал бы мертвым в этой пропасти». Генрих, испугавшись, остался в этом месте до следующего дня, не осмеливаясь двинуться ни вперед ни назад, и когда он увидел высокую-превысокую вершину, с которой он должен был упасть в глубокую-преглубокую пропасть, если бы конь немного двинулся вперед, то осенил себя святым крестом и восславил имя Господа, спасшего его от такой опасности. [161] А еще случилось, что однажды в сумерках он увидел, что некий судия восседает на суде, а множество людей стоят вокруг, и все они обвиняют его в разных злодеяниях, и, когда его привели к судье и судия спросил, что он скажет в оправдание, он, испугавшись, молчал. Наконец после многих обвинений заседатели попросили судию пощадить его, а он должен скорее исправить свой образ жизни. И когда этот брат Генрих пообещал, что он вступит в орден дома Тевтонского, все это сборище исчезло, и больше он ничего не видел. Итак, вернувшись, бледный и ошеломленный, в свой замок, он все, что видел, рассказал жене своей, женщине знатной, юной и нежной, но она отказала ему в расторжении брака, о котором он просил. И вот, когда он некоторое время находился как бы в сомнении о выполнении обета, диавол, враг рода человеческого, который владеет тысячью способами козней, желая отвлечь его от его намерения, явился ему во сне в царском обличье, окруженный множеством рыцарей, и сказал: «Генрих, таким-то и таким-то городом и таким-то и таким-то замком ты будешь владеть и станешь доблестным рыцарем и будешь служить мне, и я дам тебе еще больше». Когда же он рассуждал про себя, что должен верой и правдой служить такому щедрому господину, явился Иисус Христос с пятью ранами и сказал: «Генрих, я щедрее его», — и, прикоснувшись к ране на груди, сказал: «Я дам тебе этот город, если будешь служить мне, а он много лучше того, что обещал тебе тот царь-соблазнитель». И когда он снова поведал это своей жене, она, все еще как бы сопротивляясь его уходу от мира, не дала ему согласия. Посему случилось, что еженощно он слышал страшный звук, словно молот бил в стену, и голос вещал: «Генрих, восстань к молитве, ибо братья твои уже поднялись». Тогда женщина, встревоженная столькими такими ужасными звуками и напуганная чудесными голосами, не имела больше душевных сил, чтобы препятствовать святому намерению своего мужа, но, совершенно смирившись, предоставила ему полную свободу в принятии монашества. И вот, когда согласие было получено, он удалился в пределы Пруссии и, вступив в орден дома Тевтонского, как прежде в бытность мирянином превосходил своих сверстников пороками, так ныне в монашестве превосходил прочих братьев добродетелями. Однажды, страдая от тяжелой болезни, он увидел одного иудея и одного христианина в облике бегардов 554, один из которых стоял справа от него, другой — слева, и вели спор о Вероучениях, и когда иудей победил, то сказал: «Генрих, ты сейчас слышал, что твоя вера не может дать тебе спасения, уверуй же в веру иудейскую». Ответил брат Генрих: «Я верую во всемогущего Бога Отца и прочее, что содержится в символе апостольском» 555, и они тотчас же исчезли. [162]