III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
Фундаментализм — реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилизации. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к самобытности, к изначальной чистоте собственных традиций.
В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в частности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуизма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундаментализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.
Исламский фундаментализм связывают не только с террористической деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интеллектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундаменталистские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофобии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.
Еще в XIX в. зародился панисламизм — движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившееся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.
В 1928 г. в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Бунна была создана организация «Братья-мусульмане». В ней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организация ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.
Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовавшие только в Египте, постепенно распространили свою политическую деятельность и на другие исламские страны.
После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте английских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских политических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.
Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддержали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской государственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покушение, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов организации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.
Там организация получила мощную поддержку со стороны ваххабитов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.
К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Турции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских странах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. Насер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.
Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успехом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была создана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в основном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на финансовую помощь Саудовской Аравии.
Активизация «исламистов» произошла в 1970-е гг.
Во-первых, это обусловлено ростом радикальных настроений в арабском мире в связи с палестинской проблемой; с начала 1970-х гг. многие палестинские организации обращаются к террору против израильтян и Запада, начинаются многочисленные угоны самолетов, взятие заложников и т.д.
Во-вторых, в 1970 г. президент Египта А. Садат разрешил «Братьям-мусульманам» возобновить свою деятельность в Египте. Но очень скоро, уже в 1974 г., как только они убедились в намерении Садата заключить мир с Израилем, дело дошло до открытого конфликта с властями Египта, и волны террористических актов захлестнули страну.
В-третьих, в Сирии во второй половине 70-х гг. «Братья-мусульмане» организовали массовое повстанческое движение против президента Асада. Им удалось захватить даже два крупных города — Хама и Халеб. Правительственные войска вынуждены были брать города штурмом, используя авиацию и тяжелое оружие.
Четвертым, и главным, фактором стала революция в Иране, где в 1978—1979 гг. был свергнут режим шаха и установлен теократический режим аятоллы Хомейни. Он и явился рассадником исламского фундаментализма, активно распространяя влияние исламистов по всему миру, призывая свергать повсеместно «незаконные светские режимы».
В 1981 г. задачу создания «исламской республики» в Сирии провозгласил «Исламский фронт». Только в 1982 г. сирийской армии и силам безопасности удалось разгромить отряды боевиков.
Среди шиитов в Ливане была создана на деньги Ирана организация «Хесболла» («Партия аллаха»), которая обратилась к террору против американцев и европейцев. 6 октября 1981 г. исламистами убит президент Египта А. Садат; сменивший его X. Мубарак вынужден прибегнуть к жестким карательным мерам, но полностью устранить террор ему так и не удалось. Об этом свидетельствует, в частности, убийство председателя египетского парламента Рифаата аль-Махгуба и покушения на иностранных граждан в Египте. В 1992 г. активизировались организации «Аль-Гамаа-аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» в лице их духовного наставника Мустафы Машхура; службам безопасности Египта только к концу 1990-х гг. удалось несколько ограничить их деятельность.
Наконец, сплачивающим фактором для исламистов стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., он превратил «джихад» в общеисламское дело. Все исламские организации и правительства активно включились в оказание помощи «моджахедам»: им была выделена огромная финансовая помощь и около 15 тыс. арабских добровольцев направились в Афганистан. С 1984 г. «моджахедам» стали оказывать помощь и США.
В 1980-е гг. чаще стали совершать террористические акции шииты-смертники, которые, как известно, проповедуют культ мученической смерти. 23 октября 1983 г. одним из таких «смертников» в Бейруте был взорван штаб американской морской пехоты, в результате погибли 239 человек. Участились и трагические случаи с захватом заложников: в 1985 г. группа террористов захватила итальянское судно «Акилле Лаура»; еще одна, под руководством Абу Нидаля, захватила египетский самолет, а при попытке египтян освободить заложников, погибли 57 пассажиров.
В 1986 г. произошел взрыв в дискотеке Западного Берлина, во время которого погиб один американец. США обвинили в подготовке этого акта Ливию и нанесли бомбовый удар по Триполи и Бенгази, но Каддафи остался жив.
В декабре 1988 г. над местечком Локерби в Шотландии взорвался американский самолет: погибли сотни пассажиров, среди которых было немало американцев. США, Англия и Франция обвинили в этом двух ливийцев и потребовали от Каддафи их выдачи. После отказа выдать террористов к Ливии были применены экономические санкции по решению Совета Безопасности ООН. Только в 2000 г. Ливия выдала двух своих подозреваемых граждан, и в январе 2001 г. состоялся суд, признавший одного из них виновным. Между тем в результате бойкота Ливия потеряла 30 млрд. долл.
Похоже, жесткие санкции против «исламистов» способствуют лишь радикализации их позиций. Так, израильтяне в 1989 г. похитили из Ливана лидера «Хесболла» Абдулу Карима Обейду, а в 1992 г. убили нового лидера — шейха Аббаса Мусави, но радикализм организации только усилился. После убийства в 1994 г. 29 мусульман в мечети т. Хеврон другая организация, «Хамас», объявила, что будет убивать и гражданских лиц.
К началу 1990-х гг. ситуация изменилась, 2 августа 1990 г. лидер Ирака Саддам Хусейн захватил Кувейт и объявил «священную войну» против «неверных». ООН обвинил Ирак в агрессии и направил международные силы для освобождения Кувейта. Но призыв Хусейна к «священной войне» сыграл свою роль, и большинство населения мусульманских стран поддержало его «противостояние Западу». Это стало сигналом к новому наступлению фундаменталистов-исламистов.
После того как из Афганистана в феврале 1989 г. были выведены советские войска, в 1992 г. там пал режим НДПА. Началась борьба между различными группировками «моджахедов», которая и привела в 1996 г. к захвату Кабула фундаменталистами из движения «Талибан». Но снятие с повестки дня «афганской проблемы» отнюдь не привело к спаду исламского фундаментализма.
В 1988 г. прекращается ирано-иракская война, а в 1989 г. умирает Хомейни. Но и это не привело к ослаблению радикалов. Прежний союзник Ирана — Ливия резко свернула сотрудничество с ним. Каддафи обрушил репрессии на исламистов-радикалов в Ливии, заявив что «Хесболла» — это не «партия Аллаха», а «партия дьявола».
В 1989 г., после военного переворота, в Судане была установлена «исламская государственность», возникла новая коалиция: Иран—Судан. 25 апреля 1991 г. в столице Судана Хартуме состоялась «Исламо-арабская народная конференция», в которой участвовали радикальные исламские партии и организации из 50 стран мира. На ней было принято решение создать неправительственную организацию «Исла-мо-арабской конференции» с центром в Хартуме, как бы в противовес правительственной ОИК. Были определены перспективные задачи — достижение исламской солидарности; текущие проблемы — освобождение оккупированных территорий, к которым с 1995 г. относят и Чечню. Эта радикальная организация, ее приверженцы исповедуют террор и насилие; в Судане и других странах создается система лагерей, занимающихся подготовкой исламских боевиков, оказывается помощь сепаратистам в Чечне.
Серьезная опасность захвата власти исламистами возникла в 1992 г. в Алжире. Там армия вынуждена была ввести чрезвычайное положение, чтобы не допустить победы Исламского фронта спасения во втором туре выборов. ИФС был запрещен. С того времени в Алжире идет террористическая война, в ходе которой уже погибли около 45 тыс. человек; исламисты добиваются отъезда из Алжира всех иностранцев, совершают на них нападения. С 1994 г. президентом Алжира избран Ламин Зеруаль, но ИФС бойкотировала выборы. Исламисты требуют от Франции возместить ущерб за все годы ее колониального владычества в Алжире.
С весны 1992 г. исламские фундаменталисты развернули самую настоящую террористическую войну по всему Ближнему Востоку и Северной Африке. Особой интенсивности она достигла в последние годы в Египте, Палестине, а также в зоне расположения американских войск в Саудовской Аравии.
В 1994 г. президент Египта X. Мубарак обратился к королю Саудовской Аравии Фахду с требованием прекратить финансирование радикальных исламских организаций. В ответ саудовцы арестовали в 1995 г. несколько сотен членов организации «Братья-мусульмане», в том числе широко известных воинствующих проповедников шейхов Салма-иа-аль-Авда и Сафара аль-Хавали. Но финансирование радикальных исламистов, хоть и в меньших масштабах, продолжается.
Проблема международного терроризма обсуждалась в марте 1996 г. it Шарм аш-Шейхе на совещании участников ближневосточного урегулирования. Но и после этого террористическая война продолжалась; боевики-исламисты стали даже чаще прибегать к убийствам иностранных граждан.
В последние годы примечательна попытка активизации «умеренных исламистов»; инициативу взял на себя лидер Партии благоденствия в Турции Н. Эрбакан, назначенный в сентябре 1996 г. премьер-министром. Его партия была предельно ориентирована на исламские ценности. Он призвал к объединению всего мусульманского мира от Казахстана до Марокко, выдвинул идею исламского общего рынка, исламского НАТО и исламской ООН. Намерением Эрбакана было противопоставить «семерке» промышленно развитых стран Запада «восьмерку» развитых мусульманских государств. 15 июня 1997 г. в Стамбуле объявлено о создании этого объединения в составе Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии. «Восьмерка» намеревалась ввести в обращение региональную денежную единицу — исламский динар. Исламисты заявили о необходимости пересмотреть условия присоединения Турции к таможенному соглашению с ЕС, требовали выхода Турции из НАТО. Но это уже не позволили сами турецкие военные, в январе 1998 г. Н. Эрбакан был смещен, а его партия запрещена.
В апреле 1998 г. экстремистскими кругами исламских стран образован «Международный фронт джихада», эта организация поощряет террористические акции по всему миру. Ее духовным лидером считают Усаму бен Ладена, целью — создание всемирного теократического исламского государства.
19 октября 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию по вопросу о мерах противодействия терроризму, но пока все усилия международного сообщества не дают результатов.
Каковы перспективы у исламского фундаментализма, имеет ли он шанс стать главной проблемой XXI в.? Ответить однозначно на этот вопрос чрезвычайно сложно.
Главный российский специалист по Востоку Л.С. Васильев считает, что «условий для превращения в фактор мирового значения исламский фундаментализм сегодня не имеет». На первый взгляд, это подтверждается некоторыми последними событиями в том же Иране, быстрым распространением современных средств коммуникаций, далеко зашедшим процессом модернизации во многих исламских странах.
Но имеются и тревожные сигналы. В основе фундаментализма лежит неудовлетворенность тех слоев, которые не получили ожидаемых успехов от проводимых преобразований. Отсюда — психологический дискомфорт, ностальгия по прошлому, идеализация традиций. В странах с незначительным населением и обилием нефти можно без труда компенсировать бытовую неустроенность и материальные нехватки, снять напряженность в обществе, но что делать в таких бедных странах, как Судан, Пакистан, Бангладеш? Даже пример Алжира, неожиданно лишившегося нефтяного изобилия, примечателен.
Одним из оплотов фундаментализма стал Афганистан под властью талибов; не случайно там обосновался один из исламских теоретиков терроризма Усама бен Ладен. Исламский фундаментализм в Афганистане стремился, прежде всего, отстоять свои собственные традиции и сплотить страну воедино. Правда, в результате последних акций армии США режим талибов в Афганистане уничтожен, но резервы у исламистов еще есть. Под угрозой находятся и молодые государства Средней Азии, а также Азербайджан — фундаментализм может распространиться и на эти страны.
Даже в государствах, уже давно ставших на путь модернизации, в Турции и Египте, фундаменталисты имеют солидную социальную базу, что и доказывают их успехи на местных и парламентских выборах. Там также растет неприятие культурных ценностей и моральных принципов Запада.
Для России трудноразрешимой проблемой стала Чечня, значительная часть населения которой поддерживает идеи исламского фундаментализма ваххабитского толка. Сейчас там воюют боевики-наемники из многих мусульманских стран, движимые чувством исламской солидарности.
Для США в частности и для Запада в целом особые проблемы возникли в связи с известными событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Несомненно, это связано с проявлением исламского экстремизма в наиболее опасной форме.
Актуальность проблемы исламского фундаментализма подчеркивает то, что в 2001 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал индийский писатель, ныне проживающий в Англии, — B.C. Найпаул. В своих книгах он дает критическую оценку проявлениям исламского фундаментализма в таких неарабских странах, как Индонезия, Иран, Малайзия, Пакистан.
Исламский фундаментализм — это не просто терроризм, а культурная революция в современном мире, явление чрезвычайно многогранное и неоднозначное. Относиться к нему следует с особым вниманием. Тем более что ислам исповедует в мире свыше 1 млрд. человек; в 40 странах мусульмане являются большинством населения, еще в 30 — составляют значительную его часть.
Выводы
/. В период «холодной войны» страны Азии стали инициаторами движения неприсоединения. В этом отразилось их стремление быть подальше от конфликтов между великими державами. Но постепенно движение неприсоединения отходит от первоначальных принципов, поскольку сами развивающиеся страны стали объектом конкуренции между США и СССР. В 1970-е гг. движение окончательно выродилось и утратило прежнее значение.
Уже в 1960-е гг. часть исламских стран оказалась в фарватере советской внешней политики. Это связано не только с военной и экономической помощью, но и с политикой «исламского социализма», который осуществлялся в этих странах. Отход от политики сотрудничества с СССР завершился к концу 1980-х гг.
Всплеск «исламского фундаментализма» приходится на 1970-е гг., что связано с успехами модернизации в странах ислама и противостоянием арабских стран Израилю. По большому счету, фундаментализм — реакция отторжения европейских ценностей, которые, по мнению фундаменталистов, угрожают самому существованию ислама как цивилизации.
В1980— 1990-е гг. термин «исламский фундаментализм» все чаще употребляется применительно к террористической деятельности радикалов. Многочисленные попытки покончить с акциями исламских боевиков пока не приводят к успеху, поскольку социальный потенциал радикальных элементов в мусульманских стран накоплен немалый.
Наиболее серьезное преступление «исламских радикалов» это, несомненно, террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Каков будет ответ Запада — от этого во многом будут зависеть судьбы современного мира.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии