logo search
Петр из Дусбурга

13. О разрушении замков накло и других

В тот же год и лето пришло другое войско братьев и землю, прилежащую к городу Бресту, они опустошили огнем и мечом. И после этого войско пошло дальше и осадило один замок 18, где осажденные сдали его на тех условиях, чтобы они ушли, не причинив материального ущерба. Затем вышеупомянутое войско прошло к двум другим замкам и к замку Накло; оно один за другим захватило три замка и, всех взяв в плен и убив, обратило замки в прах. В этом замке был один вождь по имени Генрих, рыцарь, который равно грабил клириков и мирян, монастырских и мирских и всех, проходящих мимо, и жестоко обращался с ними. Он был взят в плен братьями, и когда у него спросили, почему он совершил все эти злодеяния, то он ответил: «Ведь мне никто не запрещал и не препятствовал». Вот как безнаказанность преступления потворствует стремлению совершать проступки.

14. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ВАЙКЕН

В год от Рождества Христова 1330 графы из Марки и из Манды и брат графа из Юлиха со многими рыцарями и знатными людьми Алемании пришли в Прусскую землю, а зимой в землю пришел магистр и послал с ними 100 братьев и три тысячи всадников, [216] которые, войдя в землю Литвы, волость, называемую Вайкен, разорили огнем, а поскольку люди были задолго предупреждены, они возымели небольшую добычу.

15. О СОЖЖЕНИИ ЗАМКА ГЕДИМИНА И ПРЕДМЕСТЬЯ

В то же время братья из Раганиты со своими подданными незаметно, на рассвете, когда литвины спали, вошли в предместье замка Гедимина и всё его с мужчинами, женщинами и младенцами и со всем скарбом до основания сожгли, за исключением 12 человек, которые, убежав в замок, спаслись от неминуемой гибели.

16. О РАЗРУШЕНИИ РИЖСКОГО

В указанном году, а именно в год 1330, во время Пасхи 19, когда град Рижский был в осаде уже почти год, неуемное (как уже указывалось 20) разногласие между рижскими горожанами, с одной стороны, и братьями дома Тевтонского из Ливонии, с другой, на некоторое время затихло, так как обессиленные голодом и осадой, что пугало как правителей города, так и простой люд, горожане вынуждены были сдаться и отдать своих близких, и город, и свободы, и все права и привилегии в руки брата Эберхарда фон Мангейма 21, магистра земли Ливонии, и братьев, чтобы они распоряжались всем этим и располагали по своему благоволению. И магистр не вошел в город, пока рвы не были засыпаны землей валов на пространстве в 30 локтей. И сказала одна женщина: «Видно, этот магистр очень тучен телом, коли требует такого пространства, а не входит в прочие ворота, как остальные христиане».

17. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ

В тот же год, осенью, Локетек, король Польши, со всеми всадниками своего королевства и многими данниками и 8 тысячами воинов, которых ему послал на помощь король Венгрии 22 из народа своего, мощно вторгся в землю Кульмскую и осадил город и замок Шёнензе, а после этого пришел к замку Липе, однако не несколько часов штурмовал, но 10 дней наносил урон вышеупомянутой земле огнем и мечом. Наконец, когда у него кончились припасы и были заключены некоторые договоры, он ушел.

18. ОБ ОДНОМ ЧУДЕ

В этом войске был один граф, магистр Вильгельм, вождь венгерский, которому в видении ночью, когда он возлежал на ложе своем, явилась Пресвятая Дева и, сурово порицая его, сказала: «Почему ты разоряешь землю мою, орошенную кровью многих христиан? Если ты не уйдешь, то знай, что умрешь скоро лютою смертью».[217]

19. О МЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ

Между тем как венгры разоряли землю Кульмскую, король Венгрии с огромным войском выступил против одного короля, подданного своего 23. Когда он напал на его королевство, то крестьяне этой волости пилами подпилили посредине деревья в лесу, по которому венгры должны были пройти на обратном пути, чтобы когда одно упадет, то, коснувшись другого, повалило бы его и так далее. Вот почему случилось, что когда при отступлении венгры вошли в упомянутый лес и вышеупомянутые крестьяне толкнули деревья, то они упали друг на друга, и так все, падая со всех сторон, они придавили великое множество венгров. Вот, хотя Бог по природе благ, добр и милосерд, долготерпелив и многомилостив 24, однако, как говорит пророк Наум, также мститель Господь и страшен во гневе, мстит Господь врагам Своим и не щадит противников Своих 25. Как же мог Господь долготерпеливо и многомилостиво сносить, что этот король Венгрии послал людей своих, чтобы разорить землю Христа и Богоматери и живущих там братьев, которые каждый день готовы не покладать рук и не щадить живота, чтобы отомстить за поругание распятого Господа. Конечно, Господь не мог оставить это без отмщения.