Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
Труднее всего усваивать древнеегипетскую мифологию из-за её алогичности.
Например, бог Нехебка бессменно сторожит вход в потусторонний мир, но одновременно с этим он ещё присутствует на загробном суде и сопровождает бога Солнца в ночном плавании с запада на восток. Согласно одному из вариантов космогонической легенды города Гермополя (которая, в свою очередь, существовала наряду с другими легендами о сотворении мира), солнечное божество рождается из лотоса, и лотос становится оком бога; однако бог ночует в этом цветке, а днём покидает его и облетает землю. Воплощением мирового зла - небытия и мрака - традиционно считаются крокодилы, змеи и гиппопотамы: злые силы изображаются в виде этих животных, но в виде бегемота изображается и добрая богиня Таурт, змеи - богиня-покровительница Нижнего (северного) Египта, крокодила или человека с головой крокодила - Себек, владыка наводнений, бог, от которого зависит урожай, покровитель охотников и рыболовов. В другом сказании о том же Себеке говорится как о враге Солнца. Богиня Селкет в разных вариантах одного и того же мифа фигурирует то как доброе, то как злое божество. Ещё показательней в этом отношении трансформации Сета: бог засух и пустыни, убийца наиболее любимого и почитаемого египтянами Осириса; бог, день рождения которого считался самым несчастливым днём в году, одновременно культивируется как покровитель фараонов, в его честь воздвигают святилища и дают имена детям, и эти две взаимоисключающие тенденции сосуществуют на протяжении веков. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как этих богов надлежит изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Наконец, некоторые боги не имеют даже постоянных имён: они меняются в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершает в данный момент. Человеку двадцатого столетия, привыкшему мыслить логично и системно, подобная противоречивость мешает именно систематизировать и логически осмысливать материал, уложить его в некую целостную картину, в пределах которой можно было бы выделить какие-то общие закономерности и с их помощью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты.
Древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах; многие содержащиеся в них намёки и ссылки нам непонятны; наконец, часть мифов сохранилась лишь в пересказах античных авторов, давших свою интерпретацию и, следовательно, исказивших первоначальный смысл.
Алогичность древнеегипетской мифологии является закономерным следствием того, что в политеистической религии Египта на протяжении очень долгого времени не существовало понятия «религиозное инакомыслие»: не было ни догматов, вера в которые предписывалась бы как обязательная, ни догматов, отрицавшихся богословами как ересь. Фактически в каждом номе ( административном округе) страны вырабатывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд, по-разному трактующие одни и те же религиозные постулаты и мифологические события. Несоответствие между вариантами сказаний усугублялось тем, что и сами сказания влияли друг на друга: происходило заимствование сюжетов и образов, различные концепции смешивались, разные представления синкретизировались; в результате боги древнеегипетского пантеона на протяжении веков меняли иконографию, роли, отождествлялись между собой по тем или иным причинам - из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имён; либо, наоборот, образ какого-нибудь божества распадался на множество разновидностей (ипостасей). Все это приводило к тому, что даже мифы, которые складывались и сосуществовали в пределах одного теологического центра и в один исторический период, совершенно по-разному трактовали одни и те же положения.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.