logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).

Англия пережила свою революцию ещё в 17 веке, и английская буржуазия полтора века старательно укрепляла и завоёвывала свои позиции.

Англия к началу 19 века – самая развитая в промышленном отношении страна, одна из самых влиятельных держав мира. Однако буржуазная реальность настолько разительно отличалась от великолепных прогнозов своих и французских просветителей, что всё происходящее напоминало какой-то дурной сон, невероятную карикатуру, рождало у чутких людей идеи обречённости, страстное желание уйти от всего происходящего на природу, в экзотические страны. Именно у английских романтиков культ природы получает наиболее полное развитие. Нигде не получил такого развития так называемый чёрный, или готический, роман, «роман ужаса», как в Англии.

Ведущей чертой английского романтизма становится непримиримая, доведённая до отчаяния антибуржуазность, поиски внебуржуазных форм бытия, цельной, сильной личности.

Вальтер Скотт – один английских писателей-романтиков, который наряду с Байроном оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа. Они завоевали мировую известность не только благодаря своей острой интриге и занимательности, но и тому, что автор рассматривал исторические события не как цепь случайностей, а как явления социально обусловленные. Скотт считал, что древние эпохи были не менее жестоки, что развитие цивилизации шло не мирным эволюционным путём, а было результатом кровавой борьбы.

Роман «Айвенго» рассказывает о сложных социальных, национальных, сословных и личных противоречиях, сопутствующих процессу объединения английского государства. В этом романе Скотт обращается к наиболее сложному периоду жизни Англии – к 12 веку, когда англосаксы были завоёваны норманнами и в стране происходила борьба между англосаксонской и норманнской знатью. Шла борьба и внутри норманнского лагеря: за власть боролись сторонники принца Джона и короля Ричарда Львиное Сердце, а огромные массы угнетённых крестьян, страдающих от двойного гнёта – социального и национального – восставали против феодалов.

Автор осознавал, что усиление государственной власти могло происходить только в результате ограничения суверенных прав отдельных феодалов. Очень болезненно процесс слияния разных культур и языков – французского и англосаксонского, - в результате которого родился современный английский язык.

Скотт показывает эти сложные процессы через судьбы отдельных людей, через их характеры и с удивительной правдивостью рисует быт и нравы разных слоёв населения в ту давнюю эпоху. Перед нами встают картины жизни феодалов в замках, рыцарских турниров, грабежей и насилия норманнов, бегства йоменов в вольные братства разбойников Робина Гуда, положения рабов в патриархальных семьях англосаксонских феодалов. Автор умело включает эти явления в круговорот личных отношений Айвенго: с отцом – Седриком Саксонским, с леди Ровеной, с Ричардом. Столь же напряжённо развивается и линия сюжета, связанная с Исааком из Йорка, попадающего всё время в опасные положения и боящегося за свою жизнь, своё богатство, свою дочь.

Сочетание романтических приключений, высоких чувств или низменных побуждений героев создаёт особую увлекательность, но в то же время перед нами – реалистически достоверное исследование исторических процессов. Вкраплённый в повествование авторский текст подводит нас к верным суждениям о той эпохе.

Характерен для Скотта и отход от деления на «чёрное» и «белое» в чистом виде, что было принято считать признаком романтической литературы. Его герои могут быть способны на низменные, жестокие поступки и совершать поступки благородные, соответствующие рыцарской чести.

Несмотря на благополучную развязку, когда, казалось бы, решены все личные и социальные конфликты, чувствуется, что разрешены они временно, что в дальнейшем вспыхнут новые конфликты, которые тоже невозможно будет решить без жертв, без столкновений интересов различных слоёв общества, без противоречий между личностью и государством. феям приходится возглавлять приют для бендных. одежде, и без огородника не прожить, и бежать от прозы жизни к феям невозможгме